Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 23 октября 2013 г. N 412-165Р
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии <_>
члены Комиссии: <_> рассмотрев дело N 412-165р по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <_> (далее - ИП <_>) требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального Закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе")
в присутствии ИП <_> установила:
Воронежским УФАС России 21.08.2013 г. в ходе мониторинга соблюдения требований законодательства РФ о рекламе установлено размещение по адресу г. Богучар, ул. Шолохова, д. 2 б у входа в магазин "Компьютер City" на внешней стене здания следующей информации: "Компьютер City, Компьютеры в Кредит, Ремонт и Модернизация Компьютеров, заправка Картриджей" (рассматриваемая информация N 1), кроме того, рядом с магазином размещен штендер с информацией следующего содержания: "Компьютер City, Компьютеры в Кредит, Ремонт и Модернизация Компьютеров, заправка Картриджей, высокое качество, большой ассортимент, низкие цены, гибкая система скидок, г. Богучар, ул. Шолохова, д. 2 б, Тел.: 8(473266)2-11-69" (рассматриваемая информация N 2), о чем составлен акт осмотра объектов рекламы от 21.08.2013 г. с приложением фотоматериалов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе, спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация N 1, 2 в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, поддерживает интерес к ним и способствует продвижению на рынке (далее - рассматриваемая реклама).
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются: магазин "Компьютер City", товар (компьютеры), реализуемые указанным магазином, услуги предоставления кредита, ремонта и модернизации компьютеров, заправки картриджей.
30.09.2013 г. в отношении ИП <_> вынесено определение о возбуждении дела N 412-165р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 11 ч. 00 мин. (мск) 14.10.2013 г.
14.10.2013 г. на заседание Комиссии ИП <_> не явился, сведения о его надлежащем извещении отсутствовали, запрошенные документы не предоставлены, в связи с чем, в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 10 ч. 30 мин. 23.10.2013 г.
23.10.2013 г. при продолжении рассмотрения дела Комиссия установила факт получения ИП <_> копий процессуальных документов по делу. Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные ИП <_> Комиссия установила следующее.
Пунктом 2 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" установлено понятие финансовой услуги, согласно которому, финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В силу ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в гл. 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
На основании ст. 822 ГК РФ сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).
Как определено в ст. 823 ГК РФ, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг. В рассматриваемой рекламе отсутствовали сведения, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском.
В силу ст. 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности" понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 указанного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации. Поскольку в рассматриваемой рекламе содержится указание на кредит, следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе" и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама распространяется с нарушениями требований ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе", выраженными в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредита) наименования лица, оказывающего такую услугу, что не допускается.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы
Отсутствие в тексте рассматриваемой рекламы существенных сведений, о каком именно кредите идет речь, искажает смысл информации, а включение в нее термина "компьютеры в кредит" не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара; отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных потребителей магазина "Компьютер City" (ИП <_>) в заблуждение.
Из контекста рассматриваемой рекламы финансовых услуг (кредитования), Комиссией установлено отсутствие информации о наименовании организации, фактически оказывающей услуги кредитования. В содержании рассматриваемой рекламы указаны номера телефонов магазина "Компьютер City", принадлежащего ИП <_> при этом финансовые услуги индивидуальный предприниматель не оказывает, не имеет выданного на осуществление данного вида деятельности специального разрешения (лицензии).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама распространяется с нарушением ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе", выраженном в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредитования) наименования конкретной финансовой организации, фактически оказывающей услуги кредитования, что искажает смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно возможности оказания услуги кредитования непосредственно магазином "Компьютер City" (ИП <_>), что не допускается.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы в соответствии с объяснениями, имеющимися в материалах дела, является ИП <_>
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, в том числе, части 7 статьи 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы в соответствии с объяснениями, имеющимися в материалах дела, является ИП <_>
В соответствии с ч. 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, в том числе, ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП <_>
Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 36 - 43 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Компьютер City, Компьютеры в Кредит, Ремонт и Модернизация Компьютеров, заправка Картриджей"; "Компьютер City, Компьютеры в Кредит, Ремонт и Модернизация Компьютеров, заправка Картриджей, высокое качество, большой ассортимент, низкие цены, гибкая система скидок, г. Богучар, ул. Шолохова, д. 2 б, Тел.: 8(473266)2-11-69", размещенную по адресу: г. Богучар, ул. Шолохова, д. 2 б у входа в магазин "Компьютер City" на внешней стене здания, а также на рекламном штендере, рядом с указанным магазином, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем внесения в текст рекламы наименования или имени лица, оказывающего услуги по кредитованию.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 24 октября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 23 октября 2013 г. N 412-165Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016