Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
N 43-Р-05-11 (опубликовано 29 ноября 2011 г.)
Комиссия Астраханского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<> - руководитель Управления
Члены Комиссии:
<> ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления;
<>- специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,
рассмотрев дело N43-Р-05-11 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Горожанин" (414000, г. Астрахань, ул. Свердлова, 5; Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 N001233430, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серии 30 N001242232, ИНН 3015074603, КПП 301501001, ОГРН 1113015002627 далее - ООО "Редакция газеты "Горожанин") законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в периодическом печатном издании - газете "Горожанин" N 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. "7" в разделе "УСЛУГИ" рекламы "Ломбард - деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51." (далее - Реклама) с признаками нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N N38 "О рекламе", в отсутствии заинтересованного лица - директора общества с ограниченной ответственностью "Ломбард Малахит", надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела (исх. 05/7202 от 17.11.2011, почтовое уведомление 414015 51 84443 8), заявившей ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица ООО "Ломбард Малахит" (письмо вх. N9923 от 25.11.2011), в присутствии представителя по доверенности ООО "Редакция газеты "Горожанин" установила:
В периодическом печатном издании - газете "Горожанин" N 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. "7" в разделе "УСЛУГИ" была размещена реклама следующего содержания: "Ломбард - деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51." (далее - Реклама), которая распространялась с признаками нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N N38 "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Объектом рекламирования являются услуги ломбарда по предоставлению денежных средств под залог золота, а также услуги по скупке золота.
Распространение Рекламы осуществлялось в периодическом печатном издании - газете "Горожанин", учредителями которой является ОАО "Редакция газеты "Горожанин", <>Общество с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Горожанин" создано как юридическое лицо путем реорганизации в форме преобразования (Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 N001233430, основной государственный регистрационный номер 1113015002627, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серии 30 N001242232, ИНН 3015074603, КПП 301501001, далее - ООО "Редакция газеты "Горожанин"). Согласно п.1.31 Устава ООО "Редакция газеты "Горожанин", ООО "Редакция газеты "Горожанин" осуществляет издательскую деятельность, рекламную деятельность, полиграфическую деятельность и предоставление услуг в этой области, деятельность информационных агентств, осуществляет другие виды хозяйственной деятельности, не противоречащие законодательству России.
В ответ на запрос Астраханского УФАС ООО "Редакция газеты "Горожанин" (письмо вх. N8517 от 18.10.2011) пояснило, что рекламодателем является <> Согласно п.1.1. договора от 11 января 2011 ОАО "Редакция газеты "Горожанин" (исполнитель) обязуется осуществлять размещение в газете "Горожанин" рекламно-информационных материалов, предоставляемых <> (заказчик) в объеме и на условиях, предусмотренных договором, а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
Согласно письму<>(письмо вх. 9258 от 10 октября 2011), рекламодателем является <> - директор общества с ограниченной ответственностью "Ломбард Малахит" (далее - ООО "Ломбард Малахит", 414000, г. Астрахань, ул.Кирова, 59, 414018, г. Астрахань, ул. Батайская, 23, Свидетельство о постановке на учет в налогов органе ООО "Ломбард Малахит" серии 30 N001211771, ОГРН 1103017002483, ИНН 3017065065, КПП 301701001, Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 N001246027, Свидетельство о постановке на учет в Саратовской государственной инспекции пробирного надзора N0190003507 от 02 декабря 2010). Как следует из раздела 1.14 "Предмет и цели деятельности" Устава ООО "Ломбард Малахит" общество осуществляет такие виды деятельности как: предоставление краткосрочных кредитов под залог движимого имущества, предоставление услуг по хранению ценностей. <> пояснила, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем является ОАО
"Редакция газеты "Горожанин".
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
В соответствии с п.2 ч.4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Как следует из п.6 ч.4 Закона о защите конкуренции финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги; к числу финансовых организаций, согласно вышеназванной статьи, относится и ломбард.
Правовую основу деятельности ломбардов составляет Федеральный закон от 19.07.2007 N196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон о ломбардах). В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о ломбардах ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Согласно ч.2 ст.2 Закона о ломбардах ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.
