Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 26 августа 2015 г. N 07-04-15/33
Заместитель руководителя управления Попова Ирина Николаевна, действующая на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрев протокол N 07-04-15/33 об административном правонарушении от 18.08.2015 г. и материалы дела об административном правонарушении N 07-04-15/33, возбуждённого в отношении должностного лица -<> на момент совершения правонарушения исполняющего обязанности начальника Комитета по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района, установил:
Событие административного правонарушения.
Комиссия Мурманского УФАС России в результате рассмотрения дела N 6 о нарушении антимонопольного законодательства признала в действиях МКУ Комитета по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района факт нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключение с ИП Усачевым Юрием Ивановичем договора аренды нежилого помещения, площадью 216,30 кв.м., расположенного по адресу: Мурманская обл., г. Ковдор, пер. Полярный, д.8, 1 этаж, к NN1-10, 12-24, N68/2014 от 16.05.2014 г. без проведения аукциона на право заключения договора аренды муниципальных помещений.
Распоряжением Администрации Ковдорского района от 22.10.2009 г. N102 ИП Усачёву Ю.И. было передано в аренду муниципальное помещение площадью 53,0 кв.м., расположенное по адресу: г.Ковдор, пер. Полярный, д.8, для использования под сауну.
В дальнейшем Администрацией Ковдорского района в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района были заключены договора аренды, на основании которых в аренду ИП Усачеву Ю.И. было передано муниципальное имущество для использования под сауну, расположенное по адресу: г. Ковдор, пер. Полярный дом, д.8, 1 этаж, а именно:
- договор аренды муниципального имущества N 193/10 от 22.12.2010 года, общей площадью 53,0 кв.м.;
- договор аренды муниципального имущества N 216/11 от 06.12.2011 года, общей площадью 53,0 кв.м.;
- договор аренды муниципального имущества N 62/12 от 10.01.2012 года, общей площадью 220 кв.м.;
- договор аренды муниципального имущества N 62/2013 от 10.01.2013 года, общей площадью 220 кв.м.
Решением Совета депутатов Ковдорского района от 25.04.2013 г. N 25 "О внесении изменений в структуру администрации Ковдорского района" Комитет по управлению муниципальным имуществом был исключён из структуры администрации Ковдорского района с 01.07.2013 года.
Согласно представленной в ходе рассмотрения дела N07-03/15-6 Листа записи Единого государственного реестра юридических лиц от 21.04.2014 г. Комитет по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района с 01.07.2013 г. является самостоятельным юридическим лицом и ему присвоен статус казённого учреждения.
В 2014 году МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района заключил с ИП Усачёвым Ю.И. договор N 68/2014 от 16.05.2014 г. аренды муниципального имущества - помещения общей площадью 216,30 кв.м., расположенного по адресу: Мурманская область, г. Ковдор, пер. Полярный дом, д.8, 1 этаж.
Таким образом, в период с 2009 г. по 2011 г. Администрацией Ковдорского района по договору аренды ИП Усачеву Ю.И. передавалось помещение по адресу: Мурманская область, г. Ковдор, пер. Полярный дом, д.8, 1 этаж, площадь которого составляла 53,00 кв.м. В 2013 году площадь передаваемого помещения была увеличена и составила 220 кв.м., в 2014 году - 216,30 кв.м.
Договора аренды муниципального имущества с ИП Усачевым Ю.И. заключались на 1 год без пролонгации.
Всё вышеуказанные договоры заключены без проведения процедуры торгов в нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
ИП Усачев Ю.И. по истечению срока действия договора аренды N 68/2014 от 16.05.2014 года продолжал пользоваться муниципальным помещением, расположенным по адресу: г. Ковдор, пер. Полярный дом, д.8, 1 этаж, при отсутствии возражений со стороны арендатора.
Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" глава четвертая Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) дополнена статьей 17.1, регулирующей особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
В соответствии с данной статьей, начиная с 02.07.2008 договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, вне зависимости от того, закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями (при условии, что этим имуществом они могут распоряжаться только с согласия собственника) или не закреплено (далее - договоры передачи имущества), могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
Торги на право заключения договоров аренды муниципального имущества проводятся в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утверждёнными Приказом ФАС России от 10.02.2010 г. N 67.
Решением Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области от 27.02.2014 г. N15 утверждено Положение о порядке предоставления объектов нежилого фонда, находящихся в собственности муниципального образования Ковдорский район, в аренду, безвозмездное пользование (далее по тексту - Порядок предоставления имущества).
Пункт 2.8. Порядка предоставления имущества предусматривает, что муниципальное имущества может быть предоставлено в аренду по результатам проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без проведения торгов.
Раздел 5 Порядка предоставления имущества регламентирует порядок предоставления муниципального имущества в аренду без проведения торгов и соответствует требованиям Закона о защите конкуренции.
Предоставление муниципального имущества в аренду в порядке оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства регламентировано разделом 6 Порядка предоставления имущества. Согласно условиям данного раздела имущества субъектам малого и среднего предпринимательства передаётся в соответствии с программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлениями главы Администрации Ковдорского района Мурманской области от 08.10.2012 г. N629, от 24.05.2010 г. N 353 и от 01.10.2008 г. N726 также были утверждены ведомственные целевые программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ковдорском районе" на 2013 - 2015 годы, на 2010 -2012 годы и на 2009 - 2011 годы. Ведомственная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ковдорском районе", действующая в период 2009- 2015 г.г., не содержат указания на виды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях поддержки которых могут быть предоставлены муниципальные помещения как в аренду, так и в пользование, поэтому норма пункта 4) части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции, предусматривающая возможность предоставления преимущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов и без согласования с антимонопольным органом, не может быть применена.
МКУ Комитетом по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района заключен с ИП Усачевым Ю.И. договор от 16.05.2014 г. N 68/2014. Согласно условиям данного договора МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района передаёт в аренду ИП Усачеву Ю.И муниципальное помещение 216,30 кв.м., расположенное по адресу: Мурманская область, г. Ковдор, пер. Полярный, д.8, первый этаж, к NN1-10,12-24 для использования под сауну. Срок аренды установлен с 01.01.2014 г. по 30.12.2014 г. Указанный договор аренды заключён без проведения процедуры торгов согласно ст.17.1 Закона о защите конкуренции.
Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении муниципального имущества.
Аренда муниципального имущества предполагает передачу прав и обязанностей, предусмотренных договором аренды, в результате необоснованно создаются преимущественные условия в получении муниципального имущества для определенного субъекта и препятствия в доступе к нему неопределенного круга потенциально заинтересованных лиц.
Положения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, запрещающие заключение договоров аренды без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, направлены, в первую очередь, на исключение возможности ограничения конкуренции при заключении указанных договоров.
Таким образом, передача муниципального имущества в аренду целевым образом без проведения торгов является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района создал возможность наступления последствий в виде недопущения конкуренции на этапе доступа к аренде муниципального имущества, поскольку действия администрации по передаче муниципального имущества в аренду без проведения торгов привело к получению ИП Усачева Ю.И. возможности пользоваться помещением в приоритетном порядке, и могло привести к недопущению конкуренции между потенциальными арендаторами помещений.
Таким образом, рассматриваемые действия МКУ Комитета по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района образуют состав нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Субъект административного правонарушения:
В соответствии с пунктом 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района (далее - Положение), утверждённым Постановлением администрации Ковдорского района от 03.07.2013 г. N 456, Комитет по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района (далее - Комитет) является отраслевым (функциональным) органом, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Ковдорский район, в том числе по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в ведении собственности муниципального образования Ковдорский район.
Комитет по управлению муниципальным имуществом, согласно Положению является юридическим лицом. Организационно - правовой формой Комитета, является - учреждение. Тип Комитета - муниципальное казенное учреждение.
