Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 28 августа 2015 г. N 134-А-15-АП
Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Лебедева Ксения Александровна, рассмотрев протокол и материалы дела N 134-А-15-АП об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица - директора МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 9" <_>
паспорт: <_> выдан 14.10.2002 г. отделом внутренних дел города Черногорска Республики Хакасия, код подразделения 192-002,
место, дата рождения: <_> Читинской области,
место жительства: Республика Хакасия, г. Черногорск, <_>
ИНН: <_>
место работы, занимаемая должность: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 9", <_>
документ, подтверждающий назначение на должность: приказ о приеме на работу <_>
в присутствии представителя по доверенности <_> установил:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) поступила жалоба гр. <_> от 13.11.2014 года (вх. N 6571) на действия заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9", расположенного по адресу: 655151, Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Парковая, 16, при заключении прямых договоров на организацию питания учащихся.
Хакасское УФАС России, усмотрев признаки нарушения антимонопольного законодательства приказом от 13.02.2015 года N 63 возбудило дело в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9" по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно предоставление преимущественного права индивидуальному предпринимателю <_> при организации питания школьников.
Решением от 18.05.2015 года (дата изготовления решения в полном объеме) МБОУ "СОШ N 9" признано нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части предоставления преимущественного права индивидуальному предпринимателю <_> при организации питания школьников (пункт 1 решения), а также выдало МБОУ "СОШ N 9" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а именно в срок до 15 августа 2015 года осуществить действия, направленные на обеспечение конкуренции в части проведения установленных законодательством процедур по отбору хозяйствующих субъектов на оказание услуг по организации питания школьников из внебюджетных средств (пункт 2 решения).
При рассмотрении указанного дела комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила следующее.
25 августа 2014 года Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 9" (далее - МБОУ "СОШ N 9") и индивидуальный предприниматель <_> (далее - ИП <_>) заключили Договор N 278 на оказание услуг по организации горячего питания школьников.
Договор вступает в силу 02.09.2014 г. и действует до 30.12.2014 г.
Стоимость услуг по настоящему договору составляет 217 068 руб. 30 коп., без НДС.
Количество учащихся: 0-4 классы, 213 человек.
Один детодень составляет 12,90 рублей (5,7 рублей в учебный день на 1 ребенка - субсидия из республиканского бюджета Республики Хакасия; 7,2 рубля в учебный день на 1 ребенка - субсидия из местного бюджета города Черногорска Республики Хакасия). Сумма субсидии из местного бюджета города Черногорска определена Постановлением Администрации города Черногорска от 18.09.2014 года N 2491-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Черногорска от 13.01.2014 года N 16-п "Об организации бесплатного питания школьников" (7 рублей 20 копеек в день на одного учащегося).
На основании Договора N 278 от 25.08.2014 года между МБОУ "СОШ N 9" (ссудодатель) и индивидуальным предпринимателем <_> (ссудополучатель) был заключен договор N 290 безвозмездного пользования имуществом, в соответствии с которым ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает во временное безвозмездное пользование:
- нежилое помещение, расположенное по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Парковая, д. 16 для организации питания учащихся: подсобное помещение 6,7 м2; туалет 1,3 м2; туалет 1,0 м2; мойка 24,3 м2; подсобное помещение 12,9 м2; кухня 48,7 м2; оборудование, указанное в Приложение N 1.
25 декабря 2014 года МБОУ "СОШ N 9" и Индивидуальный предприниматель <_> заключили Муниципальный контракт N 466 на оказание услуг по организации горячего питания школьников (далее - Контракт N 466).
Контракт N 466 заключен по итогам открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания школьников (закупка N 0180300001314000134).
Договор вступает в силу 12.01.2015 г. и действует до 28.05.2015 г.
Стоимость услуг по настоящему договору составляет 232 460 (двести тридцать две тысячи четыреста шестьдесят) рублей 80 копеек, без НДС.
Количество детей: 208 человек.
