Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 25 октября 2013 г. N 420-176Р
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии <_>
члены Комиссии: <_> рассмотрев дело N 420-176р по признакам нарушения ЗАО "Комсомольская правда в Воронеже" (адрес редакции: 394049, г. Воронеж, ул. Лидии Рябцевой, 54, ИНН 3662071810) требований п. 7 ч. 1 ст. 7, ст. 16 ФЗ "О рекламе",
в присутствии представителей ЗАО "Комсомольская правда в Воронеже" по доверенности <_> <_> установила:
В ходе осуществления государственного надзора за исполнением законодательства РФ о рекламе установлено, что в средстве массовой информации - газете "Комсомольская правда Воронеж" в номере 53 (26063) за 16.04.2013 г. на полосе N 23 в разделе гороскоп "КП" размещена следующая информация: "Магические советы от Ирины читайте на сайте kp.ru/4771, записаться на прием к Ирине Владимировне, колдунье, ясновидящей, целительнице, предсказательнице по звездам и картам таро, можно по телефонам: (473) 252-22-59, 8-950-754-67-67" (далее - рассматриваемая информация N 1), в номере N 124 (26134) за 18.09.2013 г. на полосе N 15 в разделе гороскоп "КП" размещена следующая информация: "Экстрасенс, колдунья и ясновидящая Ирина Владимировна. Ритуальная магия, поиск пропавших людей, вещей, порча (вуду). Обряды на торговлю, богатство, бизнес-магия. Любовный приворот. Целительство: алкоголизм, наркомания, потенция, псориаз, грыжа и другое. Обряды от суда, краж. Возврат долгов, гадание таро, по шару. Тел.: (473)252-22-59; 8-950-754-67-67" (далее - рассматриваемая информация N 2).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе", объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация N 1, 2 является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке (далее - рассматриваемая реклама).
Объектами рекламирования в указанной рекламе являются экстрасенс, колдунья и ясновидящая Ирина Владимировна и оказываемые услуги по ритуальной магии, поиску пропавших людей, вещей, порчи (вуду), обряды на торговлю, богатство, бизнес-магия, любовный приворот, целительство: алкоголизм, наркомания, потенция, псориаз, грыжа и другое, обряды от суда, краж, возврат долгов, гадание таро, по шару.
07.10.2013 г. в отношении ЗАО "Комсомольская правда в Воронеже" вынесено определение о возбуждении дела N 420-176р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 11 ч. 00 мин. (мск) 25.10.2013 г.
25.10.2013 г. в ходе рассмотрения дела представители ЗАО "Комсомольская правда в Воронеже" <_> <_> признали факт нарушения законодательства о рекламе. <_> пояснила, что запрошенное определением разрешение на занятие народной медициной (целительством) у общества отсутствует, также неизвестно имеется ли указанное разрешение у рекламодателя рассматриваемой рекламы.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
Требования к рекламе в периодических печатных изданиях установлены ст. 16 ФЗ "О рекламе", в соответствии с которой размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
В рассматриваемой рекламе отсутствует пометка "реклама" или "на правах рекламы".
Таким образом, рассматриваемая реклама распространяется с нарушением требований ст. 16 ФЗ "О рекламе", выраженном в размещении в газете "Комсомольская правда Воронеж", не специализирующейся на сообщениях и материалах рекламного характера, текста рекламы, без сопровождения пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы", что не допускается.
Кроме того, в соответствии п. 7 ч. 1 ст. 7 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Согласно ч. 1, 2 ст. 50 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов.
Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
В рассматриваемой рекламе одним из объектов рекламирования является целительство (народная медицина) алкоголизма, наркомании, потенции, псориаза, грыжи и другого.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено распространение ЗАО "Комсомольская правда в Воронеже" рассматриваемой рекламы услуг гражданина по целительству (народной медицине) в отсутствии разрешения на занятие народной медициной в соответствии с ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями по делу ЗАО "Комсомольская правда в Воронеже" и оглашены на заседании Комиссии представителем общества по доверенности <_>
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение п. 7 ч. 1 ст. 7 ФЗ "О рекламе", выраженное в распространении рекламы товаров (услуги целительства/народной медицины) при отсутствии специального разрешения на их реализацию.
Согласно выходным данным рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ЗАО "Комсомольская правда в Воронеже" (адрес редакции: 394049, г. Воронеж, ул. Лидии Рябцевой, 54).
В соответствии с ч. 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, ст. 7, 16 ФЗ "О рекламе".
Комиссия находит основания для выдачи предписания рекламораспространителю о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 36 - 43 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Магические советы от Ирины читайте на сайте kp.ru/4771, записаться на прием к Ирине Владимировне, колдунье, ясновидящей, целительнице, предсказательнице по звездам и картам таро, можно по телефонам: (473) 252-22-59, 8-950-754-67-67", размещенную в газете "Комсомольская правда Воронеж" в номере 53 (26063) за 16.04.2013 г. на полосе N 23 в разделе гороскоп "КП"; "Экстрасенс, колдунья и ясновидящая Ирина Владимировна. Ритуальная магия, поиск пропавших людей, вещей, порча (вуду). Обряды на торговлю, богатство, бизнес-магия. Любовный приворот. Целительство: алкоголизм, наркомания, потенция, псориаз, грыжа и другое. Обряды от суда, краж. Возврат долгов, гадание таро, по шару. Тел.: (473)252-22-59; 8-950-754-67-67" размещенную в газете "Комсомольская правда Воронеж" в номере N 124 (26134) за 18.09.2013 г. на полосе N 15 в разделе гороскоп "КП", поскольку в ней нарушены требования п. 7 ч. 1 ст. 7, ст. 16 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ЗАО "Комсомольская правда в Воронеже" предписание о прекращении нарушения п. 7 ч. 1 ст. 7, ст. 16 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем сопровождения текста рекламы пометкой "реклама" или "на правах рекламы" и исключением из текста рекламы услуг по целительству (народной медицине) при отсутствии специального разрешения в соответствии ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 25 октября 2013 г. N 420-176Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016