Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
от 2 ноября 2011 г. N 03-4391
Я, заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России <_> рассмотрев протокол об административном правонарушении N 164 от 28.10.2011, материалы дела об административном правонарушении N Р-225/2011 от 24.10.2011, возбужденного по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении должностного лица:
генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Вита" <_> (рекламодателя и рекламораспространителя), <_> г.р., место рождения: <_>, место нахождения: <_> место жительства: <_> паспорт <_> ИНН <_>
в отсутствие: должностного лица - генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Вита" <_> его представителей, извещен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении надлежащим образом (удовлетворено ходатайство от <_> о рассмотрении дела в отсутствие <_> его представителей). установил:
В 2010 году на территории г. Благовещенска Амурской области, в том числе в магазинах торговой сети "Кэш энд Кэрри" ("Кэш & Кэрри") ООО "Цефея" по <_> (Дискаунтер N <_>) и <_> (Дискаунтер N <_>) по состоянию на 05.11.2010, в виде листовок и плакатов распространена информация Общества с ограниченной ответственностью "Вита" (далее - ООО "Вита", Общество) о проведении стимулирующего мероприятия "Кэш & Кэрри праздник детства от ФрутоНяни!" со сроком проведения с 28.09.2010 по 06.11.2010, а именно информация следующего содержания:
"Фруто Няня Помощь маме! С 28 сентября по 6 ноября 2010
1. Купи продукцию торговых марок "ФрутоНяня" и "Малышам" на 200 рублей за раз в дискаунтерах "Кэш энд Кэрри".
2. Обменяй чек за покупку на купон участника розыгрыша 4 и 5 ноября с 15:00 до 20:00 в дискаунтере "Кэш энд Кэрри" по адресу: <_>
3. Приходи 6 ноября в 14:00 в дискаунтер "Кэш энд Кэрри" по адресу: <_> и участвуй в розыгрыше призов.
Главный приз: Детский автомобиль! Справки по телефону <_>".
Амурское УФАС России, рассмотрев по заявлению Амурской региональной общественной организации защиты прав потребителей "Потребитель" (далее - АРООЗПП "Потребитель", Заявитель, Общественная организация) дело N Р-9/3 2011, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признало вышеуказанную информацию рекламой и выявило в ней наличие признаков нарушения требований пункта 2 статьи 9, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), поскольку в данной рекламе:
отсутствует источник информации об организаторе стимулирующего мероприятия, о количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения,
указаны неполные, следовательно, недостоверные сведения о продавце рекламируемого товара, в виде того, что организатором данной лотереи является ООО "Вита", продавцами товаров, на стимулирование реализации которых направлена лотерея, являются ООО "Цефея" и ООО "Хорс", тогда как в рекламе указано только "дискаунтеры "Кэш энд Кэрри"",
то есть, в рекламе отсутствует часть существенной информации, при этом искажается смысл информации и тем самым потребители рекламы вводятся в заблуждение.
24.10.2011 главным специалистом-экспертом отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России <_> по данным фактам возбуждено дело об административном правонарушении N Р-225/2011 в отношении должностного лица - генерального директора ООО "Вита" <_> по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ (определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, об истребовании сведений). По окончании административного расследования, 28.10.2011, в отношении указанного должностного лица составлен протокол N 164 об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении N Р-225/2011 установлено, что вышеназванная информация, указанная в данных листовках и плакатах, в силу пунктов 1-3 статьи 3 и статьи 9 Закона "О рекламе" является рекламой, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия "Кэш & Кэрри праздник детства от ФрутоНяни!", поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и (или) поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования в данном случае является стимулирующее мероприятие - муниципальная стимулирующая лотерея "Кэш & Кэрри праздник детства от ФрутоНяни!", на привлечение внимания к которой направлена реклама, условием участия в которой является приобретение определенного товара - продукции торговых марок "ФрутоНяня" и "Малышам" на 200 рублей за раз в дискаунтерах торговой сети "Кэш энд Кэрри".