Стоимость одного детодня составляет 12 рублей 70 копеек (пункт 2.3 Контракта N 471). В силу Постановления Администрации города Черногорска от 15.01.2015 года N 97-П "Об организации бесплатного питания школьников" с 12.01.2015 года на одного учащегося рассчитана стоимость горячего питания в размере 7 рублей.
На основании муниципального контракта N 466 от 25.12.2014 года между МБОУ "СОШ N 9" (ссудодатель) и индивидуальным предпринимателем <_> (ссудополучатель) был заключен договор N 49 безвозмездного пользования имуществом, в соответствии с которым ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает во временное безвозмездное пользование:
- нежилое помещение, расположенное по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Парковая, д. 16 для организации питания учащихся: подсобное помещение 6,7 м2; туалет 1,3 м2; туалет 1,0 м2; мойка 24,3 м2; подсобное помещение 12,9 м2; кухня 48,7 м2; оборудование, указанное в Приложение N 1.
Торги МБОУ "СОШ N 9" на право заключения Договора N 278 не проводились в силу следующих причин.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе в сфере закупок), закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей
Договор от 25.08.2014 г. N 278 заключен МБОУ "СОШ N 9" на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, согласно калькуляционных карточек один день полноценного горячего питания (завтрак, обед) в МБОУ "СОШ N 9" в среднем составляет от 32 до 35 рублей. Калькуляцию блюд составляет и утверждает ИП <_> определяя стоимость горячего питания учащихся.
Таким образом, один детодень в размере 12,90 (12,70) финансируется за счет субсидий из республиканского и местного бюджета, остальная сумма - за счет средств родителей учащихся.
МБОУ "СОШ N 9" заключены договоры на оказание услуг по организации питания учащихся (договор N 278, контракт N 466), финансирование которого производится за счет бюджетных средств. Однако отсутствует какой-либо документ (договор, соглашение) на оказание услуг по организации питания учащихся, финансирование которого производится за счет средств родителей.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что организация горячего питания учащихся за счет родительских средств осуществляется также ИП <_> То есть, МБОУ "СОШ N 9" без проведения конкурентных торгов предоставило ИП <_> преимущества для выполнения работ. Кроме того, МБОУ "СОШ N 9" на период действия Договора от 25.08.2014 года N 278, Контракта от 25.12.2014 года N 466 на оказание услуг по организации горячего питания школьников, предоставило в безвозмездное пользование данному предпринимателю школьный пищеблок.
В соответствии пунктом 2 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Однако заключение подобных договоров, в том числе договоров безвозмездного пользования, без проведения торгов связано напрямую с договорами на организацию питания обучающихся. Следовательно, во исполнение договоров, заключенных на организацию питания школьников, закон разрешает передачу муниципального имущества с согласия собственника в безвозмездное пользование. В соответствии с пунктом 5.4 Устава МБОУ "СОШ N 9" учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Такое согласие получено МБОУ "СОШ N 9", о чем свидетельствует письмо руководителя Комитета по управлению имуществом г. Черногорска (далее - Комитет) <_> адресованное руководителю Управления образованием Администрации г. Черногорска <_> согласно которому Комитет дал согласие на заключение договоров безвозмездного пользования, в том числе между МБОУ "СОШ N 9" и ИП <_> сроком с 02.09.2014 года до 30.12.2014 года (согласие от 10.09.2014 г., исх. N 1386), сроком с 12.01.2015 г. по 28.05.2015 г. (согласие от 05.02.2015 г., исх. N 239).
Организация питания школьников по Договору от 25.08.2014 года N 278 (213 учащихся), Контракту от 25.12.2014 года N 466 (208 учащихся) предполагает организацию питания завтраками учащихся начальной школы (0-4 классы).
В соответствии с пояснениями директора МБОУ "СОШ N 9" <_> (письменные пояснения от 20.04.2015 г., вх. N 2306) организация питания завтраками осуществляется во временной промежуток: с 09.15 до 11.25.
Таким образом, безвозмездное пользование муниципальным имуществом (школьным пищеблоком) индивидуальным предпринимателем <_> осуществлялось также за рамками действия Договора от 25.08.2014 года N 278, Контракта от 25.12.2014 года N 466.
