Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
N 06-06 (опубликовано 19 августа 2013 г.)
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <_> - заместитель руководителя Удмуртского УФАС России;
члены Комиссии:
<_> - старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует); <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков; <_>- ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (кворум комиссии имеется)
в присутствии:
<_> - представителя ОАО "Удмуртский хладокомбинат" по доверенности N 125 от 17.01.2013 г., представителя ООО ТД "Удмуртский хладокомбинат Айс Вита" по доверенности N 2050 от 17.01.2013 г.; <_>- заместителя начальника Главного управления ветеринарии Удмуртской Республики по доверенности N 184 от 18.07.2013 г., <_> - начальника юридического отдела Главного управления ветеринарии Удмуртской Республики по доверенности N 183 от 18.07.2013 г., <_> - начальника отдела ветеринарно-санитарной экспертизы Главного управления ветеринарии Удмуртской Республики по доверенности N 182 от 18.07.2013 г., <_> - начальника БУ УР "Воткинская районная станция по борьбе с болезнями животных";
рассмотрев дело N СЮ06-06/2011-26 в заседаниях от 26 мая 2011 года, 10 июня 2011 года, 24 февраля 2012 года, 21 марта 2012 года и 24 июля 2013 года, возбужденное в отношении БУ УР "Воткинская районная станция по борьбе с болезнями животных" по признакам нарушения части 1 статьи 10, пунктов 1, 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила:
Основанием для возбуждения дела N СЮ06-06/2011-26 в отношении БУ УР "Воткинская районная станция по борьбе с болезнями животных" явилось коллективное заявление ОАО "Удмуртский хладокомбинат", ООО "ОМНИ", ООО ТД "Удмуртский хладокомбинат Айс Вита", указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно заявлению БУ УР "Воткинская районная станция по борьбе с болезнями животных" злоупотребило доминирующим положением, что выразилось в установлении монопольно высокой цены на услуги по ветеринарно-санитарному осмотру продукции и сырья растительного и животного происхождения, монопольно высокой цены за выдачу ветеринарных свидетельств формы N2 и ветеринарных справок формы N4, а также в навязывании невыгодных условий договора в части навязывания платных дополнительных услуг - услуг по осмотру, которые фактически не оказываются, а также навязывании услуг по выдаче ветеринарных документов на грузы, на которые уже получены документы.
Как следует из заявления, заявители в силу специфики своей деятельности вынуждены обращаться в бюджетные учреждения ветеринарии Удмуртской Республики за оформлением ветеринарных сопроводительных документов, в том числе в БУ УР "Воткинская районная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - БУ УР "Воткинская райСББЖ").
По мнению заявителей, БУ УР "Воткинская райСББЖ" занимает доминирующее положение в г. Воткинске и Воткинском районе на рынке выдачи ветеринарных сопроводительных документов, по осуществлению ветеринарного санитарного осмотра продукции растительного и животного происхождения, поскольку учреждение является единственной организацией, которая вправе оказывать такие услуги.
Заявители указывали, что БУ УР "Воткинская райСББЖ" настаивает на заключении договора на невыгодных условиях, в частности кроме выдачи ветеринарных документов в договор включается условие о проведении ветеринарного осмотра отгружаемого и поступающего товара (за партию) сырья, хотя эти услуги заявителям не нужны.
БУ УР "Воткинская райСББЖ" представлен проект договора оказания платных ветеринарных услуг на 2011 год, к которому приложены тарифы. Стоимость оформления и выдачи ветеринарной справки ф.N4 - 77 рублей за штуку, ветеринарной справки ф.N2 - 153 рубля за штуку, осмотр продукции животного происхождения при погрузке (разгрузке) с автомашин - 248 рублей за тонну, консультация по вопросам перевозки, хранения продуктов животного происхождения - 275 рублей за час, оказание ветеринарных услуг врачом - 275 рублей за час.
Несмотря на то, что договор на ветеринарные услуги на 2011 год не подписан, и в платных ветеринарных услугах, кроме получения ветеринарных сопроводительных документов, заявители не нуждаются, в феврале 2011 года БУ УР "Воткинская райСББЖ" выставила акт выполненных работ и счет на оплату за услуги оказание платные ветеринарных услуг врачом в расчете за 1 час, в то время как эти услуги фактически не оказаны.
Расценки за выдачу ветеринарных сопроводительных документов и иных ветеринарных услуг учреждение устанавливает самостоятельно.
Также заявители указывали на признаки монопольно высокой цены за ветеринарные услуги БУ УР "Воткинская райСББЖ".
С учетом изложенного, Удмуртское УФАС России установило в действиях БУ УР "Воткинская райСББЖ" признаки нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", что выражено в установлении монопольно высокой цены на ветеринарные услуги по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, а также по ветеринарно-санитарному осмотру при погрузке (разгрузке) с автомашин животноводческих продуктов, рыбы и сырья животного происхождения;
- пункта 3 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в навязывании контрагенту невыгодных условий договора, а именно навязывании услуг, прямо не предусмотренных законом - услуг по ветеринарно-санитарному осмотру при погрузке (разгрузке) с автомашин животноводческих продуктов, рыбы и сырья животного происхождения; необоснованное требование финансовых средств за услуги, которые фактически не оказываются - услуги по ветеринарно-санитарному осмотру при погрузке (разгрузке) с автомашин животноводческих продуктов, рыбы и сырья животного происхождения; необоснованном навязывании получения ветеринарных документов на грузы, по которым уже получены документы при погрузке и выезде с места погрузки;
- части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в ущемлении прав заявителей.
