Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
N 4-05/83 (опубликовано 9 сентября 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 4-05/83 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения ООО "Твой Стиль" рекламы натяжных потолков с нарушением требований части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", в присутствии представителей ООО "Твой Стиль", установила:
При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю 02.08.2013 г. отслежена реклама следующего содержания:
- крупным шрифтом:
"Твой стиль. Сенсация. Натяжной потолок бесплатно! + гардина или люстра в подарок т. 200-100.
- мелким шрифтом:
Скидка 100% распространяется на любое полотно при условии заказа монтажа и приобретения сопутствующих комплектующих в компании "Твой Стиль". Монтажные работы и дополнительные материалы оплачиваются отдельно. Срок проведения акции: с 29.04.2013 по 31.07.2013., распространяемая в г. Хабаровске по адресам:
- ул. Ленина -ул. Запарина (перекресток);
- ул. Ленина (магазин "Стройка");
- ул. Ленинградская (ж/д вокзал).
Исходя их всех условий рекламируемой акции, рекламодатель предлагает потребителю приобрести бесплатно полотно (а не натяжной потолок) для натяжного потолка при условии покупки всех комплектующих и оплаты монтажа.
Поскольку реклама акции направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является информация не только привлекательная для потребителя, но и способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об акции приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение стать участником рекламируемой акции.
В соответствии с требованиями части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Существенная информация об условиях, при которых полотно предоставляется бесплатно, формально присутствует в рекламе.
Реклама предназначена для импульсивного восприятия информации (быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, ее понимания, уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания).
Между тем, используемый в рекламе крупный шрифт для написания информации о возможности приобретения натяжного потока бесплатно значительно превышает размер мелкого шрифта, которым выполнены иные существенные условия рекламируемой акции, непосредственно влияющие на решение потребителя об участии в ней, а именно: "Скидка 100% распространяется на любое полотно при условии заказа монтажа и приобретения сопутствующих комплектующих в компании "Твой Стиль". Монтажные работы и дополнительные материалы оплачиваются отдельно. Срок проведения акции: с 29.04.2013 по 31.07.2013.,".
Представленная в рекламе крупным шрифтом привлекательная для потребителя информация "Твой стиль. Сенсация. Натяжной потолок бесплатно! + гардина или люстра в подарок т. 200-100." воспринимается и уясняется на дальнем расстоянии, в то время как остальная существенная информация об условиях акции, представленная мелким шрифтом, трудно доступна для прочтения.
Данный способ описания существенных условий акции (мелкий шрифт) в сочетании с характером и особенностями размещения рекламы (высота "ноги" рекламной конструкции от 3 м до 3,5 м) не позволяют потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность изложенных в рекламе условий акции, искажает действительный смысл информации, размещенной крупным шрифтом. В связи с этим указанные мелким шрифтом существенные условия не могут считаться присутствующими в рекламе.
Отсутствие в Законе четкого указания на размер шрифта рекламных надписей, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку это противоречит положениям статьи 5 ФЗ "О рекламе" относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.
Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.
Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации об условиях покупки, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
Тот факт, что существенная информация в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста рекламы.
Реклама в указанной части признается ненадлежащей.
На основании части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 настоящего Федерального закона несет рекламодатель.
Установлено, что рекламодателем является ООО "Твой Стиль". Данный факт подтверждается договором аренды N 83 от 11.12.2012 г., заключенным между ООО "АРТ" и ООО "Твой Стиль", приложением N 1 к договору N 83 от 11.12.2012 г, приложением N 2 к договору N 83 от 01.01.2013 г (акт приема - передачи рекламных конструкций).
В процессе рассмотрения дела директор ООО "Твой стиль" согласился с выявленным нарушением, пояснив, что рекламное агентство, осуществившее производство и размещение рекламы, не предупредило о нарушениях рекламного законодательства, связанных с невозможностью прочтения рекламы в связи с мелким шрифтом. В настоящее время предприняты меры по устранению выявленных нарушений.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Твой стиль. Сенсация. Натяжной потолок бесплатно! + гардина или люстра в подарок т. 200-100. Скидка 100% распространяется на любое полотно при условии заказа монтажа и приобретения сопутствующих комплектующих в компании "Твой Стиль". Монтажные работы и дополнительные материалы оплачиваются отдельно. Срок проведения акции: с 29.04.2013 по 31.07.2013", размещенную ООО "Твой Стиль" в г. Хабаровске по адресам: ул. Ленина - ул. Запарина (перекресток); ул. Ленина (магазин "Стройка"); ул. Ленинградская (ж/д вокзал), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Твой Стиль" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 05 сентября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Предписание
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения 05 сентября 2013 года по делу N 4-05/83 о признании ненадлежащей рекламы натяжных потолков, размещенной ООО "Твой Стиль" в г. Хабаровске по адресам: ул. Ленина -ул. Запарина (перекресток); - ул. Ленина (магазин "Стройка"); ул. Ленинградская (ж/д вокзал), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Твой Стиль" в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: размещение рекламы натяжных потолков в г. Хабаровске по адресам: ул. Ленина - ул. Запарина (перекресток); ул. Ленина (магазин "Стройка"); ул. Ленинградская (ж/д вокзал), в которой отсутствует часть существенной информации.
2) ООО "Твой Стиль" представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 16.09.2013 года.
В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 4-05/83 (опубликовано 9 сентября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016