ООО "Вита" (исх. <_> и <_> вх. N <_> от <_> исх. <_> от <_> вх. N <_> от <_>), в ходе рассмотрения дела N Р-9/3 2011, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, представило в Амурское УФАС России: рекламную листовку и её макет в электронном виде с аналогичным вышеназванному содержанием, в которых также имеется надпись, выполненная мелким шрифтом в нижней части рекламных материалов: "Организатор лотереи ООО "Вита". Лотерея зарегистрирована в администрации г. Благовещенска за номером <_>". Данная надпись отсутствует на рекламных материалах, представленных АРООЗПП "Потребитель" как на бумажных носителях, так и в электронном виде.
Установлено, что предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли в магазинах данной торговой сети осуществляют:
ООО "Цефея", в частности, по адресам: <_> - Дискаунтер N <_> и ул. <_>- Дискаунтер N<_>
ООО "Хорс", в том числе по адресу: <_>
(акты проверок АРООЗПП "Потребитель" от <_> NN <_> и<_> приложенные к письму Заявителя от <_> N <_>).
В выписках из Единого государственного реестра юридических лиц от <_> на имя ООО "Цефея" и от <_> на имя ООО "Хорс", указаны следующие виды экономической деятельности:
основной, код ОКВЭД - 52.2; наименование ОКВЭД - розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия в специализированных магазинах;
дополнительный, код ОКВЭД - 52.1; наименование ОКВЭД - розничная торговля в неспециализированных магазинах;
дополнительный, код ОКВЭД - 52.4; наименование ОКВЭД - прочая розничная торговля в специализированных магазинах.
Из договоров возмездного оказания услуг от <_> заключенных ООО "Цефея" и ООО "Хорс" (Заказчики) с ООО "Вита" (Исполнитель) следует: <_>
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон "О лотереях"), право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи.
Из письма Администрации г. Благовещенска (исх. N <_> от <_> вх. N <_> от <_>) следует, что в соответствии с Законом "О лотереях" 16.09.2010 ООО "Вита" направило в Администрацию г. Благовещенска уведомление и прилагаемые к нему документы о проведении муниципальной стимулирующей лотереи с 27.09.2010 по 27.09.2011 в магазинах "Кэш энд Кэрри", расположенных в г. Благовещенске, в том числе по вышеназванным адресам по улицам <_> и <_> <_>
Администрация г. Благовещенска по результатам рассмотрения данного уведомления от <_> не усмотрела оснований для запрета проведения стимулирующей лотереи ООО "Вита" на территории г. Благовещенска. Муниципальная стимулирующая лотерея внесена в реестр муниципальных лотерей <_> за номером <_>
В выписке из реестра муниципальных стимулирующих лотерей от <_> содержатся следующие сведения о вышеназванной лотерее: наименование - отсутствует, вид - тиражная, срок: 27.09.2010 - 27.09.2011, территория проведения лотереи - г. Благовещенск, регистрационный номер стимулирующей лотереи серия номер: <_> проводимая организатором лотереи - ООО "Вита", <_>
Установлено, что данная реклама соответствует требованиям пункта 7 статьи 7 Закона "О рекламе", в силу которого: не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений, поскольку, вышеназванная реклама о проведении стимулирующего мероприятия ("Кэш & Кэрри праздник детства от ФрутоНяни!") распространялась после направления ООО "Вита" в Администрацию г. Благовещенска в установленном порядке уведомления о проведении лотереи и включения указанной лотереи в реестр муниципальных стимулирующих лотерей.
Из уведомления о проведении стимулирующего розыгрыша призов, поступившего в Администрацию г. Благовещенска от ООО "Вита", следует, что наименованием товара (услуги), с реализацией которого связано проведение Розыгрыша, являются товары, предлагаемые в дискаунтерах "Кэш энд Кэрри".
Согласно Приложения N <_> к вышеназванному уведомлению "Условия проведения стимулирующего розыгрыша призов": <_>
В описании признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимого стимулирующего розыгрыша призов указано: <_>
В силу части 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей": общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти.
Заявитель является общественным объединением потребителей, некоммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Уставом и законодательством Российской Федерации. Запись о данной некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, ОГРН <_>
<_> Председатель Правления АРООЗПП "Потребитель" поручил членам данной Общественной организации в период с 03.11.2010 по 23.11.2010 провести проверку прав потребителей, правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей продавцами, осуществляющими торговлю в магазинах торговой сети "Кэш энд Кэрри" в г. Благовещенске с составлением актов о нарушении прав потребителей в отношении каждого из продавцов (поручение на проведение проверки от <_> N <_>).
