Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
N 05-02/148-15 (опубликовано 31 августа 2015 г.)
Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что условие пункта 2.4 Проекта контракта в части оплаты работ противоречит требованиям статьи 190 ГК РФ, поскольку поставлено в зависимость от не обладающего признаком неизбежности обстоятельства (поступление денежных средств из областного бюджета на счет заказчика), в связи с чем, не может рассматриваться в качестве срока наступления денежного обязательства по оплате выполненных работ.
Условие договора, определяющее порядок оплаты за выполненные работы после поступления денежных средств из бюджета Курганской области, как указано выше, является ничтожным, поскольку оплата по возмездному договору не может быть поставлена в зависимость от перечисления заказчику каких-либо денежных средств от третьих лиц. Обязанность по оплате лежит на муниципальном заказчике и не может быть поставлена в зависимость от события, срок наступления которого нельзя установить.
Следовательно, в данном Проекте контракта срок оплаты не может считаться установленным, согласованным.
Таким образом, проект контракта на выполнение работ по ремонту кровли разработан с нарушением требований ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, поскольку в контракте отсутствует обязательное условие о сроках оплаты работы, установленное в соответствии с нормами ст. 190 ГК РФ.
Довод заявителя, изложенный в жалобе о том, что срок исполнения обязательства по оплате за выполненные работы не может считаться установленным, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В результате проведения внеплановой проверки, Комиссией Курганского УФАС России установлено следующее.
В п.п. 2 п. 5.2. раздела I "Общие положения", п. 10 раздела X "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации заказчиком установлено требование к участникам закупки, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок (правомочность участника закупки заключать контракт).
В соответствии с Федеральным законом N 140-ФЗ от 04.06.2014 г. "О внесении изменений в Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок утратил законную силу.
Таким образом, заказчик не вправе предъявлять к участникам закупки требование о правомочности участника закупки заключать контракт.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В нарушение вышеуказанной нормы, заказчик в аукционной документации установил требование к участникам закупки (правомочность участника закупки заключать контракт), не предусмотренное действующей редакцией Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Статьей 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о требованиях к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и инструкции по ее заполнению.
На заседании Комиссии Курганского УФАС России представитель заказчика пояснил, что при выполнении работ по ремонту кровли Муниципального Казенного Общеобразовательного Учреждения "Далматовская средняя общеобразовательная школа N 3" необходимо использовать товар, поименованный в Ведомости объемов, в отношении которого в аукционной документации отсутствует указание на товарный знак.
Требования к содержанию первой части заявки при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, в отношении которого в аукционной документации отсутствует указание на товарный знак, установлены в п.п. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п.п. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При рассмотрении аукционной документации, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в п.п. "б" п. 3 ч. 13.2 раздела III "Подготовка заявки на участие в электронном аукционе" заказчикам установлены требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, в том числе, об указании сведений о наименовании места происхождения товара или наименовании производителя.
В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в п.п. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок внесены следующие изменения: слова "места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя" заменены словами "страны происхождения"
Таким образом, установив требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с недействующей редакцией ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик нарушил требования п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При рассмотрении раздела XI "Техническое задание" аукционной документации, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в аукционной документации отсутствуют показатели в отношении товара, используемого при выполнении работ, являющихся предметом контракта, позволяющие определить его соответствие, установленным заказчиком требованиям, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях ГК РФ.
Согласно ст. 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Исходя из буквального толкования положений ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе, срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не должен составлять менее семи дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разместив извещение о проведении электронного аукциона на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) 14.08.2015 года, с учетом требований ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе датой окончания срока подачи заявок является - 22.08.2015 года.
Установив датой окончания срока подачи заявок 21.08.2015 года, заказчик сократил срок подачи заявок на участие в электронном аукционе до шести дней.
При указанных выше обстоятельствах, разместив 14.08.2014 года на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) извещение о проведении электронного аукциона N 0843300054215000001, заказчик нарушил положения ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "Техномонтаж" обоснованной.
Признать в действиях заказчика - Муниципального Казенного Общеобразовательного Учреждения "Далматовская средняя общеобразовательная школа N 3" нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в установлении требований к участникам закупки (правомочность участника закупки заключать контракт), не предусмотренных действующей редакцией Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Признать в действиях заказчика - Муниципального Казенного Общеобразовательного Учреждения "Далматовская средняя общеобразовательная школа N 3" нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в не установлении в документации о закупке показателей, позволяющих определить соответствие используемых при выполнении работ товаров.
Признать в действиях заказчика - Муниципального Казенного Общеобразовательного Учреждения "Далматовская средняя общеобразовательная школа N 3" нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в отсутствии в контракте обязательного условия о сроках оплаты работы.
Признать в действиях заказчика - Муниципального Казенного Общеобразовательного Учреждения "Далматовская средняя общеобразовательная школа N 3" нарушение ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в размещении в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Признать в действиях заказчика - Муниципального Казенного Общеобразовательного Учреждения "Далматовская средняя общеобразовательная школа N 3" нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в установлении требований к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с недействующей редакцией п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Выдать заказчику - Муниципальному Казенному Общеобразовательному Учреждению "Далматовская средняя общеобразовательная школа N 3" предписание об устранении нарушений ч. 6 ст. 31, ч. 2 ст. 33, ч. 13 ст. 34, ч. 2 ст. 63, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, путем аннулирования электронного аукциона на выполнение работ по ремонту кровли (извещение N 0843300054215000001).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области N 05-02/148-15 (опубликовано 31 августа 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016