Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 11 августа 2015 г. N 154/2015
Резолютивная часть решения объявлена 03.08.2015
Полный текст решения изготовлен 11.08.2015
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 154/2015 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
<_> - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
Члены комиссии:
<_>- главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи;
<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи.
Рассмотрев дело N 154/2015 по признакам нарушения ОАО "Курганинскрайгаз" (352430, г. Курганинск, ул. Мира, 109) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление поступило обращение ИП Масловой Н.А. (далее - Заявители) на действие ОАО "Курганинскрайгаз" (далее - Общество).
В ходе рассмотрения обращений установлено следующее.
ОАО "Курганинскрайгаз" в адрес ИП Масловой Н.А. направлен договор на аварийное обслуживание, текущий ремонт газового оборудования и техническое обслуживание объектов газового хозяйства от 17.12.2014 N 352 (далее - Договор на ТО).
ИП Маслова Н.А., не согласившись с условиями приложения N 1 к Договору на ТО, обратилась в адрес ОАО "Курганинскрайгаз" с претензией от 16.01.2015 N 36, в части не согласия с единицей измерения - 1 м. за обход и осмотр газопровода-ввода (п. 5.1.3 приложения N 1 к Договору).
ОАО "Курганинскрайгаз" письмом от 26.01.2015 N 100, направленным в адрес Заявителя, отказало во внесении изменений в п. 5.1.3 приложения N 1 к Договору.
ОАО "Курганинскрайгаз" в обоснование свой позиции указывает следующее.
Прейскурант цен ОАО "Курганинскрайгаз" разработан на основе утвержденного "Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем", разработанного ОАО "ГИПРОНИИГАЗ" - головной Научно - исследовательский и проектный институт ОАО "Росгазификация" (далее - Прейскурант ОАО "ГИПРОНИИГАЗ").
Прейскурантом ОАО "ГИПРОНИИГАЗ" в главе N 1 раздела N 5 "Наружные стальные газопроводы, арматуры и сооружения" включена услуга по обходу и осмотру внутриквартального и дворового газопровода (п. 5.1.3), предусматривающая единицу измерения - 100 м.
С учетом того, что Прейскурант цен ОАО "Курганинскрайгаз" разработан на основе Прейскуранта ОАО "ГИПРОНИИГАЗ", Общество при оказании услуг по аварийному обслуживанию, текущему ремонту газового оборудования и техническому обслуживанию объектов газового хозяйства должно руководствоваться положениями Прейскуранта ОАО "ГИПРОНИИГАЗ".
ОАО "Курганинскрайгаз" - специализированная организация, которая оказывает услуги по эксплуатации газовых сетей и подачи газа населению, услуги по содержанию, ремонту и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, а также предоставляет услуги по технической эксплуатации газопроводов и газового оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории МО Курганинский район в пределах своих сетей.
ОАО "Курганинскрайгаз" предоставляет услуги потребителям на основании договоров. Статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип свободы договора, согласно которому граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
Исходя из вышеизложенного ОАО "Курганинскрайгаз" осуществляет эксплуатацию газораспределительной сети и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям в географических границах МО Курганинский район.
С учетом вышеизложенного, ОАО "Курганинскрайгаз", является в Курганинском районе специализированной (эксплуатационной) организацией, допущенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу, с единым номером 04.
На основании вышеизложенного, ОАО "Курганинскрайгаз" занимает доминирующее положение на рынке услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации газопроводов, газового оборудования, (в том числе внутридомового), и аварийно - диспетчерскому обеспечению на территории Курганинского района, в пределах обслуживаемых сетей, с долей 100 %.
Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
С учетом вышеизложенного в действиях ОАО "Курганинскрайгаз" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном применении единицы измерения - 1 погонный метр за услугу "Обход и осмотр газопровода-ввода" согласно п. 5.1.3 Приложения N 1 к договору на аварийное обслуживание, текущий ремонт газового оборудования и техническое обслуживание объектов газового хозяйства от 17.12.2014 N 352.
