Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 1 октября 2014 г. N АА 07-06/2014-164 3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: _ - начальник отдела контроля закупок;
заместитель председателя Комиссии: _ - старший государственный инспектор отдела контроля закупок;
члены Комиссии _ - специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует); _ - специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует), _ - специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков, кворум соблюден,
в присутствии:
представителя государственного заказчика - БУЗ УР "Увинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (далее - Заказчик): _ (приказ от 31.12.2013 г. N 317 о/д, также является членом аукционной комиссии), _ (доверенность от 01.07.2014 г. N 3, также является членом аукционной комиссии);
представителя ООО "Мамонт Фарм" (далее - Заявитель): _ (доверенность от 30.04.2014 г.).
рассмотрев жалобу ООО "Мамонт Фарм" на действия государственного заказчика - БУЗ УР "Увинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" при проведении электронного аукциона на осуществление закупки ипратропия бромида+фенотерола (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru - 0313300065414000131, далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), установила:
25.09.2014 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО "Мамонт Фарм" на действия Заказчика. По мнению Заявителя, объединение Заказчиком в один объект закупки лекарственных средств, производство одного из которых осуществляется единственным производителем, а именно, МНН Ипратропия Бромид+Фенотерол в форме аэрозоля, производитель Берингер Ингельхайм Фарма Гмбх, ограничивает количество участников закупки и является нарушением п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Также, Заявитель указывает на то, что условия контракта в части срока поставки являются заведомо неисполнимыми.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России Заявитель поддержал доводы, изложенные письменно, дополнительно заявил ходатайства об исправлении опечатки, допущенной в жалобе, в части номера нормативного акта, на который ссылалось ООО "Мамонт Фарм", а также, о направлении надлежащим образом заверенной копии решения по адресу: ул. Ивана Франко, 8, корп. 2, кв. 36, г. Москва, 121108.
Заказчиком представлены пояснения письменно, в соответствии с которыми закупка лекарственных средств осуществляется Заказчиком не у производителей лекарственных средств, а у поставщиков, то есть, принять участие в Аукционе может любое юридическое лицо, отвечающее требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе. Требования к предмету закупки сформированы в соответствии с потребностью Заказчика. По мнению Заказчика, лекарственные средства, указанные в описании объекта закупки могут быть приобретены любым юридическим лицом у производителя или его официального представителя и поставлены Заказчику, в связи с чем, требования к товару, установленные Заказчиком, не влекут ограничения количества участников закупки. В отношении довода жалобы о неисполнимости сроков поставки для участников, находящихся за пределами территории Удмуртской Республики, Заказчик пояснил, что закупаемые лекарственные препараты являются сезонными, в связи с увеличившимся количеством обращений граждан в лечебные учреждения с соответствующими симптомами заболевания, принято решение об экстренной закупке необходимых лекарственных средств и установлены сроки поставки, отвечающие потребности Заказчика. Также, Заказчиком представлен расчет времени (сформированный при помощи доступных Интернет - ресурсов) доставки товара из г. Москва в п. Ува, в соответствии с которым время пути составляет: 16 часов 26 минут. Кроме того, Заказчик пояснил, что начальная (максимальная) цена контракта сформирована на основании анализа сопоставимых рыночных цен, для участия в Аукционе подано 4 заявки, что не подтверждает ограничение количества участников закупки.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
18.09.2014 г. Заказчик разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного аукциона на осуществление закупки ипратропия бромида+фенотерола (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru - 0313300065414000131). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 96 427,70 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе "Осуществление закупки ипратропия бромида+фенотерол" от 29.09.2014 г. для участия в Аукционе подано 4 заявки. Все участники, подавшие заявки для участия в Аукционе, допущены к участию.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями (пункт 6 части 1 статьи 33 Закона).
Предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка лекарственного средства с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства, установлена в размере 1 000,00 рублей (Постановление Правительства РФ от 17.10.2013 г. N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями").
Объектом закупки, в том числе, является ипратропия бромид+фенотерол: лекарственная форма - аэрозоль для ингаляций дозированный (раздел 2 документации об Аукционе "Описание объекта закупки"). Совемтно с данным лекарственным средством Заказчик закупает: ипратропия бромид+фенотерол: лекарственная форма - раствор для ингаляций.
Согласно сведениям, содержащимся в Государственном реестре лекарственных средств в отношении МНН ипратропия бромид+фенотерол в форме аэрозоля для ингаляций зарегистрировано 1 лекарственное средство: торговое наименование: "Беродуал Н", регистрационный номер - П N013312/01, производитель - Берингер Ингельхайм Фарма Гмбх и КоКГ.