По результатам рассмотрения заявления, Удмуртским УФАС России на основании приказа N 210 от 11.04.2011 г. было возбуждено дело N СЮ06-06/2011-26 в отношении БУ УР "Воткинская райСББЖ".
В ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения.
Представитель ОАО "Удмуртский хладокомбинат", ООО "ОМНИ", ООО ТД "Удмуртский хладокомбинат Айс Вита" на заседаниях Комиссии ранее заявленные требования и изложенные письменные пояснения поддержал в полном объеме. Указал, что цены на услуги по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и услуги ветеринарно-санитарной экспертизы БУ УР "Воткинская райСББЖ" являются монопольно высокими, в то же время в Московской области данные услуги оказываются хозяйствующим субъектам бесплатно.
Представители БУ УР "Воткинская райСББЖ" на заседаниях Комиссии ранее изложенные письменные пояснения поддержали в полном объеме. Признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях учреждения не признали. Пояснили, что данные услуги являются платными государственными услугами, не являются конкурентным товарным рынком.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Заявителями в материалы дела представлен акт экспертизы, составленный Удмуртской торгово-промышленной палатой от 16.02.2011 г. Как следует из содержания данного акта, представители ООО ТД "Удмуртский хладокомбинат Айс Вита" в присутствии эксперта ТПП прибыли в Воткинскую СББЖ для оформления ветеринарной справки N4 на продукцию. К ветеринарному врачу обратились для проставления штампов в товарных накладных, предъявив подлинники ветеринарных свидетельств (форме N2). Ветврач пояснила, что без оплаты услуги работы врача за определенное время ветсправка не может быть выдана. Представитель общества пояснила, что заказывать платную услугу по ветосмотру не намерена.
Согласно заявлению, БУ УР "Воткинская райСББЖ" незаконно обязывает получать на каждый рейс ветеринарные документы как минимум дважды (в Ижевске и в районной станции по борьбе с болезнями животных - в том районе, где по торговым точкам развозится продукция), а также отдельно платить за ветеринарно-санитарный осмотр продукции как в Ижевске, так и в районной станции.
Стоимость услуг по оформлению и выдаче ветеринарного свидетельства БУ УР "Воткинская райСББЖ" ф.N2 составляет 153 рублей за штуку, ветеринарной справки ф. N4 - 77 рублей за штуку, ветеринарного осмотра при погрузке (разгрузке) с автомашин - 248 рублей за тонну, консультация ветврача - 275 рублей за час, оказание ветеринарных услуг врачом - 275 рублей за час.
На сопоставимых рынках стоимость таких услуг ниже.
В БУ УР "Сарапульская райСББЖ" выдача ветеринарного свидетельства ф.N2,3 составляет 130 рублей за штуку, ветеринарной справки ф. N4 - 65 рублей.
В Московских учреждениях ветеринарии за оформление сопроводительных ветеринарных документов на животных, пищевые продукты, продовольственное и техническое сырье животного происхождение для транспортировки их по территории Москвы, РФ, ближнего зарубежья оплата не взимается. Стоимость бланков сопроводительных документов оплачивается по их фактической стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1); навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 3).
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители заявителей заявили ходатайство о привлечении эксперта для проведения экспертизы тарифов учреждения ветеринарии по выдаче ветеринарных сопроводительных документов формы N 1,2,3,4, и ветеринарно-санитарной экспертизы, пояснив, что готовы нести расходы по проведению экспертизы.
Лица, участвующие в деле, не возражали против удовлетворения ходатайства.
Определением о привлечении эксперта к рассмотрению дела N СЮ06-06/2011-26 от 10.06.2011 г. Комиссия Удмуртского УФАС России привлекла к участию в рассмотрении дела в качестве эксперта ООО "Аудиторская контора "Кольчуга" (ИНН 1835021490, адрес: г. Ижевск, ул. Красноармейская, 132, оф. 37), назначила проведение экспертизы в отношении тарифов, установленных БУ УР "Воткинская райСББЖ" за период с 01.01.2010 по 01.05.2011 г., на предмет их экономической обоснованности и установления признаков монопольно высокой цены, в части цен по выдаче ветеринарных сопроводительных документов формы N 1,2,3,4, проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, проведения ветеринарного осмотра.
Определением о приостановлении рассмотрения дела N СЮ06-06/2011-26 от 10.06.2011 г. рассмотрение дела было приостановлено до проведения экспертизы.
05.12.2011 г. в Удмуртское УФАС России поступило Экспертное заключение по результатам проведения экспертизы в отношении тарифов, установленных БУ УР "Воткинская райСББЖ" за период с 01.01.2010 года по 01.05.2011 года.
