Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 097 (опубликовано 24 мая 2013 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 20.05.2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 22.05.2013 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - Харченко О.П., члены Комиссии: Слаутина Е.М. - государственный инспектор, Крицкая Ю.Н. - специалист-эксперт, рассмотрев дело N 097 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО ИД "Шанс-авто" (<_>) рекламы товаров при дистанционном способе их продажи, содержащей признаки нарушения статьи 8 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителя ООО ИД "Шанс-авто" по доверенности б/н от 29.11.2012 <> установила:
В ходе мониторинга за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудниками Красноярского УФАС России 25.03.2013 года было выявлено распространение рекламы следующего содержания: "GPS мощный навигатор 4490 руб. самый маленький навигатор 1290 руб. _ Всегда можно обновить карты_Сибирь регион группа компаний_многоканальный телефон: 249-10-30_интернет-магазин: www.firmaST.ru." (далее - Реклама). Указанная Реклама распространялась на странице 88 рекламного журнала "Шанс-Авто" N 10 (633) от 12 марта 2013 г.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Учитывая вышеизложенное, указанная информация, распространенная посредством рекламного журнала "Шанс-авто", адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" (далее - Правила продажи товаров дистанционным способом) продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Согласно статье 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Из статьи 492 ГК РФ следует, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, договор розничной купли-продажи является отдельным видом договора купли-продажи.
Согласно статье 493 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиям формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Согласно пункту 20 Правил продажи товаров дистанционным способом договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Согласно пункту 14 Правил продажи товаров дистанционным способом покупатель передает продавцу сообщение о своем намерении приобрести товар, в котором должны быть указаны вид услуги, время её исполнения и стоимость, обязательства покупателя.
Согласно пункту 18 Правил продажи товаров дистанционным способом обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор.
Таким образом из вышеизложенного следует, что способ продажи товаров, указанных в Рекламе, путем ознакомления потребителя с описанием товаров на сайте в сети Интернет www.firmaST.ru, без непосредственного ознакомления потребителя с товарами либо образцом товаров при заключении договора розничной купли-продажи, является дистанционным.
Согласно статье 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Рассматриваемая Реклама не содержит информацию, указанную в статье 8 Федерального Закона "О рекламе", а именно: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что рассматриваемая Реклама нарушает требования статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
В силу части 6 статьи 38 Федерального Закона "О рекламе" ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части нарушения статьи 8 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем рассматриваемой Рекламы являлось ООО "Регистрационный центр" (<_>) (далее - ООО "РЦ").
По данному факту Красноярским УФАС России 27.03.2013 в отношении ООО "РЦ" было возбуждено дело N 097 по признакам нарушения статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
Определение о возбуждении дела N 097 (исх. N 4617 от 27.03.2013) было направлено в адрес ООО "РЦ" заказным письмом с уведомлением. В назначенное время на рассмотрение дела N 097 явился представитель ООО "РЦ" по доверенности N 12 от 09.04.2013 <_>
Из письменных пояснений директора ООО "РЦ" <_> следует, что Реклама была размещена без согласования со стороны ООО "РЦ". Документы, подтверждающие согласование макета Рекламы предоставить ООО "РЦ" не может в связи с их отсутствием. Также в письменных пояснениях директор ООО "РЦ" <_> ходатайствовал о привлечении к рассмотрению дела N 097 представителя ООО ИД "Шанс-авто" для дачи пояснений о процессе согласования макета рассматриваемой Рекламы и последующего размещения указанного макета.
В результате изучения материалов дела N 097 Комиссией Красноярского УФАС России было принято решение о привлечении к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица ООО ИД "Шанс-авто" для предоставления необходимых документов и дачи пояснений по существу рассматриваемого дела.