Согласно актов проверки от <_> NN <_> и <_> составленных Заявителем, в магазинах торговой сети "Кэш энд Кэрри" по <_> (в период с <_> до <_> час.) и по <_> (в период с <_> час. до <_> час.) проведены проверки, путем фотографирования зафиксировано размещение рекламных материалов с вышеназванной рекламой о проведении стимулирующей лотереи "Кэш & Кэрри праздник детства от ФрутоНяни!", в которых отсутствуют данные о регистрации лотереи. К актам проверок приложены данные рекламные материалы, в том числе на цифровом носителе.
Заявитель считает, что данные рекламные материалы не соответствуют требованиям Закона "О рекламе".
В соответствии со статьёй 9 Закона "О рекламе":
в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
- сроки проведения такого мероприятия (пункт 1);
- источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения (пункт 2).
Согласно статье 5 Закона "О рекламе":
реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1);
недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (пункт 20 части 3);
не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7).
Вышеназванная реклама, сообщающая о проведении стимулирующего мероприятия содержит сведения о сроках его проведения, то есть соответствует требованиям пункта 1 статьи 9 Закона "О рекламе".
Вместе с тем, установлено, что в данной рекламе:
отсутствует источник информации об организаторе стимулирующего мероприятия, о количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения (не соответствие требованиям пункта 2 статьи 9 Закона "О рекламе");
указаны неполные, следовательно, недостоверные сведения о продавце рекламируемого товара, поскольку организатором данной лотереи является ООО "Вита", продавцами товаров, на стимулирование реализации которых направлена лотерея, являются ООО "Цефея" и ООО "Хорс", тогда как в рекламе указано только "дискаунтеры "Кэш энд Кэрри"", то есть, в рекламе отсутствует часть существенной информации, при этом искажается смысл информации и тем самым потребители рекламы вводятся в заблуждение (не соответствие требованиям пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона "О рекламе").
Следовательно, данная реклама, в силу пункта 4 статьи 3 Закона "О рекламе", является ненадлежащей, поскольку не соответствует требованиям пункта 2 статьи 9, пункта 20 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона "О рекламе": рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 3 и 7 статьи 5, статьёй 9 Закона "О рекламе; рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьёй 9 Закона "О рекламе".
Согласно пунктов 5 и 7 статьи 3 Закона "О рекламе" рекламодателем и рекламораспространителем данной рекламы, то есть лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, а также осуществившим распространение рекламы в виде листовок и плакатов на территории г. Благовещенска, является должностное лицо Общества (ОГРН <_> ИНН/КПП <_>/<_> место нахождения: <_>) - генеральный директор ООО "Вита" <_> (Решение единственного участника N <_> ООО "Вита" от <_> Приказ ООО "Вита" от <_> N <_> "О назначении генеральным директором").
Так, представители ООО "Цефея" и ООО "Хорс" письменно (исх. <_> от <_> вх. N<_> от <_> исх. <_> от <_> вх. N <_> от <_>) и устно, в ходе рассмотрения дела NР-9/3 2011, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пояснили, что <_>
Представители ООО "Вита" письменно (исх. <_> и <_> вх. N <_> от <_>) и устно, в ходе рассмотрения дела N Р-9/3 2011, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поддержали доводы ООО "Цефея" и ООО "Хорс", сообщили, <_>
В соответствии с договором на оказание полиграфических услуг от <_> заключенного ООО "Вита" (Заказчик) с ООО "Макро-С Партнер" (Исполнитель): <_>
Согласно: счетов NN <_> от <_> <_> от <_> <_> от <_> <_> от <_> актов NN <_> от <_> <_> от <_> <_> от <_> <_> от <_> платежных поручений NN <_> от <_> <_> от <_> <_> от <_> ООО "Макро-С Партнер" изготовило, ООО "Вита" приняло и оплатило: <_>
В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от <_> на имя ООО "Вита" указаны следующие виды экономической деятельности:
основной, код ОКВЭД - 74.4; наименование ОКВЭД - рекламная деятельность;
дополнительный, код ОКВЭД - 74.8; наименование ОКВЭД - предоставление различных видов услуг.