В соответствии с протоколом общешкольного родительского собрания N 1 - дата проведения 19.09.2014 г. родителям (законным представителям) учащихся предложена конкретная стоимость горячих обедов, которая будет составлять для комплексного обеда (обучающиеся начальной школы) - 35 рублей, горячих обедов (обучающиеся 5-9 классов) - 35 рублей, горячих обедов и полдников (воспитанники предшкольных групп) - 35 рублей и 25 рублей соответственно. Указанная сумма складывается из затрат индивидуального предпринимателя <_> на организацию питания школьников.
Следовательно, если рассматривать правоотношения в совокупности, то можно сделать однозначный вывод о том, что индивидуальному предпринимателю <_> предоставляется возможность организовывать питание обучающихся как питающихся за счет бюджетных ассигнований, так и питающихся за счет средств родителей вне установленного Законом о контрактной системе в сфере закупок порядка.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 данного Закона).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Установленный статьей 15 Закона о конкуренции запрет адресован в том числе организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон о государственных и муниципальных услугах) под государственной (муниципальной) услугой понимается деятельность органа власти (органа местного самоуправления) по реализации функций этого органа в пределах его полномочий, осуществляемая по запросам заявителей.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о государственных и муниципальных услугах действие данного федерального закона распространяется на деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
К таким организациям, в силу положений Закона о государственных и муниципальных услугах относятся подведомственные государственному органу или органу местного самоуправления организации - государственные или муниципальные учреждения либо унитарные предприятия, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, а также иные организации, предоставляющие услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг, включенные в перечни услуг, установленные в части 1 статьи 9 Закона о государственных и муниципальных услугах.
Как следует из материалов дела, школа является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учредителем и собственником которого выступает муниципальное образование "г. Черногорск".
В соответствии с пунктом 2.1 Устава МБОУ "СОШ N 9" предметом деятельности Учреждения является реализация основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительных образовательных программ по направленностям в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности, выданной Учреждению.
В соответствии с Постановлением Администрации г. Черногорска от 14 ноября 2011 года N 3143-п "Об утверждении базового перечня муниципальных услуг (работ), предоставляемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями муниципального образования город Черногорск" (с последующими изменениями и дополнениями) в перечень муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями Городского управления образованием администрации города Черногорска входит, в том числе предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. В перечень муниципальных учреждений, оказывающих такую муниципальную услугу, входит, в том числе МБОУ "СОШ N 9".
Таким образом, МБОУ "СОШ N 9" является организацией, участвующей в предоставлении муниципальных услуг в сфере школьного образования.
В соответствии со статьей 37 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация питания учащихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В МБОУ "СОШ N 9" действует Положение об организации питания учащихся, утвержденное Приказом директора МБОУ "СОШ N 9" от 02.09.2013 года N 254 (далее - Положение). Согласно пункту 3.1 Положения организация питания осуществляется победителем торгов на основании заключенного государственного контракта или оператором питания при заключении разовых договоров на предоставление школьного питания. В соответствии с пунктом 3.3 Положения финансирование расходов на организацию питания в Учреждении может осуществляться:
- за счет средств республиканского и муниципального бюджетов;
- за счет родителей (законных представителей) учащихся.
В силу пункта 3.7 Положения питание обучающихся и воспитанников предшкольных групп, финансирование которого осуществляется за счет родителей (законных представителей), осуществляется на основании калькуляционных карточек. Сведения о стоимости питания доводятся администрацией Учреждения совместно с классными руководителями и воспитателями предшкольных групп до обучающихся и родителей (законных представителей) на родительском собрании, о чем составляется протокол, в котором законный представитель обучающегося выражает свое согласие о стоимости питания.
Из материалов дела усматривается, и данный факт не оспаривается МБОУ "СОШ N 9", что Учреждением ИП <_> была предоставлена возможность по организации питания учащихся за счет внебюджетных средств без проведения конкурсных процедур и, как следствие, без заключения каких-либо договоров и соглашений.
