Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
N СЮ 05-03/2011-86 (опубликовано 7 ноября 2011 г.)
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <_> - заместитель руководителя, члены Комиссии: <_> - начальник отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов (отсутствовал), <_> - старший государственный инспектор отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, рассмотрев дело NСЮ 05-03/2011-86, о нарушении ФГУП "Управление специального строительства по территории N8 при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - ФГУП "УССТ N8") (УР, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 148, ИНН 1835038790) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),
в присутствии:
представителя заявителя ООО "УК-Ижкомцентр" - <_> (доверенность б/н от 11.01.2011 г.),
представителя ответчика ФГУП "УССТ N8" - <_> (доверенность N 49/16-5303 от 15.08.2011 г.), установила:
В Удмуртское УФАС России (далее - Управление) 10.06.2011 г. вх.N 6776ф поступило заявление ООО "УК-Ижкомцентр" на действия ФГУП "УССТ N8", выразившиеся во введении ограничения подачи тепловой энергии в адрес жилого дома по ул. Авангардной, 20.
Управлением запрошена информация по данному факту у ООО "УК-Ижкомцентр", ФГУП "УССТ N8".
ФГУП "УССТ N8" в адрес Управления представило письменные пояснения, в соответствии с которыми, прекращение подачи горячей воды в адрес жилого дома по ул. Авангардная, 20, находящегося под управлением ООО "УК-Ижкомцентр" произведено в виду наличия задолженности за потребленный ресурс.
ООО "УК-Ижкомцентр" также представило в адрес Управления письменные пояснения, в соответствии с которыми, считает введение ограничения в период с 08.06.2011 г. по 10.06.2011 г. необоснованным в виду несоблюдения ФГУП "УССТ N8" порядка введения ограничения, установленного Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 1.
В ходе рассмотрения заявления ООО "УК-Ижкомцентр" установлено следующее.
Между ООО "УК-Ижкомцентр" и ФГУП "УССТ N8" заключен договор на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде N 13 от 27.02.2010 г.
В свою очередь ООО "УК-Ижкомцентр" заключен договор управления многоквартирным домом по улице Авангардная, 20 с ТСЖ "Березовая роща", созданным жильцами.
08.06.2011 г. ООО "УК-Ижкомцентр" произведено обследование жилого дома по улице Авангардная, 20, в результате которого актом N1 от 08.06.2011 г. зафиксировано отсутствие подачи теплоносителя в бойлерную дома.
06.07.2011 г. в адрес Управления от ООО "УК-Ижкомцентр" представлена справка, согласно которой, в доме проживают граждане, у которых на момент введения ограничения отсутствует задолженность за теплоэнергию и ГВС.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 N 1, при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором.
При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя за сутки до введения ограничения.
В случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах (п. 6 Порядка).
Из приведенных норм следует, что действующим законодательством предоставлено право энергоснабжающей организации вводить ограничение режима потребления, однако при этом установлена обязанность соблюдать определенную процедуру.
В данном случае ФГУП "УССТ N8" своими действиями ущемило интересы ООО "УК-Ижкомцентр", направленные на оказание коммунальных услуг населению, а также права жителей на получение коммунальной услуги ГВС.
В силу Закона "О естественных монополиях" ФГУП "УССТ N8" является субъектом естественной монополии, так как осуществляет передачу тепловой энергии. В силу Закона "О защите конкуренции" положение субъекта естественной монополии признается доминирующим.
Пунктом 4 частью 1 статьи 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства.
ФГУП "УССТ N8", производя отключение ООО "УК-Ижкомцентр", нарушило порядок введения ограничения, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 1, что привело к незаконному ограничению подачи теплоэнергии и ГВС в адрес граждан, которые своевременно оплачивают потребленные ресурсы.
В связи с наличием в действиях ФГУП "УССТ N8" признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", на основании приказа Удмуртского УФАС России от 08.07.2011 г. N 384 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона "О защите конкуренции", пункта 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007 г. N 447, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело NСЮ 05-03/2011-86. Определением о назначении дела NСЮ 05-03/2011-86 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 15.07.2011 г. дело назначено к рассмотрению на 1 сентября 2011 г. в 9 часов 00 минут.