Согласно актов NN <_> и <_> от <_> ООО "Вита" для ООО "Хорс" и ООО Цефея" организовало и провело лотерею по договору оказания услуг от <_>
Из Соглашений о зачете встречных однородных требований от <_> заключенных ООО "Цефея" и ООО "Хорс" с ООО "Вита" следует, что стороны произвели зачет встречных требований, в том числе по договорам оказания услуг от <_>
Согласно части 4 статьи 38 Закона "О рекламе": нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
По совокупности документов установлено, что по вине должностного лица - генерального директора ООО "Вита" <_> (рекламодателя и рекламораспространителя) произошло распространение на территории г. Благовещенска вышеназванной ненадлежащей недостоверной рекламы о проведении стимулирующего мероприятия, в которой отсутствует часть существенной информации, при этом искажается смысл информации и тем самым потребители рекламы вводятся в заблуждение.
Должностное лицо - генеральный директор ООО "Вита" <_> являясь рекламодателем и рекламораспространителем вышеназванной ненадлежащей рекламы, имел возможность указать в ней полную и достоверную информацию о проведении стимулирующего мероприятия, что исключило бы нарушение требований пункта 2 статьи 9, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона "О рекламе", однако не предпринял для этого необходимых мер.
На основании изложенного, установлены факты нарушения должностным лицом -
генеральным директором ООО "Вита" <_> (рекламодателем и рекламораспространителем) требований пункта 2 статьи 9, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
Ознакомившись с протоколом N 164 об административном правонарушении от 28.10.2011, представитель должностного лица - генерального директора ООО "Вита" <_> <_> письменно сообщил, что пояснения были даны ранее в ходе рассмотрения Комиссионного дела по рекламе. Не оспаривает, что указанная реклама не соответствует Закону "О рекламе".
Исследовав материалы дела, в том числе пояснения представителей Общества, должностного лица - генерального директора ООО "Вита" <_> данные в ходе рассмотрения дела N Р-9/3 2011, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 2 статьи 9, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона "О рекламе"), а также дела об административном правонарушении N Р-225/2011, установлено, что своими действиями должностное лицо - генеральный директор ООО "Вита" <_> совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ - нарушение законодательства о рекламе. В соответствие с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ: нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Виновность должностного лица - генерального директора ООО "Вита" <_> в совершении данного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: <_>
Таким образом, оценив исследованные доказательства в их совокупности, прихожу к выводу об установлении вины должностного лица - генерального директора ООО "Вита" <_>
При назначении административного наказания должностному лицу - генеральному директору ООО "Вита" <_> учитываются конкретные обстоятельства и характер совершенного им административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.2. КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность должностного лица - генерального директора ООО "Вита" <_> признано: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение. Также приняты во внимание следующие обстоятельства: - правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, совершено <_> впервые; - наличие на иждивении у <_> несовершеннолетнего ребенка, <_> г.р.
При рассмотрении дела обстоятельств, отягчающих административную ответственность должностного лица - генерального директора ООО "Вита" <_> согласно статье 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Учитывая вышеизложенное, а также характер совершенного правонарушения,
на основании пунктов 1-3 и 4 статьи 3; пункта 2 статьи 9, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона "О рекламе",
руководствуясь частями 4, 6 и 7 статьи 38 Закона "О рекламе"; частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Должностное лицо - генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Вита" <_> (рекламодателя и рекламораспространителя) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и применить меру ответственности в виде административного штрафа в размере 8.000 (восьми тысяч) рублей.
Сумму штрафа надлежит уплатить в федеральный бюджет по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Амурской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области) ИНН/КПП 2801031325/280101001, расчетный счет 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской обл., БИК 041012001, КБК 16111626000010000140, ОКАТО 10401000000. Назначение платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ: административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ: неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве": судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ:
постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ: постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Согласно части 4 статьи 4.1 КоАП РФ: назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 2 ноября 2011 г. N 03-4391
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016