Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
N 127 (опубликовано 25 октября 2013 г.)
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе рассмотрев дело N 127 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы олимпийской символики, размещенной на конструкции над шоссе Тюнина, около поворота на пос. Керамзитный, на территории г. Кургана, а также на сайте ЗАО "Курганстальмост" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2013 году, с признаками нарушения статьи 5 Федерального закона "О рекламе" установила:
В порядке осуществления надзора за законодательством Российской Федерации о рекламе проведена проверка по размещению в г. Кургане рекламы олимпийской символики.
При осмотре 26.06.2013 года наружной рекламы, расположенной на конструкции над шоссе Тюнина, около поворота на пос. Керамзитный, на территории г. Кургана, установлено следующее:
- на конструкции размещено 4 рекламных баннера, 2 баннера размером примерно 7+3 м с на стороне въезда в г. Курган и 2 баннера размером примерно 4+3 м на стороне выезда из г. Кургана, со следующим текстом:
на первом баннере на стороне въезда в г. Курган "Вклад в историю! Курганстальмост", изображение железнодорожного моста, в левой части баннера текст "SOCHI 2014" и изображение олимпийской символики в виде пяти переплетающийся колец;
на втором баннере на стороне въезда в г. Курган "Вместе мы победим! Курганстальмост", изображение стадиона, в правой части баннера текст "SOCHI 2014" и изображение олимпийской символики в виде пяти переплетающийся колец;
на первом баннере на стороне выезда из г. Кургана "Курганстальмост Вклад в историю!", изображение железнодорожного моста, в правой части баннера текст "SOCHI 2014" и изображение олимпийской символики в виде пяти переплетающийся колец;
-на втором баннере на стороне выезда из г. Кургана "Курганстальмост Вместе мы победим!", изображение стадиона, в левой части баннера текст "SOCHI 2014" и изображение олимпийской символики в виде пяти переплетающийся колец.
Данная наружная реклама размещалась с июля 2011 года по июль 2013 года согласно договора на оказание услуг и выполнения работ рекламного характера, технического задания, заключенного между ООО "Рекламное агентство Арт Ист" и ЗАО "Курганстальмост". В соответствии с п. 2.13.5 договора ЗАО "Курганстальмост" самостоятельно несет ответственность за несоблюдение требований к рекламе в соответствии с законодательством РФ. Оплата за изготовление и монтаж указанной рекламы произведена ЗАО "Курганстальмост" на основании счета
Также при осмотре 02.07.2013 года рекламной информации, расположенной на сайте ЗАО "Курганстальмост" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.kurganstalmost.ru/ установлено, что размещен следующий текст:
"KURGANSTALMOST.RU - официальный сайт ЗАО Курганстальмост Соединяя берега, мы обретаем мир единый КУРГАНСТАЛЬМОСТ sochi.ru 2014 (олимпийская символика в виде пяти переплетающийся колец) Олимпийские объекты 640023, Курган, ЗАО "Курганстальмост" Телефон: 3522 47-81-17".
Информация, опубликованная на общедоступном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на формирование, поддержание интереса к оказываемым услугам ЗАО "Курганстальмост", подпадает под понятие рекламы.
Соответственно рекламодатель вышеуказанной рекламы - ЗАО "Курганстальмост".
Частью 3 статьи 40 Федерального закона "О рекламе" предусмотрено, что особенности размещения (распространения) рекламы в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяется Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 310-ФЗ).
Частью 3 статьи 6 Федерального закона N 310-ФЗ установлено, что реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о причастности рекламодателя к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора, а также об одобрении Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом, Олимпийским комитетом России, Паралимпийским комитетом России, Оргкомитетом "Сочи 2014" потребительских свойств рекламируемых товаров (работ, услуг), признается недостоверной.
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона N 310-ФЗ под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский" "Олимпиада" "Сочи 2014" "Olympic" "Olympian" "Olympiad" "Olympic Winter Games" "Olympic Games" "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр и олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. Под паралимпийской символикой понимаются наименования "Паралимпийский" "Паралимпиада" "Paralympic" "Paralympian" "Paralympiad" "Paralympic Winter Games" "Paralympic Games" и образованные на их основе слова и словосочетания, паралимпийские символ, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Паралимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также олимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними.
