Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 26 августа 2015 г. N 02-35/2015-022
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):
<_>
рассмотрев дело N 02-35/2015-022, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
- в отсутствие заявителя: <_>
- в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: Кредитного потребительского кооператива "Экспресс-займ" (ИНН 4401109764, юридический адрес: 156000 г.Кострома, ул.Свердлова, д.3, оф.3),
- в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: Общества с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Кинешма-Медиа" (ИНН 3703041197, юридический адрес: 155800 г.Кинешма, пл.Революции, д.8), установила:
В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г.Северодвинск по факту распространения рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, заявитель указал, что в газете "168 часов" N13 (955) от 31 марта 2015 года на стр.1 была опубликована реклама следующего содержания: "Кредитный потребительский кооператив Экспресс-займ займы для всех: - на любые цели - нужен только паспорт - 15 минут принимаем сбережения под высокий % вклады пайщиков застрахованы займы для юридических и физических лиц рассмотрим ваши заявки по телефону: 9-87-96 ул. Островского, 2 ул. 50 лет ВЛКСМ, 8, т.:3-88-05 КПК "Экспресс-займ" является членом СРО свидетельство N236 от 19.12.2011. На правах рекламы. Не является публичной офертой".
По-мнению заявителя, существенная информация в рекламе размещена "маленькими расплывчатыми буквами на зеленом фоне и является нечитаемой", поэтому может ввести потребителей в заблуждение.
Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч.1 ст.28 Закона о рекламе, согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование).
Факт распространения рассматриваемой рекламы подтверждается: заявлением, газетой "168 часов" N13 (955) от 31 марта 2015.
Ивановским УФАС России по данному факту 30 июля 2015 года возбуждено дело N 02-35/2015-022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к КПК "Экспресс-займ" и оказываемым финансовым услугам;
- призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.
В соответствии с ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Согласно п.28 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Вопрос о распространении рассматриваемой рекламы был вынесен на заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Ивановском УФАС России (далее - Экспертный совет). Члены Экспертного совета приняли единогласное решение о том, что в рассматриваемой рекламе наименование (организационно-правовая форма) КПК "Экспресс-займ" не воспринимается или плохо воспринимается потребителем.
Наряду с этим члены Экспертного совета акцентировали внимание на том, что:
- информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт, цветовая гамма), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы;
- наименование организационно-правовой формы "Экспресс-займ" неразличимо. При том, что реклама ООО "Центрофинанс Групп" (более мелким шрифтом), размещенная рядом, читается вполне ясно;
- в макете ярким, разборчивым шрифтом указана только наиболее "выгодная" для потребителя информация: фирменное наименование, профиль деятельности организации, информация о выдаче займов, сведения о высоком проценте по принимаемым сбережениям. Информация об организационно-правовой форме доведена до потребителя в нечитаемой форме. <_> Цветовое решение макета препятствует прочтению сведений, размещенных на нем. Это вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно идентификации юридического лица, оказывающего финансовую услугу;
- в тексте макета не указано, что займы могут выдаваться только членам кооператива. Умолчание об этом факте также должно признаваться введением в заблуждение потребителей рекламы.
Согласно п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 18.07.2009 N190-ФЗ "О кредитной кооперации" кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками). При этом в тексте рассматриваемой рекламы не указано, что займы могут выдаваться только членам кооператива.
Изложенное свидетельствует о том, что рассматриваемая реклама также содержит признаки нарушения ч.7 ст.5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
За нарушение требований ч.1 ст.28 Закона о рекламе согласно ч.6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.
За нарушение требований ч.7 ст.5 Закона о рекламе согласно ч.6 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламодатель.
Согласно статье 3 Закона о рекламе: рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно материалам дела рассматриваемая реклама распространялась только в газете "168 часов".
В соответствии со свидетельством о регистрации СМИ ПИ N5-0283 от 07 июня 2001 года, договором о подготовке к выпуску, издании и распространении СМИ от 01 января 2011 года, а также письменными пояснениями учредителя газеты "168 часов" (вх. N307ф от 14.07.2015) рекламораспространителем указанной рекламы является ООО "Издательский дом "Кинешма-Медиа".
Вместе с тем, рекламодателем в данном случае является Кредитный потребительский кооператив "Экспресс-займ" (вх. N307ф от 14.07.2015, вх. N2730 от 22.07.2015).
Представители КПК "Экспресс-займ" и ООО "Издательский дом "Кинешма-Медиа" на рассмотрение дела не явились.
Ранее в Ивановское УФАС России поступило ходатайство ООО "Издательский дом "Кинешма-Медиа" о рассмотрении дела в отсутствие представителя (вх. N2907 от 07.08.2015).
Однако КПК "Экспресс-займ" представило ходатайство об отложении рассмотрения дела, указав на невозможность обеспечить явку представителя на заседание 26 августа 2015 года (вх. N3045 от 20.08.2015).
Поскольку КПК "Экспресс-займ" иных обоснований заявленного ходатайства об отложении рассмотрения дела не указало, Комиссия пришла к выводу о том, что отсутствие его представителя на заседании не препятствует всестороннему и полному рассмотрению дела. Ходатайство КПК "Экспресс-займ" было отклонено.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу следующего содержания: "Кредитный потребительский кооператив Экспресс-займ займы для всех: - на любые цели - нужен только паспорт - 15 минут принимаем сбережения под высокий % вклады пайщиков застрахованы займы для юридических и физических лиц рассмотрим ваши заявки по телефону: 9-87-96 ул. Островского, 2 ул. 50 лет ВЛКСМ, 8, т.:3-88-05 КПК "Экспресс-займ" является членом СРО свидетельство N236 от 19.12.2011. На правах рекламы. Не является публичной офертой", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Издательский дом "Кинешма-Медиа" предписание об устранении выявленных нарушений Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 26 августа 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<_>
ПРЕДПИСАНИЕ
26 августа 2015 года г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):
<_>
на основании своего решения от 26 августа 2015 года по делу N 02-35/2015-022 о признании ненадлежащей рекламы КПК "Экспресс-займ", опубликованной в газете "168 часов" N13 (955) от 31 марта 2015 года на стр.1, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Кинешма-Медиа" (ИНН 3703041197, юридический адрес: 155800 г.Кинешма, пл.Революции, д.8) устранить выявленные нарушения ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", для чего в срок до 04 сентября 2015 года прекратить распространение в газете "168 часов" ненадлежащей рекламы следующего содержания: "Кредитный потребительский кооператив Экспресс-займ займы для всех: - на любые цели - нужен только паспорт - 15 минут принимаем сбережения под высокий % вклады пайщиков застрахованы займы для юридических и физических лиц рассмотрим ваши заявки по телефону: 9-87-96 ул. Островского, 2 ул. 50 лет ВЛКСМ, 8, т.:3-88-05 КПК "Экспресс-займ" является членом СРО свидетельство N236 от 19.12.2011. На правах рекламы. Не является публичной офертой" без выполненного читаемым шрифтом указания наименования оказывающего финансовую услугу лица, а также без указания на то, что займы могут выдаваться только членам кооператива.
2. ООО "Издательский дом "Кинешма-Медиа" представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 10 сентября 2015 года.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 26 августа 2015 г. N 02-35/2015-022
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016