Гражданско-правовые отношения по договору займа регулируются главой 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (далее - ГК РФ). Согласно ч.1 ст.807 ГК РФ, по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Как следует из анализа норм п.2 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 N218-ФЗ "О кредитных историях" к договору займа (кредита) относятся договор займа, кредитный договор, иные договоры, которые содержат условие предоставления товарного и (или) коммерческого кредита.
Таким образом, в Рекламе сообщается о финансовых услугах по предоставлению займов (кредитов) под залог движимого имущества, которые предоставляются специализированной финансовой организацией - ООО "Ломбард Малахит", (". деньги под залог золота.").
Как следует из анализа норм ч.1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ в рекламе банковских, страховых и финансовых услуг необходимо указывать лицо, которое оказывает такие услуги. Если такие услуги предоставляет физическое лицо - индивидуальный предприниматель, то необходимо необходимо указать фамилию, имя, отчество лица, а также статус индивидуального предпринимателя. В случае предоставления таких услуг юридическими лицами - организациями, необходимо указывать на организационно-правовую форму таких организаций (например, закрытые или открытые акционерные общества, кооперативы), а также указывать непосредственное наименование организации.
Вместе с тем, в Рекламе отсутствует указание наименования ломбарда, который оказывает финансовые услуги.
Согласно п.1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В Рекламе внимание потенциального покупателя направлено на возможность получения денежных средств под залог золота (". деньги под залог золота."). При этом покупатели (потребители) не могут в полной мере представить, какое именно лицо предоставляет услуги ломбарда, тем самым, вводятся в заблуждение.
В Рекламе нарушены требования ч.1 ст.28 Закона о рекламе. В силу п.4 ст.3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей и законом не допускается.
Таким образом, в периодическом печатном издании - газете "Горожанин" N 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. "7" в разделе "УСЛУГИ" была размещена ненадлежащая реклама "Ломбард - деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51."
Согласно ч.ч.6,7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе".
Однако, как следует из объяснений <> (письмо вх. N9258 от 10 октября 2011), <>, как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы (как рекламодатель), в заказе-наряде на публикацию рекламного материала в газете "Горожанин" в графе "текст объявления" указала: "ООО "Ломбард Малахит" Деньги под залог золота. Купим любое золото. Дорого. Кирова 59 62-05-51". Как пояснила <> (письмо вх. N9258 от 10 октября 2011), указанное наименование ломбарда по независящим от общества причинам в рекламе опубликовано не было. Заказ-наряд был подписан покупателем (рекламодателем) <> и рекламораспространителем/рекламопроизводителем - сотрудниками газеты "Горожанин".
Вместе с тем, содержание текста Рекламы было изменено рекламопроизводителем/ рекламораспространителем - ООО "Редакция газеты "Горожанин". Как следует из объяснительной коммерческого директора ООО "Редакция газеты "Горожанин" <> (письмо ООО "Редакция газеты "Горожанин" вх.8517 от 18.10.2011) Реклама была опубликована в газете "Горожанин" N10 (1126) от 16 марта 2011 в разделе "Услуги" без указания наименования юридического лица. Согласно объяснениям<> как должностное лицо - коммерческий директор ООО "Редакция газеты "Горожанин", не проверила Рекламу на предмет соответствия законодательству Российской Федерации о рекламе, так как не успела изучить трудовые и должностные обязанности.
Таким образом, действия <> как рекламодателя, не содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Текст Рекламы был изменен должностным лицом (коммерческим директором ООО "Редакция газеты "Горожанин")<> в результате чего в газете "Горожанин" N10 (1126) от 16 марта 2011 в разделе "Услуги" была размещена Реклама ломбарда с признаками нарушения ч.1 ст.28 Закона о рекламе.
Согласно ч.4 ст.38 Федерального закона "О рекламе", нарушение рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь п.1 ч.2 ст. 33, ч.1 ст.36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Астраханского УФАС России решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Ломбард - деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.", поскольку в ней нарушены требования ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать предписание ООО "Редакция газеты "Горожанин" о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 29.11.2011. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд, в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области N 43-Р-05-11 (опубликовано 29 ноября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016