Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 7 ноября 2011 г. N 32/ВП-11
Резолютивная часть решения оглашена "21" октября 2011 г.
Решение в полном объеме изготовлено "07" ноября 2011 г.
г. Тамбов
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) по осуществлению внеплановых проверок в составе:
ведущий заседание - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
в присутствии <_>
проведя внеплановую проверку действий Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области и Комитета государственного заказа Тамбовской области при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0164200003011002754, установила:
Комитет государственного заказа Тамбовской области 10.10.2011 опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru
и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164200003011002754 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта с Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области на выполнение работ по капитальному ремонту гидротехнического сооружения (ГТС) на р.Цна на южной окраине г.Моршанска Тамбовской области.
При осуществлении мониторинга официального сайта в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов для нужд заказчиков 13.10.2011 выявлены признаки нарушения требований Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
По результатам мониторинга составлена докладная записка от 13.10.2011 N155-сл.
На основании данной информации, проведя в соответствии с частями 4-6 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, Инспекция Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
Документация об аукционе утверждена государственным заказчиком - Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области.
Разделом 3 документации об аукционе установлены требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом аукциона. Требуемое разрешение указывается в Информационном паспорте аукциона (пункт 3.1).
В разделе 4 установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе, в соответствии с которыми участник размещения заказа должен представить во второй части заявки на участие в аукционе копию специального разрешения, если оно предусмотрено Информационным паспортом аукциона.
В информационном паспорте аукциона (строка 10) указано, что специальное разрешение требуется - это свидетельство о допуске к видам работ, которые являются предметом контракта и оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ. Основание: Градостроительный кодекс РФ; приказ Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" п.п. 30.5, 30.6, 30.7 "Свайные работы, выполняемые в речных условиях с плавучих средств, в том числе устройство свай-оболочек", "Возведение сооружений в морских и речных условиях из природных и искусственных массивов" и "Возведение дамб".
Однако данное требование является излишним, не соответствующим требованиям градостроительного законодательства, поскольку предметом аукциона является капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов документов и сведений, не допускается (ч.7 ст.41.8 Закона о размещении заказов).
В нарушение названных норм пункт 10 Информационного паспорта документации об аукционе предусматривает наличие специального разрешения у участника размещения заказа и, соответственно, предоставления копии подтверждающего документа в составе заявки.
Данные документы заказчик не вправе требовать в составе заявки.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Таким образом, заказчик имеет право устанавливать в документации об аукционе требование о наличии у участников размещения заказа свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объекта капитального строительства, только в том случае, если предметом контракта предусмотрено выполнение работ, включенных в соответствующий перечень.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (Приказ N624).
При этом, пунктом 2 Приказа N624 установлено, что перечень не включает в себя виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4.1 части 17 статьи 51 ГрК РФ установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае капитального ремонта объектов капитального строительства.
В данном случае предметом контракта является выполнение капитального ремонта объекта капитального строительства, что исключает необходимость получения разрешения на строительство, и, как следствие, исключает право заказчика требовать от участников размещения заказа наличия выданного саморегулируемой организацией допуска к осуществлению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Исходя из изложенного, у заказчика отсутствовали правовые основания для установления в документации об аукционе требования о наличии специального разрешения и предоставления участниками размещения заказа в составе заявок копий свидетельства о допуске к работам по предмету контракта - "Свайные работы, выполняемые в речных условиях с плавучих средств, в том числе устройство свай-оболочек", "Возведение сооружений в морских и речных условиях из природных и искусственных массивов" и "Возведение дамб".
Вместе с тем, в ходе рассмотрения указанных обстоятельств выявлено следующее.
Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 40, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.
Минрегион России на обращение Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, по вопросу применения Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (Приказ N 624) в части касающейся отсутствия необходимости получения разрешения на строительство при капитальном ремонте объектов капитального строительства сообщило следующее (исх. от 05.09.2011 N 24196-ДБ/08).
Приказ N 624 в действующей редакции фактически определяет, что получение свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не требуется в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства. Указанная норма Приказа противоречит требованиям части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, поскольку при капитальном ремонте объектов капитального строительства также проводятся работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что в свою очередь требует наличия у индивидуальных предпринимателей или юридических лиц выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Также Минрегион России указывает, что в целях приведения Приказа N 624 в соответствие с требованиями статьи 52 Кодекса в настоящее время подготовлены соответствующие изменения в Приказ, которые проходят согласование в установленном законом порядке.
Заказчик при проведении проверки заявил, что работы - "Свайные работы, выполняемые в речных условиях с плавучих средств, в том числе устройство свай-оболочек", "Возведение сооружений в морских и речных условиях из природных и искусственных массивов" и "Возведение дамб", входящие в предмет контракта, оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства - гидротехническое сооружение (ГТС), капитальный ремонт которого требуется выполнить.
Исходя из изложенного, Тамбовское УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушение законодательства в части установления требования о наличии специального разрешения - свидетельства СРО о допуске к работам по предмету контракта при их выполнении.
В то же время, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила нарушение законодательства о размещении заказов, заключающееся в отсутствии требования о наличии допуска СРО на организацию строительства у участников размещения данного заказа.
Частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона
Согласно части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 указанного Закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказа участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
При этом согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участиям в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 41 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов должно являться наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Также необходимо отметить, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать свидетельством о допуске к ним.
Итак, требование о наличии свидетельства СРО о допуске на определенные виды строительных работ, оказывающих влияние на безопасность объекта капитального строительства, может быть предъявлено к работам (лицам, их выполняющим).
В действиях должностного лица заказчика, утвердившего документацию о рассматриваемом аукционе, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 4-6, 9 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Инспекция Тамбовского УФАС России решила:
1. Признать государственного заказчика - Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области нарушившим п.1 ч.3 ст. 41.6, ч.6 ст. 41.8, ст. 11 Закона о размещении заказов.
2. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении виновного должностного лица.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Ведущий заседание |
Е.А. Гречишникова |
|
|
Члены инспекции |
С.В. Мазаева |
|
|
|
Н.Н. Колодина |
|
|
исп. Колодина (4752) 72-73-44
П Р Е Д П И С А Н И Е N32/ВП
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ
"7" ноября 2011 г. |
г.Тамбов |
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) по осуществлению внеплановых проверок в составе:
ведущий заседание - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
на основания своего решения от 07.11.2011 по делу о результатах внеплановой проверки N32/ВП и на основании частей 9, 10 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) предписывает:
1. Управлению по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области и Комитету государственного заказа Тамбовской области в срок до "1" декабря 2011 года устранить нарушения законодательства о размещении заказов, а именно:
- внести изменения в документацию об открытом аукционе в электронной форме N 0164200003011002754 на право заключения государственного контракта с Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области на выполнение работ по капитальному ремонту гидротехнического сооружения (ГТС) на р.Цна на южной окраине г.Моршанска Тамбовской области в части требований к участникам размещения заказа в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- срок подачи заявок на участие в данном аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с момента размещения таких изменений он соответствовал срокам, установленным законодательством о размещении заказов в случае внесения изменений в указанные документацию об открытом аукционе в электронной форме.
2. Об исполнении пункта 1 настоящего предписания сообщить и представить доказательства в Тамбовское УФАС России в срок до "1" декабря 2011 года.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Инспекция Тамбовского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.
Ведущий заседание |
Е.А. Гречишникова |
|
|
Члены инспекции |
С.В. Мазаева
Н.Н. Колодина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исп. Колодина (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 7 ноября 2011 г. N 32/ВП-11
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016