Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 18 ноября 2011 г. N 7967-11/8
Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
рассмотрев дело N 7967-11/8 по признакам нарушения ООО "Звездный дождь" части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" по факту распространения в г. Самара по адресу: ул. Ново-Садовая - ул. Ново-Вокзальная, N 3 с 01 по 30 сентября 2011 г., рекламы сети фитнес-клубов WorldClass, а также по адресу: Московское шоссе - ул. Врубеля, с 01 августа по 30 сентября 2011 г. рекламы магазина "MediaMarkt", которая содержала текст на иностранном языке без перевода;
в присутствии представителей:
заявителя - отсутствует (дело возбуждено по собственной инициативе);
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Звездный дождь" (443056, г. Самара, ул. Ерошевского, 49, ИНН 6316059523), представитель по доверенности N 1/11 от 11.01.2011 г. _ (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом, в материалах дела имеется почтовое уведомление о вручении Определения (исх. N 13593/8 от 25.10.2011 г.) N 44309933422311);
заинтересованного лица - ---
эксперта - ---
переводчика - --- установила:
Согласно Акту проверки N 28/8 от 28.09.2011 г., составленному по результатам плановой выездной проверки, проведенной с 19.09.2011 г. по 30.09.2011 г. в отношении ООО "Звездный дождь" (443056, г. Самара, ул. Ерошевского, 49, ИНН 6316059523), в рекламном образце "Luxury fitnes Открываем новый фитнес-сезон. -25% на клубные карты + 90 дней заморозки.* Выгодное предложение сентября! *Подробности акции в отделе продаж по тел.: 372-50-50 Солнечная, 30 wclass-samara.ru WorldClass Сеть фитнес-клубов N 1 372-50-50" (Рекламный образец N 1), распространявшемся согласно договору N 1 от 13.01.2010 г. в г. Самара по адресу: ул. Ново-Садовая - ул. Ново-Вокзальная, N 3 с 01 по 30 сентября 2011 г., использовалась фраза "Luxury fitnes" без перевода.
Кроме того, в следующих рекламных образцах MediaMarkt "Lenovo S100 Нетбук" (Рекламный образец N 2), "PlayStation 3320 Гб + Resistance 3 Консоль + Игра" (Рекламный образец N 3), "LG LED-телевизор 42LW573S" (Рекламный образец N 4), распространявшихся согласно договору N 53 от 27.04.2011 г., также содержат фразы "Фантастиш выбор на 5+" без перевода.
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем данной рекламы являлось ООО "Звездный дождь", что подтверждается следующими документами и материалами:
1) Актом проверки N 28/8 от 28.09.2011 г., подписанным законным представителем ООО "Звездный дождь;
2) Письменными объяснениями ООО "Звездный дождь" (исх. N 43 от 10.11.2011 г. / вх. N 7659-з от 10.11.2011 г.);
3) Договором оказания услуг по размещению наружной рекламы N 1 от 13.01.2010 г., в соответствии с которым ООО "Звездный дождь" (Исполнитель) обязуется организовать размещение рекламных материалов, предоставляемых ООО "Фитнес-клуб "Уорлд Класс Самара" (Заказчиком) на рекламных конструкциях ООО "Звездный дождь", а также соглашением о пролонгации от 26.08.2011 г.;
4) Договором оказания услуг N 53 от 27.04.2011 г., в соответствии с которым ООО "Звездный дождь" (Исполнитель) обязуется оказать ООО "Дрим Медиа" (Заказчику) услуги по распространению наружной рекламы на рекламных конструкциях на территории РФ, а также Приложениями N 4 от 01.08.2011 г., N 5 от 26.08.2011 г. и Актом оказанных услуг N 282 от 30.09.2011 г.;
5) Согласованными рекламными образцами.