Согласно представленным в адрес Хакасского УФАС России ИП <_> информации было установлено следующее.
Сумма полученной выручки при организации питания учащихся за счет средств родителей в МБОУ "СОШ N 9" составила за период с 02.09.2014 г. по 30.12.2014 г. - 112 000 рублей; за период с 12.01.2015 г. по 31.03.2015 г. - 160 000 рублей.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В рамках выявления нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции подлежит установлению следующее: принятый органом или иным поименованным субъектом акт (совершенное им действие, допущенное им бездействие) приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции; отсутствует федеральный закон, разрешивший непосредственно такому лицу принять конкретный акт (совершить действие, допустить бездействие), приводящий или могущий привести к указанным последствиям. При этом первое обстоятельство подлежит доказыванию антимонопольным органом, а второе презюмируется до тех пор, пока орган либо соответствующий субъект, принявший акт (совершивший действие, допустивший бездействие), не докажет обратное.
МБОУ "СОШ N 9" совершены действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (ограничены права неопределенного круга лиц), а именно Учреждением предоставлено преимущественное право индивидуальному предпринимателю <_> при организации питания школьников.
Таким образом, в деятельности МБОУ "СОШ N 9" присутствуют признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Как уже было отмечено выше, в настоящий момент между МБОУ "СОШ N 9" и индивидуальным предпринимателем <_> заключен Муниципальный контракт N 466 на оказание услуг по организации горячего питания школьников (208 человек).
Согласно пояснениям директора МБОУ "СОШ N 9" <_> данных на заседании от 19.03.2015 г., общее количество учащихся в МБОУ "СОШ N 9" составляет 323 человека.
На сегодняшний день организацию питания учащихся, питающихся за счет родительских средств, осуществляет также ИП <_>
Проанализировав материалы дела, рассмотрев представленные сторонами по делу, документы и материалы, исследовав доводы и возражения сторон, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу, что действия МБОУ "СОШ N 9", которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в части предоставления преимущественного права индивидуальному предпринимателю <_> при организации питания школьников, нарушают требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Указанное нарушение антимонопольного законодательства образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ - действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством РФ и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно статьи 23.48 КоАП РФ территориальные антимонопольные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9 КоАП РФ, предусматривающей ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов за действия (бездействие) которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Решение Хакасского УФАС России по делу N 15-А-15 от 18.05.2015 года вступило в законную силу.
В соответствии со статьей 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу пункта 4.12 Положения об организации питания учащихся МБОУ "СОШ N 9" директор является ответственным лицом за организацию и полноту охвата учащихся горячим питанием.
Должностным лицом МБОУ "СОШ N 9" является директор - <_> (приказ о приеме работника на работу от 12.05.2003 г. N 52 с 12.05.2003 г.).
В связи с чем, 26.06.2015 года заказным письмом, по месту работы директора МБОУ "СОШ N 9" - <_> было направлено уведомление о составлении протокола.
14.08.2015 года в отсутствии <_> извещенной надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, заявившей ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие в связи с нахождением в очередном отпуске, был составлен протокол об административном правонарушении. Определением о назначении времени и места рассмотрения дела N 134-А-15-АП об административном правонарушении дело назначено к рассмотрению на 28.08.2015 года в 09 часов 30 минут.
Во исполнение уведомления о составлении протокола от 26.06.2015 года (исх. N 04-4101/ОМ) <_> представлены письменные пояснения, в которых было указано на следующее.
При рассмотрении дела об административном правонарушении просила такие обстоятельства как признание нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в полном объеме, привлечение к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.9 КоАП РФ, впервые, а также тот факт, что согласно должностной инструкции, являющейся неотъемлемой частью трудового договора N 42-08 от 09.01.2008 года, директор не наделен полномочиями по организации и проведению торгов в части проведения установленных законодательством процедур по отбору хозяйствующих субъектов на оказание услуг по организации питания школьников из внебюджетных средств, в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Рассмотрев вышеуказанные доводы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с трудовым договором с руководителем муниципального учреждения N 42-08 от 09.01.2008 года, заключенным между Городским управлением образованием администрации города Черногорска (далее - работодатель) и директором муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "СОШ N 9" <_> (далее - руководитель) руководитель обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора, обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств учреждения, а также имущества, переданного учреждению в оперативное управление в установленном порядке.