Часть 2 статьи 7 Федерального закона N 310-ФЗ указывает, что использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.
Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики с нарушением требований частей 2 и 2.1 статьи 7 Федерального закона N 310-ФЗ признается незаконным.
Согласно п. 2 Правил 7 Олимпийской Хартии олимпийская символика является собственностью Международного олимпийского комитета.
Рассматриваемая реклама содержит олимпийскую символику, предусмотренную частью 1 статьи 7 Федерального закона N 310-ФЗ, а именно: наименование "SOCHI 2014" и изображение в виде пяти переплетающийся колец. Общий вид данной рекламы создает у неопределенного круга лиц представление о возможной принадлежности (причастности) ЗАО "Курганстальмост" к Олимпийским и Паралимпийским играм, наличие у общества права на использование символов Международного олимпийского комитета.
Однако договора об использовании олимпийской символики с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями ЗАО "Курганстальмост" не заключало.
В рассматриваемой рекламе есть признаки нарушения пунктов 2 и 8 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" - "Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара; о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций".
Представитель ЗАО "Курганстальмост" настаивал в рамках письменного ходатайства о прекращении производства по делу N 127 и письменного объяснения по делу N 127, что в действиях ЗАО "Курганстальмост" не имеется признаков нарушения законодательства о рекламе, ЗАО "Курганстальмост" не рекламирует и никогда не рекламировало олимпийскую символику. Положения статьи 6 Федерального закона N 310-ФЗ распространяют свое действие исключительно на период проведения, а не на период организации Олимпийских игр, в следствии чего реклама не может быть признана недостоверной. Реклама ЗАО "Курганстальмост" не содержала никакой информации о каких бы то ни было характеристиках товаров, их потребительских свойствах, сроках годности и т. п., равно как не содержало никаких сведений о правах ЗАО "Курганстальмост" на использование каких-либо символов. ЗАО "Курганстальмост" не обращалось в Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями с заявкой на заключение соответствующего договора.
Указанные доводы комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе считает не основанными на Федеральном законе "О рекламе" и Федеральном законе N 310-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Вышеуказанная реклама содержит олимпийскую символику, создает у неопределенного круга лиц представление о возможной принадлежности (причастности) ЗАО "Курганстальмост" к Олимпийским и Паралимпийским играм, наличие у общества права на использование символов Международного олимпийского комитета, направлена на привлечения внимания, формирования и поддержание интереса к продукции ЗАО "Курганстальмост", её продвижению на рынке.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 310-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а в части 1 статьи 2 Федерального закона N 310-ФЗ указано, что периодом организации Олимпийских игр и Паралимпийских игр является промежуток времени с 5 июля 2007 года по 31 декабря 2016 года.
Комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в удовлетворении ходатайства ЗАО "Курганстальмост" о прекращении производства по делу N 127 отказывает.
Данная реклама ЗАО "Курганстальмост" является ненадлежащей в соответствии с п. 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" - "Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации".
В соответствии с п. 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" - "Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего Федерального закона".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу:
- размещенную с июля 2011 года по июль 2013 года на конструкции над шоссе Тюнина, около поворота на пос. Керамзитный, на территории г. Кургана;
- размещенную в июле 2013 года на сайте ЗАО "Курганстальмост" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" -
"KURGANSTALMOST.RU - официальный сайт ЗАО Курганстальмост Соединяя берега, мы обретаем мир единый КУРГАНСТАЛЬМОСТ sochi.ru 2014 (олимпийская символика в виде пяти переплетающийся колец) Олимпийские объекты _ 640023, Курган, ЗАО "Курганстальмост" Телефон: 3522 47-81-17",
поскольку в ней нарушены требования пунктов 2 и 8 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ЗАО "Курганстальмост" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 21 октября 2013 года, резолютивная часть решения объявлена 9 октября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области N 127 (опубликовано 25 октября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016