Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
N 4372/02 (опубликовано 12 сентября 2013 г.)
В соответствии с пунктом 2.7.12 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка (Приложение N 1.1 к Договору присоединения к торговой системе оптового рынка) (далее - Положение) участники оптового рынка электрической энергии и мощности, зарегистрировавшие в установленном порядке группы точек поставки и получившие право участвовать в отношениях по купле-продаже в указанных группах точек поставки, обязаны привести системы коммерческого учета в соответствие с требованиями пункта 23 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172, и пункта 2.5 Приложения N 11.1 к настоящему Положению в следующие сроки: до 01.07.2014 получить Акт соответствия АИИС техническим требованиям класса А.
Однако, ни указанное выше Положение, ни иные нормативные правовые акты не предусматривают обязанность участников оптового рынка электрической энергии и мощности направлять друг другу проектную, рабочую и иную документацию на автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учета электроэнергии.
Соглашением об информационном обмене, порядке расчета и согласования почасовых значений сальдо-перетоков по точкам поставки участников оптового рынка электрической энергии от 28.11.2007, заключенным между ОАО "Новгородская энергосбытовая компания", ООО "Новгородская энергосбытовая компания", ОАО "Новгородэнерго" и ОАО "Новгородоблкоммунэлектро" не предусмотрен обмен документацией по АИИС КУЭ.
Не содержит таких положений и Соглашение об информационном обмене, порядке расчета и согласования значений сальдо-перетоков электрической энергии в границах балансовой принадлежности, по точкам поставки в сечении ОАО "МРСК Северо-Запада" - ООО "Новгородэнергосбыт" от 25.03.2013, заключенное между ОАО "МРСК Северо-Запада" и ООО "Новгородэнергосбыт".
Территориальные органы Федеральной антимонопольной службы осуществляют функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу) (п.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 N 30).
Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон "О защите конкуренции").
Контроль за действиями (бездействием) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта осуществляется антимонопольным органом при наличии признаков нарушения статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона "О защите конкуренции", для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением надлежит иметь в виду, что, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
По смыслу положений статьи 10 ГК РФ и статьи 10 Закона "О защите конкуренции" для констатации злоупотребления правом реализация доминирующим хозяйствующим субъектом гражданских прав (его действия либо бездействие) в каждом конкретном случае должна подвергаться оценке по критерию допустимости пределов осуществления таких прав, а также по направленности вредных последствий оцениваемых действий (бездействия), то есть совершение их во вред определенному лицу с целью создания выгод для себя или других лиц.
Представленные в антимонопольный орган сведения и информация свидетельствуют о том, что филиал ОАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" действовал в допустимых пределах осуществления своих прав, в том числе права собственности на АИИС КУЭ и соответствующие документы.
При таких обстоятельствах рассматриваемые действия не могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением на рынке.
Таким образом, следует признать отсутствие в действиях филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новгородэнергосбыт" в отношении филиала открытого акционерного общества "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" отказать в связи с отсутствием признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель руководителя
Управления Г.Н. Пашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области N 4372/02 (опубликовано 12 сентября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016