Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
N 04-07/130-2015 (опубликовано 25 августа 2015 г.)
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клеомед - хирургические материалы" (далее - Заявитель, ООО "КХМ") от 14.08.2015 года исх. N 1409-ж (вх. N 4620 от 14.08.2015 года) на действия государственного учреждения здравоохранения "Новомосковская городская клиническая больница" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку шовного материала (закупка N 0366200035615004198) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 годам N 727/14 (далее - Административный регламент), в присутствии:
<> установила:
14.08.2015 года в Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Электронного аукциона (закупка N 0366200035615004198).
Из жалобы следует, что при формировании аукционной документации, по мнению Заявителя, Заказчиком были допущены следующие нарушения.
В пунктах 1-3, 9 Технического задания документации об Электронном аукционе запрашивается материал, характеристикам которого соответствует исключительно материал производителя ЗАО "Плазмафильтр" (при заявленной совокупности характеристик и покрытия из повиаргола). Заявитель отмечает, что материал иных производителей, имеющий схожие характеристики, поставлен быть не может, так как ни один материал не соответствует в полном объеме тем требованиям, которые предъявляются Заказчиком в Техническом задании, т.е. при данной совокупности характеристик имеется четкое указание на товар единственного производителя - ЗАО "Плазмафильтр".
В пункте 4 Технического задания документации об Электронном аукционе запрашивается шовный материал, характеристикам которого соответствует, по мнению Заявителя, исключительно материал "производителя Стерикат (при заявленной совокупности характеристик и покрытия из повиаргола)".
Заявитель считает, что в пунктах 18 и 14 Технического задания документация об Электронном аукционе совокупность характеристик указывает на шовный материал производителей Ethicon (Jonson & Jonson) и Vicryl Plus соответственно. Однако содержатся сведения, отличные от заявленных Заказчиком, т.е. при данной совокупности характеристик (длина нити, изгиб иглы) данные позиции являются несуществующими.
В жалобе Заявитель указывает, что в пунктах 14,19,23 Технического задания документации об Электронном аукционе требуется игла с квадратным сечением, что, по мнению Заявителя не соответствует ГОСТу и применяться не может.
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя, считая действия Заказчика и Уполномоченного учреждения при проведении Электронного аукциона соответствующими требованиям Закона, представили письменные возражения на рассматриваемую жалобу (исх. N01-13/257 от 18.08.2015 года, N 203юр от 19.08.2015 года).
Из письменных возражений Заказчика и пояснений его представителей в ходе заседания по рассмотрению жалобы следует, что документация по вышеуказанному электронному аукциону разработана в полном соответствии с требованиями статьи 33 Закона. Характеристики товара, указанные в документации об электронном аукционе, были сформированы на основании потребностей Заказчика в соответствующих товарах.
В заседании Комиссии 19. 08. 2015 года объявлен перерыв. Заседание Комиссии в том же составе продолжилось 20.08.2015 года в 16 часов 00 минут.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Приказом государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" от 04.08.2015 года N 4830 объявлен Электронный аукцион, создана Аукционная комиссия, определен ее состав.
05.08.2015 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещены извещение и документация об электронном аукционе на поставку шовного материала (закупка N 0366200035615004198) (далее - документация об Электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта 2 460 229,68 рублей.
Относительно доводов, изложенных в жалобе ООО "КХМ", Комиссией установлено следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Изучив извещение о проведении указанного электронного аукциона, документацию об Электронном аукционе, а также документы и сведения, представленные участниками рассмотрения жалобы на заседание Комиссии, Комиссия установила следующее.