Приказом Краснодарского УФАС России от 05.05.2015 N 177 возбуждено дело N 154/2015 по признакам нарушения ОАО "Курганинскрайгаз" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением Краснодарского УФАС России от 12.05.2015 дело N 154/2015, возбужденное в отношении ОАО "Курганинскрайгаз", назначено к рассмотрению на 23.06.2015.
23.06.2015 на заседании Комиссии Краснодарского УФАС России (далее Комиссия) присутствовали члены Комиссии; представители по доверенности со стороны ОАО "Курганинскрайгаз": <_> (Доверенность от <_>), <_> (Доверенность от <_>), представители ИП Масловой Н.А.: <_> (Доверенность от <_>), <_> (Доверенность от <_>).
На заседании в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела. Датой рассмотрения назначено 03.08.2015.
03.08.2015 на заседании Комиссии Краснодарского УФАС России (далее Комиссия) присутствовали члены Комиссии; представитель ИП Масловой Н.А. - <_> (Доверенность от <_>), надлежаще уведомленное ОАО "Курганинскрайгаз" отсутствовало.
Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле N 154/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.
Ранее между ОАО "Курганинскрайгаз" и ИП Масловой Н.А. был заключен договор на аварийное обслуживание, текущий ремонт газового оборудования и техническое обслуживание объектов газового хозяйства от 01.01.2014 N 352, со сроком действия до 31.12.2014.
Приложение N 1 к Договору от 01.01.2014 N 352 содержало п. 5.1.3 "Обход и осмотр внутриквартального и дворового газопровода", предусматривающий тип оборудования: д.57 мм.-15 м., д. 25 мм.-10-м., д.20 мм.-10 м., единицу измерения - 1 м.
По истечении срока действия Договора от 01.01.2014 N 352, ОАО "Курганинскрайгаз" в адрес ИП Масловой Н.А. направлен договор на аварийное обслуживание, текущий ремонт газового оборудования и техническое обслуживание объектов газового хозяйства от 17.12.2014 N 352 (далее - Договор на ТО).
Приложение N 1 к Договору от 17.12.2014 N 352 содержит п. 5.1.3 "Обход и осмотр газопровода-ввода", предусматривающий тип оборудования: д.57 мм.-15 м., д. 25 мм.-10-м., д.20 мм.-10 м., единицу измерения - 1 м.
Таким образом, Комиссией по делу N 154/2015 установлено, что тип оборудования ИП Масловой Н.А., указанный ОАО "Курганинскрайгаз" в Приложении N 1 Договору от 17.12.2014 N 352 не изменился, по сравнению с Договором от 01.01.2014.
ИП Маслова Н.А., не согласившись с условиями приложения N 1 к Договору на ТО обратилась в адрес ОАО "Курганинскрайгаз" с претензией от 16.01.2015 N 36, в части не согласия с единицей измерения - 1 м. за обход и осмотр газопровода-ввода (п. 5.1.3 приложения N 1 к Договору). Стоимость услуги составила - 1 894,84 руб.
ОАО "Курганинскрайгаз" письмом от 26.01.2015 N 100, направленным в адрес Заявителя, отказало во внесении изменений в п. 5.1.3 приложения N 1 к Договору.
ОАО "Курганинскрайгаз" в обоснование своей позиции указывает следующее.
Прейскурант цен ОАО "Курганинскрайгаз" разработан на основе утвержденного "Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем", разработанного ОАО "ГИПРОНИИГАЗ" - головной Научно - исследовательский и проектный институт ОАО "Росгазификация" (далее - Прейскурант ОАО "ГИПРОНИИГАЗ").
Согласно п. 5 Прейскуранта, перечень работ и наименование газового оборудования, приведенные в прейскуранте, являются примерными и могут быть дополнены в зависимости от имеющегося оборудования. Цены на услуги, не включенные в данный прейскурант, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями по использованию "Примерного прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения" приведенными в Приложении. В связи с чем, ОАО "Курганинскрайгаз" имеет право дополнить прейскурант Общества самостоятельно.
