Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 11 августа 2015 г. N 4610/03
Резолютивная часть оглашена 06.08.2015
В полном объеме изготовлено 11.08.2015
Великий Новгород
Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Пашкова Г.Н. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Петрова А.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- заказчика (организатора запроса предложений в электронной форме) - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа "Комплекс Гармония" с углубленным узучением иностранных языков" (173025, Великий Новгород, ул. Кочетова, д. 23, корп. 2; далее - МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония") - Николаева Алексея Владимировича (доверенность N 15 от 06.08.2015), Кожевниковой Ксении Викторовны (доверенность N 16 от 06.08.2015).
- заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "СК "Партнер" (173021, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55 Б; далее - ООО "СК "Партнер"), а также участник закупки (победитель) - Общество с ограниченной ответственностью "СДК" (далее - ООО "СДК") надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явились,
рассмотрев жалобу ООО "СК "Партнер" на действия заказчика - МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт учреждения МАОУ "Средняя общеобразовательная школа "Комплекс Гармония" с углубленным изучением иностранных языков", извещение N 31502564690 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 14.07.2015, установила:
29.07.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) поступила жалоба ООО "СК "Партнер" на действия заказчика - МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт учреждения МАОУ "Средняя общеобразовательная школа "Комплекс Гармония" с углубленным изучением иностранных языков", извещение N 31502564690 о проведении которого было размещено на официальном сайте 14.07.2015 (вх. N 6505 от 29.07.2015 Новгородского УФАС России) (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
1. У заказчика отсутствовали правовые основания для осуществления закупки в соответствии с Законом о закупках. Согласно Документации о проведении рассматриваемого открытого запроса предложений в электронной форме (далее - Документация) источником финансирования являются средства Федерального, областного бюджета и средства заказчика, в связи с чем заказчик должен был осуществлять данную закупку в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
2. По мнению подателя Жалобы, заказчиком нарушен порядок осуществления закупки, так как в соответствии с законодательством о контрактной системе он обязан был проводить закупку в форме электронного аукционе, а не путем проведения открытого запроса предложений в электронной форме в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
3. Указанные по позиции 122 "Фанера" Технического задания Документации (далее - Техническое задание) показатели не соответствуют существующим стандартам.
Учитывая вышеизложенное, ООО "СК "Партнер" просит признать действия заказчика несоответствующими требованиям Закона о закупках.
Заказчик - МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" считает Жалобу ООО "СК "Партнер" необоснованной по причинам, изложенным в возражениях на нее (вх. N 6688 от 04.08.2015 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.
1. Открытый запрос предложений в электронной форме проводился в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония", утвержденного наблюдательным советом МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" Протокол N 3 от 25.12.2014 (далее - Положение).
Исходя из содержания части 4 статьи 78.2 и части 4 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК) капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности осуществляются только в целях:
- строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения);
- приобретения объектов капитального строительства.
Таким образом, субсидии на капитальный ремонт объектов капитального строительства, предоставляемые государственным учреждениям, государственным и муниципальным автономным учреждениям, под требования части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе не попадают.
Финансирование рассматриваемой закупки осуществляется в соответствии с Соглашением N 768 от 18.05.2015 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели из бюджета Великого Новгорода (далее - Соглашение), заключенным комитетом по образованию Администрации Великого Новгорода и МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония".
2. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положением предусмотрены случаи, когда заказчик обязан проводить закупки в электронной форме (Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме"), в остальных случаях, закупки в электронной форме осуществляются по усмотрению Заказчика.
Таким образом, заказчиком не нарушен выбор формы осуществления закупки.
3. При разработке Документации заказчик по позиции 122 "Фанера" Технического задания руководствовался действующими стандартами, а именно положениями ГОСТ 3916.1-96 "Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород", и указывал показатели, которые соответствуют нескольким сортам фанеры.
При заполнении заявки участник должен был указать конкретные показатели, которые должны соответствовать определенному сорту фанеры, предлагаемой участником.