В части 1 раздела II "Техническое задание на поставку шовного материла" документации об Электронном аукционе Заказчиком, в том числе установлены следующие требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товара:
N п/п |
Наименование показателей |
Требуемые значения показателей |
1 |
Сетка хирургическая |
|
1.1 |
Изготовлен из материала полипропиленовые мононити |
наличие |
1.2 |
Размер, см |
30 х 30 |
1.3 |
Толщина, мм |
не менее 0,45 и не более 0,50 |
1.4 |
Цвет |
белый и/или бело - синий |
1.5 |
Антимикробное покрытие в виде полимерного композита, обладающего противовоспалительным действием |
наличие |
1.6 |
Диаметр нити, мм. |
не менее 0.1 не более 0,149 |
1.7 |
Объемная пористость, % |
не менее 84 и не более 86 |
1.8 |
Поверхностная плотность, г/м2 |
не менее 64 и не более 66 |
2 |
Сетка хирургическая |
|
2.1 |
Изготовлен из материала полипропиленовые мононити |
наличие |
2.2 |
Размер, см |
25 х 25 |
2.3 |
Толщина, мм |
не менее 0,45 и не более 0,50 |
2.4 |
Цвет |
белый и/или бело - синий |
2.5 |
Антимикробное покрытие в виде полимерного композита, обладающего противовоспалительным действием |
наличие |
2.6 |
Диаметр нити, мм. |
не менее 0.1 не более 0,149 |
2.7 |
Объемная пористость, % |
не менее 84 и не более 86 |
2.8 |
Поверхностная плотность, г/м2 |
не менее 64 и не более 66 |
3 |
Сетка хирургическая |
|
3.1 |
Изготовлен из материала полипропиленовые мононити |
наличие |
3.2 |
Размер, см |
15 х 15 |
3.3 |
Толщина, мм |
не менее 0,1 и не более 0,25 |
3.4 |
Цвет |
белый и/или бело - синий |
3.5 |
Антимикробное покрытие в виде полимерного композита, обладающего противовоспалительным действием |
наличие |
3.6 |
Диаметр нити, мм. |
не менее 0.1 не более 0,149 |
3.7 |
Объемная пористость, % |
не менее 84 и не более 86 |
3.8 |
Поверхностная плотность, г/м2 |
не менее 64 и не более 66 |
4 |
Нить стерильная хирургическая, синтетическая, нерассасывающаяся, полифиламентная |
|
4.1 |
Изготовлена из волокон полиэстера с покрытием из полибутилата с содержанием кремния |
наличие |
4.2 |
Покрытие из полибутилата с содержанием кремния обеспечивает снижение трения при проведении через плотные ткани. |
наличие |
4.3 |
Нить окрашена в зеленый цвет для улучшения визуализации в ране |
наличие |
4.4 |
Игла из коррозионностойкого высокопрочного сплава |
наличие |
4.5 |
Игла имеет увеличенный ресурс проколов за счет специальной обработки поверхности силиконом, что способствует уменьшению трения между иглой и тканями. |
наличие |
4.6 |
Игла имеет конструкцию, увеличивающую надежность ее фиксации в иглодержателе за счет насечек в месте захвата, а также скругленных углов корпуса, что позволяет фиксировать иглу в держателе под различным углом. |
наличие |
4.7 |
Конструкция и материал иглы обеспечивает повышенную устойчивость к необратимой деформации (изгибу), что предотвращает необходимость замены иглы |
наличие |
4.7.1. |
Жесткость иглы, Н/мм2 |
не менее 4,6 |
4.8 |
Длина нити, см |
Не менее 75 |
4.9 |
Метрика нити |
М2 (3/0) |
4.10 |
Крепление нити в игле путём лазерного сверление ушка иглы с дальнейшим обжимом места крепления нити к ушку |
наличие |
4.11 |
Игла колющая |
Наличие |
4.12 |
Длина иглы, мм |
Не менее 26 |
4.13 |
Изгиб иглы ? окружности |
Наличие |
4.14 |
Одинарная индивидуальная стерильная упаковка имеет порт с обозначенными легко отслаивающимися листками, обеспечивающая доступ в одно движение к внутреннему вкладышу |
Наличие |
4.15 |
Внутренний вкладыш защищает нить и иглу от повреждения (прочный материал) и имеет отверстие для доступа к игле |
наличие |
4.16 |
Упаковка индивидуальная обеспечивает прямолинейность нити после ее извлечения |
Наличие |
4.17 |
Упаковка индивидуальная предотвращая возникновения эффекта "памяти формы" |
Наличие |
4.18 |
Упаковка индивидуальная содержит полную информацию о наименовании изделия, составе и параметрах нити, параметрах иглы для контроля за содержимым после извлечения из индивидуальной упаковки и размещения на стерильном столе |
Наличие |
4.19 |
На внутреннем вкладыше размешены две липкие полоски для фиксации и учета отработанных игл. |