Согласно представленным документам реклама сети фитнес-клубов WorldClass распространялась по адресу: ул. Ново-Садовая - ул. Ново-Вокзальная, N 3 с 01 по 30 сентября 2011 г.; реклама "МедиаМаркт" - Московское шоссе - ул. Врубеля, N 1 (с 03.08.2011 г. по 30.08.2011 г. - Рекламный образец N 2; с 14.09.2011 г. по 28.09.2011 г. - Рекламный образец N 3; с 31.08.2011 г. по 13.09.2011 г. - Рекламный образец N 4).
Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 11 статьи 5 ФЗ "О рекламе", при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государственном языке Российской Федерации. Согласно подпункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", государственный язык РФ подлежит обязательному использованию в рекламе.
Часть 2 указанной статьи устанавливает, что в случаях использования в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи, наряду с государственным языком Российской Федерации иностранного языка тексты на русском языке и на иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены разборчиво.
Кроме того, согласно пункту 1 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.
Вместе с тем, в Рекламном образце N 1 содержалась фраза "Luxury fitnes", в рекламных образцах NN 2-4 - "Фантастиш выбор на 5+". Данные рекламные образцы не содержали аналогов данных фраз на русском языке.
ООО "Звездный дождь" в своих письменных объяснениях (исх. N 43 от 10.11.2011 г. / вх. N 7659-з от 10.11.2011 г.) в отношении рекламы WorldClass указало следующее: "Когда макет был нам представлен, то мы сразу же сделали замечание о том, что необходим перевод иностранных слов. Исправленный макет с переводом нам не представлялся. На тот момент мы полагали, что смысл информации о рекламируемом товаре для потребителей рекламы, которые не владеют иностранным языком, не искажался, поскольку рекламировались сами карты (абонементы) в фитнес-клуб и скидки на них. реклама была размещена".
В отношении рекламы MediaMarkt в указанных письменных объяснениях сообщено следующее: "Нами ошибочно был принят во внимание перевод слова "фантастиш" в словосочетании "фантастиш Маркт МедиаМаркт", т.е на это же слово "фантастиш" в словосочетании "фантастиш выбор на 5+"мы просто не обратили внимание, поскольку увидели перевод".
Таким образом, Общество признает использование в рекламе слов на иностранном языке без перевода.
Однако требования закона о государственном языке об использовании одновременно с фразами на иностранном языке их аналогов на государственном языке, не были соблюдены.
Таким образом, рекламные образцы NN 1-4 нарушают требования части 11 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Кроме того, слово "Фантастиш" является транслитерацией слова на немецком языке.
Однако, транслитерация используется в том случае, если нет эквивалента в русском языке.
Транслитерация - перевод одной графической системы алфавита в другую (то есть передача букв одной буквами другой). Транслитерация имеет большое практическое значение (международная письменная унификация географических названий, собственных имен и т.п.) (Лит.: Реформатский А.А., Транслитерация русских текстов латинскими буквами, "Вопросы языкознания", 1960, N 5).
В чистом виде транслитерация применяется для немногих языков: таковы, например, системы передачи кириллицей китайских и японских слов.
Поскольку у слова "Фантастиш" есть аналог на русском языке ("фантастический"), использование транслитерации данного слова в рекламе содержит нарушение пункта 1 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу сети фитнес-клубов WorldClass, распространявшуюся по адресу: ул. Ново-Садовая - ул. Ново-Вокзальная, N 3 с 01 по 30 сентября 2011 г., а также рекламу магазина "МедиаМаркт", распространявшуюся по адресу: Московское шоссе - ул. Врубеля, N 1 (с 03.08.2011 г. по 30.08.2011 г. - Рекламный образец N 2; с 14.09.2011 г. по 28.09.2011 г. - Рекламный образец N 3; с 31.08.2011 г. по 13.09.2011 г. - Рекламный образец N 4), в которой содержались фразы на иностранном языке без использования аналогов на государственном языке РФ, что нарушает требования части 11 статьи 5 ФЗ "О рекламе", а также искажавшие смысл информации, что нарушает требования пункта 1 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе"
2. Выдать ООО "Звездный дождь" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России Артамоновой О.Н. для составления протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 15 ноября 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 18 ноября 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 18 ноября 2011 г. N 7967-11/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016