Согласно подпункту 4.1.2 пункта 4.1 раздела 4 Положения, Комитет в пределах своей компетенции имеет право принимать решения о передаче муниципального имущества в аренду, выступать арендодателем, заключать договоры аренды.
Согласно представленной Выписки из Распоряжения Врио главы Ковдорского района от 17.03.2014 г. N 37-л "О назначении <>" на должность начальника муниципального казенного учреждения Комитета по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района назначен <>
Таким образом, <> на момент заключения договора аренды исполняя обязанности начальника муниципального казенного учреждения Комитета по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района, допустил нарушение требований части 1 статьи 17.1 и части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции", выразившееся в заключении с ИП Усачевым Ю.И. договора аренды нежилого помещения N 68/2014 от 16.05.2014 года, площадью 216,30 кв.м., расположенного по адресу: Мурманская обл., г. Ковдор, пер. Полярный, д.8, 1 этаж, к NN1-10, 12-24 без проведения аукциона на право заключения договора аренды муниципальных помещений.
При указанных обстоятельствах в действиях <> являвшегося на момент совершения административного правонарушения должностным лицом, а именно: исполняя обязанности начальника муниципального казенного учреждения Комитета по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Место совершения административного правонарушения: муниципальное образование Ковдорский район.
Время совершения административного правонарушения: май 2014 года.
Объект данного административного правонарушения: общественные отношения, возникающие в связи с необходимостью обеспечения органами власти, органами местного самоуправления иными осуществляющими функции указанных лиц органами или организациями конкуренции.
Объективная сторона административного правонарушения.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен прямой запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций. При этом, перечень запрещенных действий, указанных в статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не является исчерпывающим. Совершение любого из них образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 14.9 КоАП РФ.
Объективная сторона вменяемого начальнику МКУ Комитета по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района<> административного правонарушения состоит в заключении с ООО ИП Усачевым Ю.И. договора от 16.05.2014 г. N 68/2014 аренды муниципального помещения площадью 216,30 кв.м., расположенного по адресу: г.Ковдор, пер. Полярный, д.8, 1 этаж, без проведения аукциона на право заключения договора аренды муниципальных помещений
Субъективная сторона административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вина должностного лица <> заключается в том, что лицо, исполняя должностные обязанности начальника МКУ Комитета по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района, на момент совершения правонарушения, должно было обеспечить соблюдение законности деятельности МКУ Комитета по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района требований антимонопольного законодательства, однако не предприняло мер по соблюдению действующего законодательства (не исполнил возложенной на него обязанности).
На момент совершения правонарушения должностное лицо сознавало противоправный характер своих действий, так как знало о требованиях, установленных статьёй 17.1 Закона о защите конкуренции, согласно которым договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
При указанных обстоятельствах, в действиях должностного лица <> содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 настоящего Кодекса, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. (Решение Мурманского УФАС России от 29.05.2015 г. N 07-03/15-6-3209 по делу N 6 о нарушении антимонопольного законодательства вступило в силу).
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В целях устранения нарушений ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции 27 января 2015 года КУМИ Ковдорского района был проведен открытый аукцион на право заключения договора аренды муниципального имущества, расположенного по адресу: Мурманская область, г. Ковдор, пер. Полярный дом, д.8, 1 этаж.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в отношении должностного лица <> не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении не установлено.
Протоколом от 18.08.2015 исх. N 07-04/15-33-4508 <> был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N 07-04/15-33.
На рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал <> лично.
Учитывая изложенное, характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 1 статьи 14.9, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать должностное лицо <> на момент совершения правонарушения исполняющего обязанности начальника Комитета по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, по факту нарушения Комитета по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. За нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" и в соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ наложить на должностное лицо - <> административный штраф в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа, в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001. Расчетный счет 40101810000000010005 в ОТДЕЛЕНИЕ МУРМАНСК Г. МУРМАНСК. БИК 044705001.
Код ОКТМО 47 703 000. Код платежа 161 1 16 02010 01 6000 140 "Административные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти".
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 26 августа 2015 г. N 07-04-15/33
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016