Наличие |
9 |
Сетка хирургическая |
|
9.1 |
Изготовлен из материала полипропиленовые мононити |
наличие |
9.2 |
Размер, см |
6 х 11 |
9.3 |
Толщина, мм |
не менее 0,1 и не более 0,25 |
9.4 |
Цвет |
белый и/или бело - синий |
9.5 |
Антимикробное покрытие в виде полимерного композита из смеси повиаргола, содержащего высокодиспенсерное серебро и поливинилпирролидона (коллидона), обладающего противовоспалительным действием |
наличие |
9.6 |
Диаметр нити, мм. |
не менее 0.1 не более 0,149 |
9.7 |
Объемная пористость, % |
не менее 84 и не более 86 |
9.8 |
Поверхностная плотность, г/м2 |
не менее 64 и не более 66 |
14 |
Нить рассасывающаяся, плетеная |
|
14.8 |
Длина нити, см |
Не менее 90 |
14.11 |
Игла колющая квадратное сечение |
Наличие |
14.12 |
Длинна иглы, мм |
не менее 48 |
14.13 |
Изгиб иглы 3/8 окружности |
Наличие |
18 |
Нить стерильная хирургическая, синтетическая, рассасывающаяся, монофиламентная |
|
18.9 |
Длина нити, см |
не менее 53 |
19 |
Нить синтетическая рассасывающаяся плетеная |
|
19.11 |
Игла колющая квадратное сечение |
Наличие |
23 |
Нить синтетическая рассасывающаяся плетеная |
|
23.11 |
Игла колющая квадратное сечение |
Наличие |
Доводы Заявителя о соответствии характеристик товара, указанного Заказчиком в пунктах 1-3, 4, 9 части 1 раздела II "Техническое задание на поставку шовного материла" документации об Электронном аукционе, исключительно товару единственного производителя Комиссия считает необоснованными в связи со следующим.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Закона установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным законом.
В пунктах 1-3, 9 части 1 раздела II "Техническое задание на поставку шовного материла" документации об Электронном аукционе установлены требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) сетки хирургической. В данной части документации об Электронном аукционе отсутствует требование к производителю товара, указание на товарные знаки, знаки обслуживания. Более того Заказчиком указаны максимальные и (или) минимальные значения показателей.
Из пояснений Заказчика следует, что клинические испытания и практика применения протезов полипропиленовых (сетка хирургическая) при проведении оперативных вмешательств доказала улучшение результатов лечения грыж и нашла широкое применение при устранении рецидивных и послеоперационных грыж, а также в условиях повышенного риска инфицирования раны, например, при устранении параколостомических грыж и при недостаточности иммунной системы организма.
В обоснование установленных Заказчиком в пункте 4 "Технического задания на поставку шовного материала" документация об Электронном аукционе требований к характеристикам нити стерильной хирургической, синтетической, нерассасывающейся, полифиламентной Заказчик отметил, что в отличие от весьма кратковременного воздействия на края раны хирургических игл шовный материал находится в контакте с тканями продолжительное время, поэтому высокие требования предъявляют не только к механическим, но и к биологическим свойствам хирургических нитей. Данное полимерное покрытие используется при производстве шовных материалов. Полибутилат - материал, разработанный специально для "смазывания" хирургических нитей. Покрытие облегчает прохождение плетеных нитей через ткани, обеспечивая также отличную гибкость, удобство в обращении, легкое и гладкое завязывание при каждой затяжке.
Изучив материалы данного дела, Комиссия установила, что товару "сетка хирургическая", указанному в пунктах 1-3, 4, 9 части 1 раздела II "Техническое задание на поставку шовного материла" документации об Электронном аукционе соответствует товар как минимум двух производителей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Наличие либо отсутствие единственного производителя шовного материала не ведет к ограничению количества участников закупки, поскольку предметом электронного аукциона являлась поставка медицинских изделий, зарегистрированных и разрешенных к применению на территории Российской Федерации, а не его изготовление.
