Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 22 августа 2013 г. N 02-35/2013-030
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):<_>
рассмотрев дело N 02-35/2013-030, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
- в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: <_>
- в отсутствие заинтересованного лица - ИП Радзиевского Р.С., установила:
При мониторинге рекламы, размещенной в периодических печатных изданиях региона, выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, в журнале "Fresh" N2(10) от 10.04.2013 на стр.62 была размещена реклама следующего содержания: "СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ Лицензия: ЛО-37-01-000214 от 22.06.2009 Зубной врач РАДЗИЕВСКИЙ Роман Сергеевич ПОНЕДЕЛЬНИК- ПЯТНИЦА С 9.00 ДО 18.00 ул. Лежневская, 138А, 6-й этаж, офис 40 8-910-982-01-38 8-920-674-42-42 8(4932) 23-46-96 Пенсионерам предоставляется скидка 5% на лечебно-диагностический прием".
Указанная реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Факт установления сотрудниками Ивановского УФАС России распространения указанной рекламы подтверждается: журналом "fresh.Свежие предложения" N2(10) от 10.04.2013.
Ивановским УФАС России по данному факту 25 июня 2013 года возбуждено дело N 02-35/2013-030 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Определением от 18 июля 2013 года рассмотрение дела N 02-35/2013-030 было отложено на 22 августа 2013 года, т.к. возникла необходимость замены лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения <_> Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к оказываемым медицинским услугам;
- призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.
Согласно Отраслевым стандартам "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 N 147 и утвержденных им Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя об "Объеме платных услуг населению" платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Указания), подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.
На основании пунктов 49, 50 Указаний медицинские услуги включают услуги стоматологических учреждений, в медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи (включая услуги в области стоматологии и зубопротезирования, физиотерапии, косметологии, наркологии и т.д.).
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N 163(в ред. от 28.03.2008 г.), группа "медицинские услуги" (код 8) состоит, в том числе из таких услуг как: "лечение зубов", "протезирование", "мануальная терапия" и "массаж".
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, согласно которой перечень медицинских услуг разделен на два класса: "А" и "В".
Класс "А" включает, в том числе, такие медицинские услуги как лечение зубов, протезирование, профессиональная чистка зубов и диагностическое исследование, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Класс "В" включает, в том числе, такие медицинские услуги как стоматология хирургическая, ортодонтия, стоматология детская, оториноларингология, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Материалами дела подтверждается, что ИП Радзиевский Р.С. обладает лицензией на осуществление медицинской деятельности NЛО-37-01-000214 от 22 июня 2009 года, на осуществление доврачебной медицинской помощи по стоматологии.
Таким образом, рассматриваемые услуги являются медицинскими услугами.
Вместе с тем, протезирование и лечение зубов противопоказано, например, при наличии онкологических заболеваний, обострении болезней сердечнососудистой системы и органов дыхания, сахарном диабете и других хронических заболеваниях и др. Отсутствие в рекламе предупреждения об имеющихся противопоказаниях и необходимости консультации со специалистами при обращении за оказанием рекламируемых медицинских услуг, представляет потенциальную угрозу здоровью потребителей рекламы, так как у потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением, создается ложное впечатление о безопасности услуг, оказываемых ИП Радзиевским Р.С. Тем самым, потенциальные потребители медицинских услуг вводятся в заблуждение.
За нарушение требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
В материалы дела были представлены доказательства того, что рекламораспространителем указанной рекламы является не ИП Тугаринова Е.Н., а учредитель и редактор журнала "fresh. Свежие предложения" <_>
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ 37-00161 от 23 сентября 2011 года учредителем СМИ "fresh.Свежие предложения" является <_> Соглашением от 23 сентября 2011 года между ИП Тугариновой Е.Н. и <_> предусмотрено, что индивидуальный предприниматель обладает исключительным правом на продажу рекламных площадок в журнале "fresh.Свежие предложения", а также осуществляет расчеты с производящей печать журнала типографией. Учредитель и главный редактор рассматриваемого печатного издания <_> осуществляет подготовку журналистских материалов и макетирование журнала.
Таким образом, рекламодателем указанной рекламы является ИП Радзиевский Р.С., рекламораспространителем <_>
В соответствии с письменными объяснениями ИП Радзиевского Р.С. (вх. N 1472 от 22.05.2013) перед опубликованием макет рассматриваемой рекламы с ним не согласовывался.
ИП Радзиевский Р.С., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, на его рассмотрение не явился.
На рассмотрении дела <_> факт нарушения признал и пояснил, что макет указанной рекламы перед опубликованием не был согласован с рекламодателем, рассматриваемая реклама была напечатана по ошибке менеджера. Вместе с тем, <_> подтвердил, что должен был проверить соответствие публикуемых материалов Закону о рекламе. В настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется.
Исходя из изложенного, Комиссия считает, что ответственность за распространение рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе лежит на рекламораспространителе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу следующего содержания: "СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ Лицензия: ЛО-37-01-000214 от 22.06.2009 Зубной врач РАДЗИЕВСКИЙ Роман Сергеевич ПОНЕДЕЛЬНИК- ПЯТНИЦА С 9.00 ДО 18.00 ул. Лежневская, 138А, 6-й этаж, офис 40 8-910-982-01-38 8-920-674-42-42 8(4932) 23-46-96 Пенсионерам предоставляется скидка 5% на лечебно-диагностичекий прием", размещенную в журнале "Fresh" N2(10) от 10.04.2013 на стр.62, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 22 августа 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 22 августа 2013 г. N 02-35/2013-030
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016