Следовательно, включение указанного лекарственного средства в объект закупки совместно с иным лекарственным средством с учетом начальной (максимальной) цены в размере 96 427,70 рублей является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В отношении неисполнимости срока поставки товара для участников закупки, расположенных за пределами Удмуртской Республики, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что данный довод является необоснованным в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 64 документация об Аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении Аукциона. Извещение о проведении аукциона должно содержать информацию, предусмотренную статьей 42 и 63 Закона о контрактной системе (часть 5 статьи 63 Закона).
В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования (пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).
В Законе о контрактной системе не содержится каких-либо специальных требований в части установления срока поставки товара, следовательно, в соответствии с положениями части 2 статьи 2 Закона о контрактной системе, требования к установлению срока поставки регулируются нормами Гражданского кодекса РФ.
Требованиями Гражданского кодекса РФ также не установлено каких-либо ограничений в части установления срока поставки товара.
Исходя из изложенного, установление срока поставки является правом заказчика, соответствующим действительной потребности заказчика.
Факт ограничения количества участников закупки, также не подтверждается материалами дела, так как, для участия в Аукционе подано 4 заявки.
В ходе внеплановой проверки выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона.
Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона (часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов (пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе).
Фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (часть 1 статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", далее - Закона о обращении лекарственных средств).
В соответствии с требованиями пункта 47 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона о лицензировании) и Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. N 1081) оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения включена в перечень видов работ, услуг, составляющих фармацевтическую деятельность.
Исходя из изложенного деятельность по поставке лекарственных средств медицинской организации является лицензируемым видом деятельности.
Кроме того, в соответствии с Положением о лицензировании производства лекарственных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.07.2012 г. N 686) реализацию лекарственных средств могут осуществлять также производители лекарственных средств.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, а именно, лицензии на осуществление фармацевтической деятельности либо на производство лекарственных средств, что является нарушением пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена, частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Заказчиком в документации об Аукционе не установлено требование о соответствии участников закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, что является нарушением части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика также содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена, частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Также Заказчиком не установлено требование о представлении участниками закупки в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копий этих документов, а именно, лицензии на осуществление фармацевтической деятельности либо на производство лекарственных средств, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика также содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена, частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчиком в документации об Аукционе (раздел 2 "Описание объекта закупки") установлен остаточный срок годности для лекарственных средств не менее 80 %.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Заказчика пояснили, что использование закупаемых лекарственных средств предполагается в текущий осенний период, при этом, возможно использование закупленных лекарственных средств, не использованных в указанный период, в течение следующего года, то есть, действительной потребностью Заказчика в данном случае является остаточный срок годности лекарственных средств не более 31.12.2015 года.
Комиссией Удмуртского УФАС России на основании сведений, содержащихся в ГРЛС установлено, что срок годности лекарственного средства с торговым наименованием "Ипратерол-натив" (МНН Ипратропия бромид+Фенотерол, раствор для ингаляций), производство которого осуществляет ООО "Натива", составляет 2 года, срок годности лекарственного средства с торговым наименованием "Беродуал" (МНН Ипратропия бромид+Фенотерол, раствор для ингаляций), производство которого осуществляет Берингер Ингельхайм Интернешнл ГмбХ, составляет 5 лет.
Следовательно, срок годности, с учетом требований документации об Аукционе, для лекарственного средства - "Ипратерол-натив" составит 1,6 года, при этом, лекарственное средство "Беродуал" должно быть поставлено с остаточным сроком годности 4 года.
С учетом наличия лекарственных средств с различным сроком годности и действительной потребности Заказчика в сроке использования закупаемых лекарственных средств, установление в документации об Аукционе требования об остаточном сроке годности выраженном в форме процента от срока годности влечет ограничение количества участников закупки, что не соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика по включению в описание объекта закупки требований к товарам, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Ходатайства ООО "Мамонт Фарм" заявление в рамках рассмотрения жалобы удовлетворены в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок, решила:
Признать жалобу ООО "Мамонт Фарм" на действия государственного заказчика - БУЗ УР "Увинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" при проведении электронного аукциона на осуществление закупки ипратропия бромида+фенотерола) обоснованной в части неправомерного включения Заказчиком описание объекта закупки лекарственного средства с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме, совместно с иными лекарственными средствами.
Признать заказчика - БУЗ УР "Увинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" нарушившим пункт 6 части 5 статьи 63, пункты 1,2 части 1, часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Выдать заказчику - БУЗ УР "Увинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" предписание об устранении выявленных нарушений.
Передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновного должностного лица заказчика - БУЗ УР "Увинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" по частям 1.4, 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Заместитель председателя Комиссии: |
____________.
____________. |
|
|
Члены Комиссии: |
___________ _ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 1 октября 2014 г. N АА 07-06/2014-164 3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016