Следовательно, участником закупки могло выступать любое физическое или юридическое лицо, в том числе, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить шовный материал, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Доводы Заявителя об указании в пунктах 18 и 14 части 1 раздела II "Техническое задание на поставку шовного материла" документации об Электронном аукционе несуществующих характеристик (длины нити и изгиба иглы) шовного материала Комиссия считает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно объяснениям специалистов государственного учреждения здравоохранения "Новомосковская городская клиническая больница" данные параметры шовного материала были сформированы на основании потребностей, собранным по всем филиалам учреждения. При мониторинге цен, Заказчиком были получены коммерческие предложения от нескольких поставщиков, готовых поставить товар, заявленный в документации об Электронном аукционе с указанными техническими характеристиками.
Установлено, что указанный товар выпускается отечественными компаниями, а именно ООО "Политехмед" (Россия) и ООО "Футберг" (Белоруссия), Ethicon (США), ООО "Медин-Н".
Доводы жалобы Заявителя о несоответствии характеристики иглы с квадратным сечением, указанной в пунктах 14, 19, 23 Технического задания на поставку шовного материала аукционной документации, ГОСТу (без указания реквизитов документа) и, как следствие, невозможности ее применения в практике, Комиссия считает необоснованными ввиду следующего.
Из объяснений Заказчика следует, что Заказчик, исходя из своих потребностей, установил данное требование к иглам ввиду того, что игла с квадратным телом используется при операциях на органах, где необходимым условием является сохранение целостности внутренней оболочки. Использование подобных игл позволяет прошивать все слои, не травмируя слизистую оболочку. Данное требование является функциональным и обоснованным, так как позволяет снизить риск осложнений, угрожающих жизни и здоровью пациентов. В государственном учреждении здравоохранения "Новомосковская городская клиническая больница" оказывается специализированная, высокотехнологичная помощь, что обуславливает предъявление дополнительных требований к техническим и функциональным характеристикам шовного материала. Запрашиваемые иглы производят многие компании производители, в том числе Ethicon (США), ЗАО "Компания БАЛУМЕД".
Из статьи 33 Закона следует, что заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований, а применительно к указанию конкретных требований к медицинским изделиям должен также учитываться и медицинский аспект.
Кроме того, Законом не предусмотрено ограничений по включению в документацию об Электронном аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара является прямым требованием законодательством о закупках.
Вместе с тем, изучив материалы данного дела, Комиссия установила, что при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта на поставку шовного материала посредством применения метода сопоставимых рыночных цен Заказчиком проведен анализа рынка шовного материала. В результате чего были установлены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям Заказчика. Из отчета по определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта на поставку шовного материала следует, что каждой позиции требуемого товара соответствует товар как минимум двух производителей.
На запрос государственного учреждения здравоохранения "Новомосковская городская клиническая больница" о представлении ценовой информации Заказчику было представлено пять коммерческих предложений на поставку требуемого шовного материала от хозяйствующих субъектов данного вида рынка.
Таким образом, Комиссия не установила нарушений законодательства о закупках в действиях Заказчика при формировании требований к характеристикам поставляемого в рамках проводимого Электронного аукциона товара.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных положений данного Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Заявителем на заседание Комиссии не представлено объективных доказательств и документально не подтвержден факт того, что требования, включенные в документацию об Электронном аукционе, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки. Более того, Заявитель не конкретизировал нормы Закона, которые, по его мнению, были нарушены Заказчиком.
Комиссия исследовала и оценила представленные доказательства и доводы сторон, в том числе пояснения государственного учреждения здравоохранения "Новомосковская городская клиническая больница", обосновывающие специфику технического задания и необходимость установления в документации об аукционе спорных характеристик товара с учетом многопрофильности больницы (стационар, оказывающий помощь взрослому населению, стационар, оказывающий помощь детскому населению, акушерство и гинекология), состава пациентов больницы (дети, взрослые, беременные женщины).
Учитывая названное Комиссия пришла к выводу о недоказанности Заявителем нарушения Заказчиком Закона в части описания объекта закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клеомед - хирургические материалы" от 14.08.2015 года исх. N 1409-ж на действия государственного учреждения здравоохранения "Новомосковская городская клиническая больница", государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку шовного материала (закупка N 0366200035615004198) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области N 04-07/130-2015 (опубликовано 25 августа 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016