Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 3 сентября 2012 г. N А-177/15-12
Резолютивная часть объявлена 21.08.2012.
В полном объеме решение изготовлено 03.09.2012.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также - Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
<_>
<_>
<_>
при участии: от Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан: <_>
рассмотрела дело N А-177/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан (453630, Республика Башкортостан, г.Баймак, проспект Салавата Юлаева, 36) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг.
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги.
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона N210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона N210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона N210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона N210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона N210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона N210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды.
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона N210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона N210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона N210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона N135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 27.07.2012 N306 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах. Приказом Управления от 17.08.2012 N423 в приказ от 27.07.2012 N306 внесены изменения: председателем Комиссии по рассмотрению дела NА-177-15/12 о нарушении антимонопольного законодательства назначена заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Р.Ф. Саляхутдинова.
В соответствии с п.п.1.5., 1.7. Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, утвержденного постановлением Администрации от 22.02.2012 N447, административные регламенты, разработанные органом, исполняющие муниципальные функции, утверждаются в установленном порядке муниципальными правовыми актами в форме постановлений Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, если иное не установлено законодательством. Административные регламенты размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайте Администрации и организаций, участвующих в исполнении муниципальной. Информация включается в перечень муниципальных услуг (функций), утвержденных Администрацией постановлением "Об утверждение Перечня муниципальных услуг муниципального района Баймакский район" от 20.08.2009 N1839.
Согласно протоколам осмотра официального сайта Администрации -www.baimak.ru от 26.07.2012 и от 30.07.2012 в Перечне муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией, муниципальными учреждениями и иными организациями муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, утвержденном постановлением Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан от 20.08.2009 N1839 и размещенном на официальном сайте Администрации - www.baimak.ru (далее - Перечень муниципальных услуг) отсутствует информация об административных регламентах предоставления муниципальных услуг, которая также не доступна через единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru),
Так, исходя из протокола осмотра сайта http://www.gosuslugi.ru от 27.07.2012, на Едином портале государственных и муниципальных услуг в разделе "Баймакский район Республики Башкортостан" размещена только одна муниципальная услуга, оказываемая Администрацией - получение совета на официальное обращение. Информация об административных регламентах предоставления муниципальных услуг, сведения об остальных муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, на Едином портале государственных и муниципальных услуг отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Определением от 30.07.2012 о назначении дела NА-177/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Запрошенная информация представлена Администрацией. Согласно представленной информации, разработанные проекты административных регламентов были размещены на официальном сайте Администрации в сети Интернет в мае 2012 года. По истечению одного месяца со дня размещения проектов административных регламентов для независимой экспертизы административные регламенты утверждены постановлением Администрации от 29.06.2012 N1975 "Об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг". Также по результатам совещания, проведенного в г. Баймак представителями Министерства экономического развития РБ проекты административных регламентов были направлены для согласования в Министерство экономического развития РБ. Заключение на проекты административных регламентов выдано 17.07.2012. По результатам указанного заключения проводилась работа по внесению дополнений в административные регламенты.
Между тем, по смыслу ч. 6 ч. 12 ст. 13 Закона N210-ФЗ проекты административных регламентов не могут быть утверждены без проведения их экспертизы уполномоченным органом, которым в Республике Башкортостан является Министерство экономического развития РБ. Таким образом, Администрация утвердила административные регламенты до проведения Министерством экономического развития РБ их экспертизы в нарушение вышеуказанных требований федерального закона.
На заседании Комиссии представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, и также сообщил, что 33 административных регламента по 33 муниципальным услугам и Перечень муниципальных услуг с указанием информации об административных регламентах предоставляемых услуг размещены на официальном сайте Администрации. По словам представителя Администрации сведения о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, размещены на Едином портале государственных и муниципальных услуг. В то же время неполный перечень муниципальных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг, выявленный при просмотре сайта http://www.gosuslugi.ru на заседании Комиссии от 21.08.2012, представитель Администрации объяснил их согласованием с Центром информационных технологий.
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, выразившегося в отсутствии доступа к информации по ряду муниципальных услуг, оказываемых Администрацией муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона N135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона N135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан (453630, Республика Башкортостан, г.Баймак, проспект Салавата Юлаева, 36) нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части бездействия, выразившегося в отсутствии доступа к информации по ряду муниципальных услуг, оказываемых Администрацией муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц.
2. Выдать Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
ПРЕДПИСАНИЕ N100-А-177/15-12
03.09.2012, г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<_>
<_>
<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего Решения от 21.08.2012 (в полном объеме решение изготовлено 03.09.2012) по делу NА-177/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан (453630, Республика Башкортостан, г.Баймак, проспект Салавата Юлаева, 36) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии, в части отсутствия доступа к информации по ряду муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан в срок до 15.10.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 3 сентября 2012 г. N А-177/15-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016