Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
N 782-ФАС52-07/13 (опубликовано 20 августа 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Смирнов С.В. |
- |
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; |
Швецова О.Ю. |
- |
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции; |
Голунова Д.А. |
- |
член Комиссии, специалист - специалист отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, |
рассмотрев дело N782-ФАС52-07/13, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "ВИНОТЕКА" (адрес: 603098, г.Н.Новгород, ул. Артельная, д. 35, офис 18), по признакам нарушения части 2.1 и части 3 статьи 21, пункта 4 части 2 и части 3 статьи 23 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в присутствии директора общества Ковязина А.Н., установила:
В ходе проверки рекламных сообщений на предмет их соответствия требованиям Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 24 апреля 2013 года в городе Нижнем Новгороде на пересечении улиц Героя Самочкина и Энтузиастов, в оконном проеме магазина "Едок" выявлена реклама алкогольной продукции, содержащая признаки нарушения части 2.1 и части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
Кроме того, на входной двери магазина выявлена рекламная листовка, с размещенным на ней рекламным сообщением табачных изделий, содержащая признаки нарушения пункта 4 части 2 и части 3 статьи 23 Федерального закона "О рекламе".
В связи с вышеизложенным, 18 июля 2013 года председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе вынес Определение N782-ФАС52-07/13 о возбуждении дела по признакам нарушения части 2.1 и части 3 статьи 21, а также пункта 4 части 2 и части 3 статьи 23 ФЗ "О рекламе" в отношении ООО "Винотека".
Изучив материалы дела, представленные документы, заслушав представителя ответчика, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
24 апреля 2013 года, в городе Нижнем Новгороде на пересечении улиц Героя Самочкина и Энтузиастов, в оконном проеме магазина "Едок" выявлено рекламное сообщение следующего содержания: "Сеть магазинов "ВИНОТЕКА" оптовые цены! Шампанское, коньяк, табак, пиво, водка, настойки". Рекламное сообщение содержит изображение бутылок следующей алкогольной продукции: "ABSOLLUT VODKA", "Hennessy", "MARTINI", "Red Label", "FERREIRA".
По данному факту составлен Акт наблюдения от 24.04.2013 г. с приложением фотографий рекламных сообщений.
Данное сообщение является рекламой, поскольку отвечает понятию рекламы, изложенному в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с которым под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Указанное сообщение является рекламой, так как направленно на привлечение внимания неопределенного круга лиц - потребителей к рекламируемому товару - алкогольной продукции. Объектом рекламирования в рекламном сообщении является магазин "Едок", а товаром - алкогольная продукция.
На сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка присутствует Классификатор видов продукции. Согласно данному классификатору в состав алкогольной продукции включаются все вышеуказанные алкогольные напитки.
Согласно пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В соответствии с частью 2.1 статьи 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.
Таким образом, реклама алкогольной продукции ("ABSOLLUT VODKA", "Hennessy", "MARTINI", "Red Label", "FERREIRA") в оконном проеме магазина "Едок" противоречит требованиям части 2.1 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). В рекламе алкогольной продукции отсутствовало предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкоголя.
Таким образом, реклама алкогольной продукции, размещенная в оконном проеме магазина "Едок", противоречит части 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
Также на входной двери магазина "Едок" 24.04.2012 года выявлена рекламная листовка, с размещенными на ней рекламными сообщениями табачных изделий "сигареты "ЛД" в ассортименте 34 рубля сигареты "Винстон" в ассортименте 46 рублей".
Указанное сообщение является рекламой, так как направленно на привлечение внимания неопределенного круга лиц - потребителей к рекламируемому товару. Объектом рекламирования в рекламном сообщении является магазин "Едок", а товаром - табачная продукция.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 23 ФЗ "О рекламе" реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться, в том числе с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Реклама табачных изделий - сигарет, размещенная на входной двери магазина "Едок", в виде рекламной листовки, противоречит требованиям пункта 4 части 2 статьи 23 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 3 статьи 23 ФЗ "О рекламе" реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). Таким образом, реклама табачных изделий - сигарет "ЛД", "Винстон" противоречит требованиям части 3 статьи 23 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 2.1 и частью 3 статьи 21, пункта 4 части 2 и части 3 статьи 23 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Торговую деятельность в магазине "Едок" осуществляет ООО "ВИНОТЕКА". Рекламораспространителем рассматриваемых рекламных сообщений является ООО "ВИНОТЕКА".
Таким образом, реклама алкогольной продукции и табачных изделий - сигарет, размещенная ООО "ВИНОТЕКА" в оконном проеме, а также на входной двери магазина "Едок", противоречит требованиям части 2.1 и части 3 статьи 21, пункту 4 части 2 и части 3 статьи 23 ФЗ "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела директор ООО "ВИНОТЕКА" признал совершенное правонарушение и пояснил, что на момент рассмотрения дела реклама алкогольной продукции и сигарет удалена.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции и сигарет, размещенных ООО "ВИНОТЕКА" в оконном проеме, а также на входной двери магазина "Едок", поскольку она противоречит требованиям пункта части 2.1 и части 3 статьи 21, пункта 4 части 2 и части 3 статьи 23 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 20 августа 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.В.Смирнов
Члены Комиссии О.Ю. Швецова
Д.А. Голунова
Исп. Голунова Д.А.
Тел.:8 (831) 430-55-74
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области N 782-ФАС52-07/13 (опубликовано 20 августа 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016