При рассмотрении дела Комиссией Удмуртского УФАС России 01.09.2011 г., представитель заявителя доводы, указанные в заявлении поддержал, пояснил, что в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ижевск, ул. Авангардная, 20 на момент введения ограничения проживают граждане, своевременно оплачивающие ГВС и тепловую энергию.
Представитель ФГУП "УССТ N8" с доводами представителя заявителя не согласился, пояснил, что у управляющей компании образовалась задолженность за потребленный ресурс ввиду чего, в соответствии с действующим законодательством было введено ограничение подачи тепловой энергии в адрес указанного дома.
Рассмотрев представленные сторонами материалы и документы, выслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.
Между ООО "УК-Ижкомцентр" и ФГУП "УССТ N8" заключен договор на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде N 13 от 27.02.2010 г.
В свою очередь ООО "УК-Ижкомцентр" заключен договор управления многоквартирным домом по улице Авангардная, 20 с ТСЖ "Березовая роща", созданным жильцами.
08.06.2011 г. ООО "УК-Ижкомцентр" произведено обследование жилого дома по улице Авангардная, 20, в результате которого актом N1 от 08.06.2011 г. зафиксировано отсутствие подачи теплоносителя в бойлерную дома.
В материалы дела ФГУП "УССТ N8" представлены копии актов об ограничении подачи тепловой энергии и о возобновлении подачи тепловой энергии, в соответствии с которыми ограничение было введено с 11-00 07.06.2011 г. до 14-30 08.06.2011 г.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 N 1, при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором.
При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя за сутки до введения ограничения.
В случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах (п. 6 Порядка).
Из приведенных норм следует, что действующим законодательством предоставлено право энергоснабжающей организации вводить ограничение режима потребления, однако при этом установлена обязанность соблюдать определенную процедуру.
Таким образом, ограничение режима потребления тепловой энергии в отношении потребителей, не имеющих задолженности по оплате, запрещено.
ФГУП "УССТ N8", намереваясь ограничить поставку теплового ресурса, обязано было в силу положений вышеуказанных норм убедиться, что не пострадают интересы потребителей, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги.
Между тем, согласно справки о долгах населения за коммунальные услуги в доме N 20 по улице Авангардной, представленной ООО "УК-Ижкомцентр", по состоянию на 01.06.2011 г. у граждан, проживающих в квартирах N 8, 12, 13. 15, 16, 18, 19, 20, 23, 25, 26, 27, 30, 31, 32, 34, 37, 41, 45, 46 отсутствует задолженность за горячее водоснабжение. Также отсутствует задолженность за отопление у граждан, проживающих в квартире N 50.
При названных обстоятельствах ответчик осуществил прекращение подачи тепловой энергии, не обеспечив соблюдение требований п. 3, 6 вышеуказанного Постановления.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
ФГУП "УССТ N8" оказывает ООО "УК-Ижкомцентр" услуги по передаче тепловой энергии, соответственно является субъектом естественной монополии.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Действия ФГУП "УССТ N8", выразившиеся в ограничении подачи тепловой энергии в горячей воде в адрес жилого дома по ул. Авангардная, 20, являются нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", в части совершения действий занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых является ущемление интересов ООО "УК-Ижкомцентр", направленных на оказание коммунальных услуг гражданам.
На основании вышеизложенного, Комиссией было установлено нарушение ФГУП "УССТ N8" пункта 4 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона "О защите конкуренции", пунктами 3.40, 3.43, 3.44 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007 г. N 447 Комиссия, решила:
1. Признать ФГУП "УССТ N8" субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде в географических границах г. Ижевска (в границах пролегания тепловых сетей инженерно - технического обеспечения).
2. Признать ФГУП "УССТ N8" нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", в части осуществления действий занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, выразившихся в экономически или технологически необоснованном прекращении подачи тепловой энергии в горячей воде в адрес жилого дома по ул. Авангардная, 20, результатом которых явилось ущемление интересов ООО "УК-Ижкомцентр", направленных на оказание коммунальных услуг гражданам.
3. Предписание не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
4. Передать материалы дела в отношении ФГУП "УССТ N8" и виновного должностного лица уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения производства по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение и предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия N СЮ 05-03/2011-86 (опубликовано 7 ноября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016