Согласно экспертному заключению стоимость услуг БУ УР "Воткинская райСББЖ" по оформлению и выдаче ветеринарных сопроводительных документов: ветеринарная справка N 1,2,3,4 более чем в 3-4 раза превышает фактическую себестоимость услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона "О защите конкуренции" монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Согласно части 1 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Удмуртское УФАС России в целях установления наличия (отсутствия) доминирующего положения БУ УР "Воткинская райСББЖ" в границах товарного рынка установило необходимость проведения анализа рынка в ходе рассмотрения дела.
В ходе проведения анализа рынка Удмуртское УФАС России установило, что БУ УР "Воткинская райСББЖ" занимает доминирующее положение на рынке оказания ветеринарно-санитарной экспертизы и выдачи ветеринарных сопроводительных документов в географических границах г. Воткинска и Воткинского района Удмуртской Республики с долей 100%.
На основании проведенного анализа рынка приказом Удмуртского УФАС России от 25.10.2011 г. N 560/18 БУ УР "Воткинская райСББЖ" было включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов, или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр).
Определением Комиссии Удмуртского УФАС России о возобновлении рассмотрения дела N СЮ06-06/2011-26 от 20.12.2011 г. рассмотрение дело было возобновлено.
28.02.2012 г. рассмотрение дела было отложено Комиссией Удмуртского УФАС России в связи с необходимостью выдачи учреждению предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 39.1 Закона "О защите конкуренции".
Кроме того, БУ УР "Воткинская райСББЖ" представило Комиссии Удмуртского УФАС России "Экспертное заключение ООО "Аудиторская фирма "Инновация-А" по результатам проведения аудиторской проверки по договору N 423 от 01.07.2011 г. БУ УР "Воткинская райСББЖ", согласно которому стоимость услуг БУ УР "Воткинская райСББЖ" является обоснованной и соответствует фактически понесенным расходам учреждения.
21.03.2012 г. Комиссией Удмуртского УФАС России рассмотрение дела N СЮ06-06/2011-26 в отношении БУ УР "Воткинская районная станция по борьбе с болезнями животных" было приостановлено в связи с рассмотрением Арбитражным судом Удмуртской Республики дела NА71-2699/2012 по заявлениям БУ УР "Ижевская городская станция по борьбе с болезнями животных" и Главного управления ветеринарии Удмуртской Республики о признании незаконным решения и предписаний Удмуртского УФАС России от 29.12.2011 года, которое, по мнению Комиссии Удмуртского УФАС России, имеет значение для рассмотрения настоящего дела, до вступления в законную силу решений суда по указанным делам.
Постановление по делу N А71-2699/2012 было принято Федеральным арбитражным судом Уральского округа 27.11.2012 г.
На рассмотрении арбитражного суда находилось дело N А71-20201/2011 по заявлению БУ УР "Ижевская городская станция по борьбе с болезнями животных" о признании незаконным приказа Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 25.10.2011 г. N 561/18 о включении данного учреждения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов, или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, имеющего решающее значение для рассмотрения настоящего дела по существу.
Решением Федерального арбитражного суда Уральского округа по делу N А71-20201/2011 от 12.11.2012 г. приказ Удмуртского УФАС России признан незаконным и отменен.
Удмуртское УФАС России подало надзорную жалобу на решение Федерального арбитражного суда Уральского округа по делу N А71-20201/2011 от 12.11.2012 г. в Высший арбитражный суд Российской Федерации. 13.05.2013 г. Высший арбитражный суд отказал антимонопольному органу в пересмотре жалобы в порядке надзора.
В связи со вступлением в законную силу решений по делам N А71-2699/2012 и N А71-20201/2011, имеющих значение для рассмотрения по существу дела N СЮ06-06/2011-26, рассмотрение данного дела было возобновлено определением Удмуртского УФАС России от 20.06.2013 г.
В ходе рассмотрения дела в заседании Комиссии от 24.06.2013 г. представитель ООО ТД "Удмуртский хладокомбинат Айс Вита" и ОАО "Удмуртский хладокомбинат" представил решение единственного участника ООО "ОМНИ" от 26.12.2012 г. о реорганизации общества в форме присоединения к ООО ТД "Удмуртский хладокомбинат Айс Вита".
Согласно решению Федерального арбитражного суда Уральского округа, оказание ветеринарно-санитарной экспертизы и выдачи ветеринарных сопроводительных документов является государственной услугой и не является товарным рынком.
В связи с тем, что БУ УР "Воткинская ра йСББЖ" не занимает доминирующего положения на рынке оказания ветеринарно-санитарной экспертизы и выдачи ветеринарных сопроводительных документов в географических границах подведомственной ему территории, действия учреждения не могут быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением.
На основании изложенного, рассмотрев представленные материалы по делу NСЮ06-06/2011-26, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России не установила нарушения части 1 статьи 10, пунктов 1, 3 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в действиях БУ УР "Воткинская райСББЖ".
Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Дело в отношении БУ УР "Воткинская районная станция по борьбе с болезнями животных" по признакам нарушения части 1 статьи 10, пунктов 1), 3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Подписи членов Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия N 06-06 (опубликовано 19 августа 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016