Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области
от 6 ноября 2013 г. N 1/04
Резолютивная часть решения оглашена 06 ноября 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 06 ноября 2013 года
Комиссия Еврейского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
- ФИО
|
заместитель руководителя -начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Еврейского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
- ФИО
|
главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Еврейского УФАС России; |
|
- ФИО |
специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Еврейского УФАС России,
|
в отсутствии представителей заявителя ООО "Кураж", ответчика МУП "Водоканал" (уведомлены надлежащим образом), рассмотрев материалы дела N 1/04 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" муниципального образования "Город Биробиджан" (АДРЕС) (далее - МУП "Водоканал") части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
5 февраля 2013 года в Еврейское УФАС России поступило заявление от директора Общества с ограниченной ответственностью "Кураж" (далее - ООО "Кураж") на действия МУП "Водоканал", в части злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения и водоотведения, выразившиеся в том, что к обществу неправомерно применяется Методика выполнения измерений массовой концентрации жиров в пробах природных и очищенных сточных вод методом ик-спектрофотометрии ПНД Ф14.1:2.189-02., т.к. предприятие сбрасывает в систему канализации, согласно договору, заключенному между ним и МУП "Водоканал", неочищенные сточные воды
По итогам рассмотрения заявления и проведения правового анализа представленных документов и информации установлено следующее.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с п. 8.1 ГОСТ Р 8.563-2009 г. "Методики (методы) измерений", аттестованные методики измерений реализуются в строгом соответствии с документом, в котором изложены, в том числе и с областью применения, на которую методика распространена (п. 5.2.2 ГОСТ Р 8.563-2009 г.).
В соответствии с ГОСТ 17.1.1.01-77 "Охрана природы. Гидросферы. Использование и охрана вод. Основные термины и определения" сточные воды и очищенные сточные воды являются разными объектами исследования.
Сточные воды - воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека.
Очистка сточных вод - обработка сточных вод с целью разрушения или удаления из них определенных веществ.
Следовательно, в случае, когда методика аттестована на объект исследования "Очищенные сточные воды" она не может быть применена для сточной воды, поскольку имеет более узкую область применения.
Методика выполнения измерений массовой концентрации жиров в пробах природных и очищенных сточных вод методом ик-спектрофотометрии ПНД Ф14.1:2.189-02 не аттестована на проведение анализа сточных вод.
В Федеральном реестре методик количественного химического анализа, допущенных для целей государственного экологического контроля внесена "Методика измерения массовой концентрации жиров в поверхностных и сточных водах гравиметрическим методом" ПНД Ф 14.1:2.122-97.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии признаков злоупотребления МУП "Водоканал" доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов ООО "Кураж", выразившееся в том, что к ООО "Кураж" при выполнении измерений концентрации жиров неправомерно применяется Методика выполнения измерений массовой концентрации жиров в пробах природных и очищенных сточных вод методом ик-спектрофотометрии ПНД Ф14.1:2.189-02., в то время как предприятие сбрасывает в систему канализации неочищенные сточные воды (согласно п. 2.1 Договора от 11.02.2010 N 984).
МУП "Водоканал" является юридическим лицом, действует на основе полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования имеет самостоятельный баланс, печать, штамп со своим наименованием.
В соответствии с п. 2.1. Устава муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Биробиджан" предметом деятельности предприятия является: обеспечение надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения коммунально-бытовых предприятий и других потребителей.
Приказом Хабаровского УФАС России от 29.04.1997 N 34-а-П (с изм. от 16.04.2004 N 43-П) МУП "Водоканал" (ИНН) включено в реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, в географических границах г. Биробиджан, по виду услуг водопровода (ОКДП 4110010) и услуги канализации (ОКДП 9010010).
Таким образом, МУП "Водоканал" занимает естественно-монопольное положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Приказом Еврейского УФАС России от 06.05.2013 N 33 в отношении МУП "Водоканал" возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в неправомерном применении к ООО "Кураж", при выполнении измерений концентрации жиров, Методики выполнения измерений массовой концентрации жиров в пробах природных и очищенных сточных вод методом ик-спектрофотометрии ПНД Ф14.1:2.189-02.
В ходе рассмотрения дела N 1/04 представитель ответчика заявил ходатайство о приобщении к материалам дела решения Арбитражного суда ЕАО по делу N А16-323/2013, так как данное решение имеет значение для рассмотрения антимонопольного дела N 1/04.
Определением от 06 июня 2013 года рассмотрение дела N 1/04 приостановлено до вступления решения Арбитражного суда ЕАО по делу N А16-323/2013 в законную силу.
Определением Комиссии Еврейского УФАС России от 24 октября 2013 года дело N 1/04 возобновлено.
В заседании Комиссии Еврейского УФАС России 6 ноября 2013 года установлено следующее.
Арбитражным судом ЕАО 13 мая 2013 года было рассмотрено дело N А16-323/2013 в ходе которого выяснялся вопрос о правомерности применения МУП "Водоканал" при выполнении измерений концентрации жиров Методики выполнения измерений массовой концентрации жиров в пробах природных и очищенных сточных вод методом ик-спектрофотометрии ПНД Ф14.1:2.189-02.
Шестой арбитражный апелляционный суд 17 июля 2013 года решение Арбитражного суда ЕАО от 13.05.2013 г. оставил без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N ФОЗ-4559/2013 от 08.11.2013 г. решение Арбитражного суда ЕАО от 13.05.2013 г. и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 г. оставлены без изменения и подтвержден довод судов о том, что применение МУП "Водоканал" Методики выполнения измерений массовой концентрации жиров в пробах природных и очищенных сточных вод методом ик-спектрофотометрии ПНД Ф14.1:2.189-02 правомерно, не ведет к завышению результата содержания жиров в отобранных пробах сточных вод.
МУП "Водоканал" и ООО "Кураж" до заседания Комиссии Еврейского УФАС России заявлено ходатайство о рассмотрении дела без их участия
Проанализировав материалы дела N 1/04 Комиссия пришла к выводу о том, что нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части злоупотребления доминирующим положением МУП "Водоканал", выразившееся в том, что к ООО "Кураж" при выполнении измерений концентрации жиров неправомерно применяется Методика выполнения измерений массовой концентрации жиров в пробах природных и очищенных сточных вод методом ик-спектрофотометрии ПНД Ф14.1:2.189-02., в то время как предприятие сбрасывает в систему канализации неочищенные сточные воды не усматривается, в связи с тем, что согласно решениям арбитражных судов применение МУП "Водоканал" вышеуказанной методики к абонентам, с которыми у предприятия заключены договоры на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, правомерно.
На основании изложенного выше, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
Производство по делу N 1/04, возбужденному по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" муниципального образования "Город Биробиджан" требований части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", прекратить в связи с отсутствием в действиях Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Биробиджан" нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии: ФИО
Члены Комиссии: ФИО
ФИО
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 6 ноября 2013 г. N 1/04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016