Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 25 октября 2011 г. N 7823-11/8
Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - Шабанова М.А.
Члены Комиссии - Артамонова О.Н.,
Андреева А.С.,
Руссков О.Н.
рассмотрев дело N 7823-11/8 возбужденное в отношении ООО "АртКуба" по признакам нарушения пункта 3 части 5 и части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, по факту распространения в стартовом окне ДубльГИС (2GIS Самара / август 2011) - бесплатного электронного справочника предприятий с интерактивной картой города рекламного баннера, в тексте которого демонстрируется процесс курения (в части использования в рекламе изображения двух женщин, держащих по сигаре во рту и курящих эти сигары), а так же в тексте которого содержатся слова на иностранном языке "ArtCUBA"
в присутствии представителей:
заявителя - отсутствует (дело возбуждено по собственной инициативе);
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - генеральный директор ООО "АртКуба" - _ (копия решения N3 от 16.06.2011 г.), юрист - _ (доверенность б/н от 01.07.2011 г.) (уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается уведомлением N44309935624713 о вручении письма Почты России);
заинтересованное лицо - ---
эксперта - ---
переводчика - --- установила:
25 августа 2011 г. отделом контроля рекламного законодательства Самарского УФАС России было выявлено, что в стартовом окне ДубльГИС (2GIS Самара / август 2011) - бесплатного электронного справочника предприятий с интерактивной картой города, размещается рекламный баннер следующего содержания: "ArtCUBA студия дизайна и рекламы (846) 993-08-33 Изготовим любую рекламную продукцию (изображение двух пожилых женщин, держащих по сигаре во рту и курящих эти сигары)", в которой демонстрируется процесс курения.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается демонстрация процессов курения.
Кроме того, в тексте рекламы содержатся признаки нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", согласно которой при производстве и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации (в части использования в рекламе слов на иностранном языке "ArtCUBA").
Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения пункта 3 части 5 статьи 5 и части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
ООО "АртКуба" является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, которое определило объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается следующими документами и обстоятельствами:
1. Копией бланка заказа N18БИС060/1-Самара от 17.06.2011 г. заключенного ООО "Студия дизайна "КУБА" (переименовано согласно решению N3 от 16.06.2011 г. в ООО "АртКуба") (Заказчик) с ООО "ДубльГИС" (Исполнитель) о размещении информации в системе "2ГИС" на срок с 01.07.2011 г. по 30.06.2012 г., размещаемые в СМИ рекламные материалы - рекламный модуль на стартовой заставке, дополнительная рубрика. баннер в справочнике, рекламные материалы предоставляются Заказчиком в срок до 18.06.2011 г.;
2. Копией счета-фактуры N68215 от 31.08.2011 г. - продавец ООО "ДубльГИС", покупатель - ООО "АртКуба", наименование товара - Услуги по размещению рекламной информации в Городском информационном справочнике "2ГИС" по Бланку заказа N18БИС060/1-Самара от 17.06.2011 г. за Август 2011;
3. Письменными пояснениями генерального директора ООО "АртКуба" _ (исх. б/н б/д / вх.N6910 от 07.10.2011 г.);
4. рекламой, распространенной Обществом в стартовом окне ДубльГИС (2GIS Самара / август 2011) - бесплатного электронного справочника предприятий с интерактивной картой города.
Довод ООО "АртКуба", о том, что Общество никогда не занималось продажей табачных изделий, а так же о том, что фотография кубинских старушек, используемая в рекламе, не имеет важного значения для достижения общественного признания, профессионального или личного успеха, не вызывает желания подражать персонажам, быть на них похожими, указанный в объяснениях директора ООО "АртКуба".(исх. б/н б/д / вх.N6910 от 07.10.2011 г.) не может быть принят Комиссией Самарского УФАС России во внимание, по следующим основаниям.
Дело N7823-11/8 было возбуждено в отношении ООО "АртКуба" по признакам нарушения пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" - общие требования к рекламе, а не в связи с нарушением требований в рекламе отдельных видов товара - рекламе табака, табачных изделий.
Размещенная ООО "АртКуба" информация подпадает под понятие "реклама" определенное статьей 3 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ. Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В пункте 3 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" содержится прямое указание на запрет демонстрации в рекламе процессов курения. Однако, реклама ООО "АртКуба" содержит нарушение указанной выше нормы закона (в части использования в рекламе изображений двух женщин, держащих по сигаре во рту и курящих эти сигары).
Кроме того, в письменных объяснениях (исх. б/н б/д / вх.N6910 от 07.10.2011 г.) директора ООО "АртКуба" указано: ".Закон РФ N53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" напрямую не запрещает использовать иностранные слова. Ограничение касается лишь таких ситуаций, в которых не русские слова и выражения меняют восприятие смысла и могут ввести в заблуждение. В данной ситуации этого нет.".
Согласно части 11 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" при производстве, размещение рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государственном языке Российской Федерации.
В соответствии с подп. 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственный язык РФ подлежит обязательному использованию в рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального Закона "О государственном языке Российской Федерации" от 01.06.2005 г. N 53-ФЗ при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N714 "О порядке утверждения норм современного русского литературного языка в качестве государственного языка РФ, правил русской орфографии и пунктуации" под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах использования русского языка как государственного языка РФ.
Данное Постановление Правительства РФ устанавливает, что Министерство образования и науки РФ утверждает на основании рекомендаций Межведомственной комиссии по русскому языку список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ, а так же правила русской орфографии и пунктуации.
С целью реализации Постановления Правительства РФ N714 от 23.11.2006 г. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 мая 2007 г. N152 утверждено Положение о порядке проведения экспертизы грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ.
Таким образом, нормы современного русского литературного языка содержатся в соответствующих словарях, грамматиках и справочниках.
Согласно пункту 1.3 главы 1 "Общие положения" Устава ООО "АртКуба" полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью "АртКуба", сокращенное фирменное наименование ООО "АртКуба", в связи с чем довод Общества относительно того, что ArtCUBA - это фирменное наименование, необоснован.
Таким образом, реклама ООО "АртКуба", размещенная в стартовом окне ДубльГИС (2GIS Самара / август 2011) - бесплатного электронного справочника предприятий с интерактивной картой города, содержит нарушение требований пункта 3 части 5 и части 11 статьи 5 ФЗ "О рекламе" (в части демонстрации в рекламе процесса курения, путем использования в тексте рекламы изображения двух женщин, курящих сигары, а так же в части использования в рекламе слов на иностранном языке "ArtCUBA").
Документальное подтверждения устранения ненадлежащей рекламы ООО "АртКуба" в адрес Самарского УФАС России не поступало.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение пункта 3 части 5 и части 11 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "АртКуба" размещенную в стартовом окне ДубльГИС (2GIS Самара / август 2011) - бесплатного электронного справочника предприятий с интерактивной картой города, в тексте которой демонстрируется процесс курения, путем использования в тексте рекламы изображения двух женщин, курящих сигары, а так же используются слова на иностранном языке ("ArtCUBA"), поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 5 статьи 5 и части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "АртКуба" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 25 октября 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 октября 2011 г. N 7823-11/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016