Из письменных пояснений представителя ООО ИД "Шанс-авто" по доверенности б/н от 29.11.2012 <_> следует, что 07.01.2013 года между ООО "РЦ" и ООО ИД "Шанс-авто" был заключен договор N А-52.02/13 на оказание рекламных услуг (далее - Договор). В соответствии с условиями указанного Договора ООО ИД "Шанс-авто" обязалось публиковать рекламные макеты ООО "РЦ" в рекламном журнале "Шанс-авто". При согласовании Рекламы ООО "РЦ" направило в адрес ООО ИД "Шанс-авто" макет, соответствующий требованиям статьи 8 Федерального закона "О рекламе", что подтверждается актом сдачи-приемки рекламного макета по Договору от 05.03.2013 года. В дальнейшем при обработке Рекламы, данные о продавце были утрачены и рекламный макет был опубликован с нарушением требований статьи 8 Федерального закона "О рекламе". В соответствие с приказом N 2-р от 06.06.2012 года лицом, ответственным за соблюдение законодательства о рекламе, является руководитель проекта "Шанс-авто" <_>
Согласно пункту 1 и 3 дополнительного соглашения к Договору от 05.03.2013 года, заключенного между ООО "РЦ" и ООО ИД "Шанс-авто", ООО ИД "Шанс-авто" обязуется опубликовать в журнале "Шанс-авто" в период с 12.03.2013 года рекламный макет, предоставленный ООО "РЦ".
Приложение N 1 к акту сдачи-приемки рекламного макета от 05.03.2013 года по Договору свидетельствует о том, что ООО "РЦ" передало в адрес ООО ИД "Шанс-авто" макет Рекламы с необходимыми в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона "О рекламе" сведениями о продавце товаров при дистанционном способе их продажи, а именно с наименованием, местом нахождения и государственным регистрационным номером записи о создании юридического лица.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что рекламодатель - ООО "РЦ" осуществило согласование макета Рекламы, содержащего все необходимые сведения о продавце товаров при дистанционном способе продажи товара. Таким образом в ходе рассмотрения дела N 097 Комиссия Красноярского УФАС России установила, что в действиях ООО "РЦ" не содержится признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.
Также в ходе рассмотрения дела N 097 Комиссией Красноярского УФАС России было принято решение о необходимости замены ненадлежащего лица - ООО "РЦ", надлежащим лицом - ООО ИД "Шанс-авто".
В силу части 7 статьи 38 Федерального Закона "О рекламе" ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части нарушения статьи 8 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На основании сведений приказа генерального директора ООО ИД "Шанс-авто" <_> N 1-р от 05.07.2012 года о допуске рекламных материалов к публикации рекламные материалы, в которых объектом рекламирования являются товары (работы, услуги), в отношении рекламы которых установлены специальные требования и ограничения, допускаются к публикации после согласования с юридической службой. Ответственность за исполнение указанного приказа возлагалась на руководителя проекта "Шанс-авто" <_>
В объяснительной генеральному директору ООО ИД "Шанс-авто" <_> от 10.05.2013 года <_> пояснил, что макет Рекламы содержал в себе данные о продавце, а именно: наименование, адрес и основной государственный регистрационный номер юридического лица. <_> полагает, что во время обработки макета под требования типографии данные о продавце были утрачены в результате технической ошибки. Независимо от наличия, либо от отсутствия данных в макете, в соответствии с приказом N 1-р от 05.07.2012 года <_> должен был направить окончательный вариант макета Рекламы на согласование в юридическую службу. Макет на согласование не направлялся. <_> признает свою вину и готов понести ответственность в установленном порядке.
Исследовав материалы дела N 097, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что в силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространителем рассматриваемой Рекламы является ООО ИД "Шанс-авто".
На момент рассмотрения дела Комиссия Красноярского УФАС России не располагала информацией, подтверждающей тот факт, что нарушение требований статьи 8 Федерального Закона "О рекламе" ООО ИД "Шанс-авто" устранены.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона N38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 30, 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей Рекламу товаров при дистанционном способе их продажи, распространенную ООО ИД "Шанс-авто" (<_>), поскольку она нарушает требования статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
2. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдать ООО ИД "Шанс-авто" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
О.П. Харченко
|
Члены Комиссии |
|
Ю.Н. Крицкая
|
|
|
Е.М. Слаутина
|
ООО ИД "Шанс-авто"
<_>
ПРЕДПИСАНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"22" мая 2013 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, Харченко О.П., члены Комиссии: Крицкая Ю.Н. - специалист-эксперт, Слаутина Е.М. - государственный инспектор, на основании своего решения от 22 мая 2013 г. по делу N 097 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой ООО ИД "Шанс-авто" (<_>) и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального Закона N38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО ИД "Шанс-авто" (<_>) в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания осуществить действия, направленные на прекращение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в части нарушения требований статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
2. ООО ИД "Шанс-авто" (<>) представить в течение 5 дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания в Красноярское УФАС России доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе Российской Федерации.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Красноярское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Слаутина Елена Михайловна
(391) 265-02-19
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 097 (опубликовано 24 мая 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016