В соответствии с ГОСТ Р 54961-2012 на сегодняшний день нет понятия внутриквартальный газопровод, в связи с чем Общество приняло решение внести изменение в наименование вида работ п. 5.1.3 примерного прейскуранта ОАО "Курганинскрайгаз", изложив его в следующей редакции: "Обход и осмотр газопровода-ввода".
Согласно приложению N 3 п. 10 приказа ФСТ России от 27.12.2013 N 269-э/8 и состава выполняемых работ ОАО "Курганинскрайгаз" приняло решение считать размерной единицей п. 5.1.3 "Обход и осмотр газопровода-ввода" 1 погонный метр.
Вышеуказанные доводы ОАО "Курганинскрайгаз" в обоснование своих действий по применению 1 погонного метра по обслуживанию газопровода-ввода в Прейскуранте цен ОАО "Курганинскрайгаз", утвержденного И.о. исполнительного директора С.Н. Мальковым от 16.02.2015, и указанного в Приложении N 1 к Договору на аварийное обслуживание, текущий ремонт газового оборудования и техническое обслуживание объектов газового хозяйства от 17.12.2014 N 352, рассмотрены Комиссией по делу N 154/2015 и отклонены по следующим основаниям.
Из имеющихся в деле N 154/2015 материалов Комиссией установлено, что ОАО "Краснодаркрайгаз" в адрес ОАО "Курганинскрайгаз" было направлено письмо от 01.02.2005 N 02-20/898, в котором рекомендовано для работы использовать Примерный прейскурант на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, разработанный ОАО "ГИПРОНИИГАЗ" - головной Научно - исследовательский и проектный институт ОАО "Росгазификация" (далее - Прейскурант ОАО "ГИПРОНИИГАЗ").
ОАО "Курганинскрайгаз" представлен приказ от 10.10.2014 N 262 об утверждении примерного прейскуранта "На услуги газового хозяйства_", из которого следует, что Обществом выбран для руководства формирования цен на обслуживание газового оборудования примерный Прейскурант ОАО "ГИПРОНИИГАЗ", с учетом индексации цен.
Методические рекомендации о правилах расчета стоимости ТО ВДГО, утвержденные приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 269-э/8, не могут быть применимы Обществом, исходя из Приказа от 10.10.2014 N 262, так как используется примерный Прейскурант ОАО "ГИПРОНИИГАЗ", с учетом индексации цен.
С учетом того, что Прейскурант цен ОАО "Курганинскрайгаз" разработан на основе Прейскуранта ОАО "ГИПРОНИИГАЗ" (нормы времени, состав исполнителей), Общество при оказании услуг по аварийному обслуживанию, текущему ремонту газового оборудования и техническому обслуживанию объектов газового хозяйства должно руководствоваться положениями Прейскуранта ОАО "ГИПРОНИИГАЗ".
Согласно представленной ОАО "Курганинскрайгаз" выписке из Примерного прейскуранта ОАО "Курганинскрайгаз" на 01.01.2014 г. позиция 5.1.3 предусматривает услугу по обходу и осмотру внутриквартального и дворового газопровода, с составом исполнителей (сл. 2 р., сл. 3 р.), трудозатратами (0,03 чел./час.) и единицей измерения - 1 м., т.е. наименование работ, состав исполнителей, трудозатраты идеинтичны примерному Прейскуранту ОАО "ГИПРОНИИГАЗ".
В свою очередь, выписка из Примерного прейскуранта ОАО "Курганинскрайгаз" на 01.01.2015 г. по позиции 5.1.3 предусматривает услугу по обходу и осмотру газопровода-ввода, с составом исполнителей (сл. 2 р., сл. 3 р.), трудозатратами (0,03 чел./час.) и единицей измерения - 1 м., при этом состав обслуживаемого газового оборудования по п. 5.1.3 Приложения N 1 2015 году не изменился по сравнению с 2014 г.
