Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 5 сентября 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 29 августа 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 05 сентября 2011 г.
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии:
<_>
<_>
<_>
При участии:
<_> - представитель ООО "Центр "Гранд" дов. <_>
<_> - представитель ООО "Центр "Гранд" дов. <_>
<_> - <_> ООО "ЦИТ "Аспект"
<_> - <_> филиала ФГУ "ФЦЦС" по Брянской области дов. <_>
рассмотрев материалы дела N222 по признакам нарушения ООО "ЦИТ "АСПЕКТ" части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" N135-ФЗ от 26.07.2006 г. установила:
Определением от 06.12.2010 г. рассмотрение дела N222 было приостановлено в связи с обжалованием решения и предписания Федеральной антимонопольной службы от 04.05.2010 г. по делу N1 15/24-10, в котором затронуты вопросы, имеющие значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 10 августа 2011 г. производство по делу N222 было возобновлено.
В Брянское УФАС России поступило заявление исх.N84 от 01.10.2010 г. ООО "Центр по разработке и внедрению информационных технологий "ГРАНД" (далее - ООО "Центр "ГРАНД") г. Москва на действия ООО "Центр информационных технологий "АСПЕКТ" (далее - ООО "ЦИТ "АСПЕКТ") г. Брянск.
ООО "Центр "Гранд" осуществляет деятельность по разработке и распространению программного обеспечения, предназначенного для определения и экспертизы сметной стоимости строительства (программный комплекс "ГРАНД-Смета").
Как следует из заявления, ООО "ЦИТ "АСПЕКТ" в декабре 2009 г. сообщило пользователям сметных программ, что "права на распространение новых нормативно-сметных баз в редакции 2008-2009 г. имеют только программные продукты, включенные в реестр Федерального Центра Ценообразования и имеющих Регистрационную карту пользователя СНБ. Среди сметных программ, распространяемых на территории Брянской области таким правом обладают: ПК "ГЕКТОР: Сметчик-Строитель", ГОССТРОЙСМЕТА, РИК, Барс+, Smeta Wizard. Только разработанная в этих программах проектно-сметная документация будет приниматься к рассмотрению при финансировании объектов строительства из средств местного и федерального бюджета.
Использование новых нормативно сметных баз в программных продуктах, не имеющих Регистрационную карту пользователя СНБ, является нарушением законодательства Российской Федерации в области авторских прав и не может гарантировать прохождение экспертизы проектной сметной документации".
Как указало ООО "Центр "ГРАНД" данная информация не соответствует действительности: государственные и территориальные сметные нормативы вводятся актами органов исполнительной власти (приказами Минрегиона России, Постановлениями Администрации Брянской области), в связи с этим в соответствии с пп.1 п.6 ст. 1259 ГУ РФ они не являются объектами авторских прав. Кроме того, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, устанавливающие требования к сметным программам и базам данных в их составе. Ни одним нормативным актом не предусмотрены создание и правовой статус Реестра и Регистрационной карты пользователя СНБ.
В мае 2010 г. действия ФГУ "Федеральный Центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов" по созданию Реестра и Регистрационных карт были признаны Федеральной антимонопольной службой России нарушающими антимонопольное законодательство, о чем было вынесено соответствующее решение и предписание.
Не смотря на это, ООО "ЦИТ "АСПЕКТ" продолжает распространять недостоверную информацию по потребителям сметной продукции. Так 27.08.2010 г. посредством факсимильной связи ООО "ЦИТ "АСПЕКТ" в направило в адрес ЗАО УК БМЗ УИТ ОРСИ информацию о том, что правом на распространение "новых" ТЕР имеют только программные продукты, включенные в реестр Федерального центра ценообразования и имеющие регистрационную карту пользователя СНБ: ПК "ГЕКТОР: Сметчик-Строитель", ГОССТРОЙСМЕТА, РИК, Барс+. Также в направленной информации было рекомендовано рассмотреть возможность замены ПК "Гранд-смета" на ПК "ГЕКТОР: Сметчик-Строитель".
Действия по распространению недостоверной информации со стороны ООО "ЦИТ "АСПЕКТ" могут причинить убытки ООО "Центр "ГРАНД", так как направлены на запугивание пользователей и понуждение к отказу от приобретения программного обеспечения ПК "Гранд-смета".
Статьей 4 Федерального закона от 26.07.06г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" определено, что любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации являются недобросовестной конкуренцией.
Недобросовестная конкуренция запрещена в соответствии со ст. 14 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, в действиях ООО "ЦИТ "АСПЕКТ" имеются признаки нарушения ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.06г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
В рассмотрение дела представитель ООО "ЦИТ "Аспект" указал, что с доводами, указанными в заявлении ООО "Центр "ГРАНД", не согласен, так как информация о том, что правом на распространение новых нормативно-сметных баз имеют только программные продукты, включенные в реестр Федерального Центра Ценообразования и имеющих Регистрационную карту пользователя СНБ, получена из официального источника - ФГУ "Федеральный Центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов".
Федеральная антимонопольная служба в решении от 04.05.2010 г. по делуN1 15/24-10 указала, что нормативно-правовыми актами не предусмотрено ведение реестра программных продуктов сметных расчетов (далее - Реестр) и регистрационных карт. Более того, никаким нормативным правовым актом не установлен их правовой статус.
04.04.2011 г. Арбитражный суд г. Москвы оставил решение ФАС России в силе. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011 г. решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.04.2011 г. оставлено без изменений. Факт неправомерности требований об обязательном включении хозяйствующего субъекта в Реестр и наличии регистрационной карты официально подтвержден.
В ходе рассмотрения дела ООО "Центр "Гранд" и ООО "ЦИТ "Аспект" доводы, изложенные в предыдущем заседании, поддержали. Антимонопольным органом установлено, что с сентября 2010 г. ООО "ЦИТ "Аспект" прекратило распространять информацию о программном обеспечении ООО "Центр "Гранд". Сведения о фактах расторжения контрагентами ООО "Центр "Гранд" договоров на приобретение программных продуктов, в связи с распространением информации ООО ЦИТ "Аспект", в Управление не представлены.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 48, частью 1 статьи 49 Федерального Закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N135-ФЗ решила:
1. Признать в действиях ООО "ЦИТ "Аспект" нарушение ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства производство в отношении ООО "ЦИТ "Аспект" прекратить, предписание не выдавать.
Председатель Комиссии <_>
Члены комиссии:
<_>
<_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 5 сентября 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016