Таким образом, по мнению заказчика - МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония", рассматриваемая закупка осуществлялась в полном соответствии с действующим законодательством.
На рассмотрении Жалобы представители заказчика - МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
При этом необходимо отметить следующее.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В Жалобе ООО "СК "Партнер" оспаривает, помимо выбора заказчиком правовых оснований для осуществления закупки, также положения Документации относительно выбора способа закупки и правомерности установления показателей в Техническом задании.
Следовательно, в Жалобе ООО "СК "Партнер" в части доводов, касающихся положений Документации, отсутствуют указания на нарушения, перечисленные в части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В силу части 9 статьи 3 Закона о закупках действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке.
Исходя из того, что обжалование действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган возможно только в случаях, предусмотренных частью 10 статьи 3 Закона о закупках, доводы относительно положений Документации не могут быть предметом рассмотрения Комиссии в ходе разбирательства по Жалобе.
Вместе с тем одновременно с рассмотрением жалобы на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления закупки.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
14.07.2015 заказчик (организатор запроса предложений в электронной форме) - МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" разместил извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт учреждения МАОУ "Средняя общеобразовательная школа "Комплекс Гармония" с углубленным изучением иностранных языков".
Документация утверждена председателем Комиссии по закупочной деятельности МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" Семеновой Н.Ю. 14.07.2015.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Рассматриваемая закупка осуществлялась заказчиком в соответствии с положениями Закона о закупках и Положением.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.
Исходя из своей организационной правовой формы заказчик - МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" является автономным учреждением.
Согласно части 1 статьи 78.2 БК в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее в настоящей главе - капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений и предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Таким образом, исходя из смысла статьи 78.2 БК автономным учреждениям из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидии предоставляются либо на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, либо на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
При этом, согласно части 1 статьи 78.1 БК из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
В соответствии с частью 3 статьи 78.1 БК при предоставлении субсидий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных корпораций и компаний) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Согласно пункту 1.6 Технического задания источником финансирования осуществления рассматриваемой закупки являются средства Федерального, областного бюджета и средства заказчика.
Согласно заключенным в соответствии с частью 3 статьи 78.1 БК Соглашению, а также Дополнительному соглашению N 848 от 05.06.2015 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели из бюджета Великого Новгорода, Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода предоставляет субсидию заказчику - МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" в сумме 41 530 900, 00 рублей именно на иные цели, то есть цели, указанные в части 1 статьи 78.1 БК.
Таким образом, в данном случае заказчику - МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" не предоставлялись предусмотренные частью 4 статьи 15 Закона о контрактной системе и статьей 78.2 БК субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, либо на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
Следовательно, заказчиком - МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" рассматриваемая закупка в части выбора правового основания для ее проведения правомерно осуществляется в соответствии с требованиями Закона о закупках и собственного Положения.
Таким образом, данный довод Жалобы в ходе рассмотрения не нашел подтверждения.
При проведении внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки каких-либо нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в действиях заказчика и его закупочной комиссии не установлено.
По результатам рассматриваемой закупки между заказчиком - МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония" и ООО "СДК" 29.07.2015 заключен Договор N 18 на выполнение работ по капитальному ремонту учреждения МАОУ "СОШ "Комплекс "Гармония".
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия решила:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СК "Партнер" (173021, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55 Б) на действия заказчика (организатора запроса предложений в электронной форме) - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа "Комплекс Гармония" с углубленным узучением иностранных языков" (173025, Великий Новгород, ул. Кочетова, д. 23, корп. 2) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт учреждения МАОУ "Средняя общеобразовательная школа "Комплекс Гармония" с углубленным изучением иностранных языков", извещение N 31502564690 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.07.2015, необоснованной.
Председатель Комиссии Г.Н. Пашкова
Члены Комиссии А.В. Петрова
Д.А. Петров
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 11 августа 2015 г. N 4610/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016