Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 30 июля 2015 г. N 03-10.1/259-2015
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Капарушкиной Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Омская проектная компания" (далее - заявитель, Общество) на действия КУОО "Управление дорожного хозяйства Омской области" (далее - заказчик) при осуществлении закупки "Выполнение работ по разработке проектной документации на строительство мостового перехода через реку Тевриз на 63 км автомобильной дороги Большие Уки Тевриз в Тевризском муниципальном районе Омской области" (извещение N 0352200000115000061) в форме открытого конкурса (далее - открытый конкурс),
в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения жалобы;
в присутствии представителей заказчика - <_> <_> установила:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6829 от 23.07.2015) жалоба Общества на действия заказчика при осуществлении закупки в форме открытого конкурса.
По мнению заявителя, что в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в конкурсной документации установлены требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-6999 от 27.07.2015) заказчиком были представлены материалы открытого конкурса (вх. N 6980 от 29.07.2015).
Из представленных материалов и информации следует, что 22.07.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) заказчиком были размещены извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация с начальной (максимальной) ценой контракта 4800000 рублей.
23.07.2015 в извещение о проведении открытого конкурса и конкурсную документацию внесены изменения.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 4 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно подпункту "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании указанных норм в извещении о проведении открытого конкурса и в пункте 2.1.1 конкурсной документации, заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, а также в подпункте 4 пункта 5.1.1 Раздела 5 требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно:
"- наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ на следующие виды работ согласно Приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624:
- по инженерным изысканиям - 1.1, 1.3, 1.4, 2.1, 2.2;
- по подготовке проектной документации - 1.1, 1.2, 1.3, 3, 5.3, 6.4, 9, 10, 13;
- наличие в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность в соответствии с п. 1. ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - для юридических лиц;
- наличие квалификационного аттестата в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - для индивидуальных предпринимателей - не менее одного".
Условием допуска к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, должно являться в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Поскольку объектом закупки является выполнение работ по разработке проектной документации, то в силу части 4 статьи 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (далее - СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 5 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
При этом в соответствии с частью 5.1 статья 48 ГрК РФ в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624) лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Комиссия отмечает, что в конкурсной документации не содержится требования о выполнении работ лично подрядчиком, более того, пунктами 2.2 и 2.3 проекта государственного контракта предусмотрено, что исполнитель при исполнении Контракта может привлечь для выполнения работ субподрядные организации, обладающие необходимым опытом, оборудованием и персоналом, а в случаях, предусмотренном законодательством, свидетельствами о допуске к видам работ, выданными саморегулируемыми организациями, лицензиями, сертификатами либо другими документами, подтверждающими их право на выполнение данного вида работ.
Исходя из изложенного, заказчик должен был предусмотреть возможность выполнения подрядчиком работ по подготовке проектной документации лично при наличии свидетельства СРО и иных разрешительных документов на все виды работ, предусмотренных документацией об электронном аукционе, или с привлечением субподрядных организаций при наличии свидетельства СРО на организацию подготовки проектной документации по пункту 13 Приказа N 624.
Таким образом, указанные действия заказчика нарушают часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 2 части 3 статьи 49, пункт 4 части 1 статьи 50, подпункт "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Омская проектная компания" на действия КУОО "Управление дорожного хозяйства Омской области" при осуществлении закупки в форме открытого конкурса "Выполнение работ по разработке проектной документации на строительство мостового перехода через реку Тевриз на 63 км автомобильной дороги Большие Уки Тевриз в Тевризском муниципальном районе Омской области" (извещение N0352200000115000061).
2. Признать в действиях КУОО "Управление дорожного хозяйства Омской области" нарушение требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать КУОО "Управление дорожного хозяйства Омской области" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона (извещение N 0352200000115000061) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
|
Т.П.Шмакова |
Члены Комиссии: |
А.В.Вормсбехер |
|
Н.М.Капарушкина |
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ N 03-10.1/259-2015
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
30 июля 2015 г. |
г. Омск |
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Капарушкиной Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Омская проектная компания" на действия КУОО "Управление дорожного хозяйства Омской области" при осуществлении закупки "Выполнение работ по разработке проектной документации на строительство мостового перехода через реку Тевриз на 63 км автомобильной дороги Большие Уки Тевриз в Тевризском муниципальном районе Омской области" (извещение N0352200000115000061) (далее - открытый конкурс),
в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях аукционной комиссии нарушение требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе,
на основании своего Решения от 30.07.2015 N 03-10.1/259-2015, руководствуясь пунктом 2 части 22 и частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, предписывает:
1. КУОО "Управление дорожного хозяйства Омской области" в срок до 13.08.2015:
- внести изменения в извещение о проведении открытого конкурса и конкурсную документацию, установив требования к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) (пункт 13 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624), либо при выполнении работ лично подрядчиком о наличии свидетельства саморегулируемой организации и иных разрешений на соответствующие виды работ, а также предоставления в составе заявки данных документов либо их надлежаще заверенных копий.
- продлить срок подачи заявок в порядке, установленном частью 4 статьи 49 и частью 6 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе.
2. КУОО "Управление дорожного хозяйства Омской области" проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания в срок до 14.08.2015 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.
Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Вормсбехера А.В.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии |
Т.П.Шмакова |
|
|
Члены Комиссии: |
А.В. Вормсбехер |
|
|
|
Н.М.Капарушкина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30 июля 2015 г. N 03-10.1/259-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016