В ходе рассмотрения дела N 154/2015 ОАО "Курганинскрайгаз" не предоставлены пояснения, в связи с чем в Примерном прейскуранте на 01.01.2015 г. по сравнению с Примерным прейскурантом на 01.01.2014 г. по позиции 5.1.3 изменилось наименование услуги.
Рассмотрев примерный Прейскурант ОАО "ГИПРОНИИГАЗ" по позиции 5.1.3 Комиссией по делу N 154/2015 установлено следующее.
В Прейскуранте ОАО "ГИПРОНИИГАЗ" в главе N 1 раздела N 5 "Наружные стальные газопроводы, арматуры и сооружения" содержится услуга по "обходу и осмотру внутриквартального и дворового газопровода" (п. 5.1.3), предусматривающая единицу измерения - 100 м.
ОАО "Курганинскрайгаз" транслировало в свой Примерный прейскурант на 01.01.2015 г. из примерного Прейскуранта ОАО "ГИПРОНИИГАЗ" состав исполнителей (сл. 2 р., сл. 3 р.), трудозатраты (0,03).
При этом в ходе рассмотрения дела ОАО "Курганинскрайгаз" не предоставлены пояснения, с учетом вышеизложенного, в связи с чем по позиции 5.1.3 Примерного прейскуранта применена иная единица измерения (1 м.), чем указана в примерном Прейскуранте ОАО "ГИПРОНИИГАЗ" (100 м.), с учетом трудозатрат - 0,03 чел./час.
На основании вышеизложенного Комиссией по делу N 154/2015 установлено, что ОАО "Курганинскрайгаз" при включении в 5.1.3 Приложения N 1 к Договору неверно применило единицу измерения - 1 м, вместо 100 м.
Комиссия Краснодарского УФАС России в полном объеме изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства, установила в действиях ОАО "Курганинскрайгаз" факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ИП Масловой Н.А., путем необоснованного применения единицы измерения - 1 погонный метр за услугу "Обход и осмотр газопровода-ввода" в п. 5.1.3 Приложения N 1 к Договору на аварийное обслуживание, текущий ремонт газового оборудования и техническое обслуживание объектов газового хозяйства от 17.12.2014 N 352.
В ходе рассмотрения дела N 154/2015, со стороны ИП Масловой Н.А. представлено ходатайство о прекращении рассмотрения дела N 154/2015 в виду достигнутой договоренности с ОАО "Курганинскрайгаз". А также представлен Договор на аварийное обслуживание, текущий ремонт газового оборудования и техническое обслуживание объектов газового хозяйства от 15.07.2015 N 352, подписанный сторонами без разногласий.
В п. 5.1.3 "Обход и осмотр газопровода-ввода" Приложения N 1 к вышеуказанному Договору N 352 ОАО "Курганинскрайгаз" применена единица изменения - 100 м. Стоимость указанной услуги составила - 18,95 руб., вместо 1 894,84 руб.
Данные обстоятельства рассмотрены Комиссией по делу N 154/2015 и вышеуказанные действия ОАО "Курганинскрайгаз" свидетельствуют о добровольном устранении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, 39.1, ч. 1-3 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Признать в действиях ОАО "Курганинскрайгаз" факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ИП Масловой Н.А., путем необоснованного применения единицы измерения - 1 погонный метр за услугу "Обход и осмотр газопровода-ввода" в п. 5.1.3 Приложения N 1 к Договору на аварийное обслуживание, текущий ремонт газового оборудования и техническое обслуживание объектов газового хозяйства от 17.12.2014 N 352.
Прекратить рассмотрение дела N 154/2015 ввиду добровольного устранения ОАО "Курганинскрайгаз" нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Передать материалы дела N 154/2015 по факту нарушения ОАО "Курганинскрайгаз" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 августа 2015 г. N 154/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016