Однако из материалов дела усматривается, и данный факт не оспаривается МБОУ "СОШ N 9", что Учреждением ИП <_> была предоставлена возможность по организации питания учащихся за счет внебюджетных средств без проведения конкурсных процедур и, как следствие, без заключения каких-либо договоров и соглашений, что влечет за собой нарушение положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Следовательно, обязанность соблюдения при исполнении должностных обязанностей требований законодательства Российской Федерации <_> не была исполнена.
Кроме того, безвозмездное пользование муниципальным имуществом (школьным пищеблоком) индивидуальным предпринимателем <_> осуществлялось за рамками действия Договора от 25.08.2014 года N 278, Контракта от 25.12.2014 года N 466.
Таким образом, <_> не было обеспечено целевое и эффективное использование имущества, переданного учреждению в оперативное управление в установленном порядке.
Согласно положениям вышеуказанного Трудового договора руководитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим трудовым договором.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП России задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 2.9 КоАП России при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, оценив характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности, приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Ограничение конкуренции образует формальный состав правонарушения, следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).
Негативный результат возник не в нематериальной, а в организационной сфере. В рассматриваемом случае объектом посягательства явились общественные отношения в сфере защиты конкуренции. В силу статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего закона являются, в том числе, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. В результате совершения указанного правонарушения возникла объективная угроза основам рыночных экономических отношений, развитию конкурентной среды.
В силу Закона о защите конкуренции объектом охраны являются интересы государства в сфере обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции, в частности, предупреждение и пресечение монополистической деятельности, и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Нарушение запретов, установленных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не может быть разрешено антимонопольным органом.
Следует отметить, что спорные правоотношения находятся в публично--правовой сфере, то есть действия (бездействие) их участников, не принимающих во внимание установленный порядок поведения, могут затронуть права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Именно поэтому указанная сфера правоотношений является контролируемой со стороны органов государственной власти, пренебрежительное отношение должно пресекаться в установленном действующим законодательством порядке.
<_> не представлены доказательства исключительности случая совершения административного правонарушения, а также какие-либо иные доказательства, свидетельствующие о малозначительности совершенного правонарушения.
Таким образом, отсутствуют основания для признания малозначительным вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 КоАП России административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В рассматриваемом случае прекращение производства в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, применение к должностному лицу устного замечания - не способствуют достижению целей административного наказания.
Факт совершения административного правонарушения <_> подтверждается протоколом по делу N 134-А-15-АП об административном правонарушении от 14.08.2015 года, а также другими материалами дела.
Срок давности привлечения <_> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение должностного лица (личность виновного, его имущественное положение), обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Признать должностное лицо - директора МБОУ "СОШ N 9" <_> виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Приказу Федеральной антимонопольной службы от 18.02.2014 года N 103/14 "Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации и территориальными органами ФАС России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета" денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере защиты конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополий и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемых федеральными органами государственной власти оплачивается в федеральный бюджет.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
ИНН 1901021801, КПП 190101001
УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России),
р/с 40101810200000010001, отделение - НБ Республика Хакасия,
БИК 049514001,
Код ОКТМО 95 715 000,
Код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140 - "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти".
В поле назначения платежа после основания, указать "в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (3902) 22-62-55.
Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, а также частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Постановление по делу об административном правонарушении выдано 28 августа 2015 года, вступает в законную силу с 08 сентября 2015 года в соответствии с требованиями пунктов 1, 2 статьи 31.1 КоАП РФ.
Руководитель управления К.А. Лебедев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 28 августа 2015 г. N 134-А-15-АП
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016