Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
N 5275/02 (опубликовано 12 ноября 2013 г.)
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции, Закон N 135-ФЗ) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике.
Основным видом деятельности ОАО "МРСК Северо-Запада" является оказание услуг по передаче электрической энергии. Согласно части 5 статьи 5 Закона о конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 указанного выше закона порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.
Порядок технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).
Согласно абзацу 3 подпункта "б" пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Таким образом, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Лукьяновой Т.В. определен в соответствии с действующим законодательством, обязателен для исполнения Сетевой организацией и составляет 6 месяцев.
Как следует из пояснений Сетевой организации, представленных по запросу Управления (письмо от 29.10.2013 исх. N 20-00-06-5514), мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств не исполнены в срок до 30.12.2011 в связи с выявлением дополнительных мероприятий, необходимых для технологического присоединения объекта, связанных с усилением электрической сети.
Другим фактором неисполнения обязательств в срок послужила подача в течение 2012 года дополнительных заявок на увеличение мощности от заявителей, энергопринимающие устройства которых находятся в д. Бараниха, что в целях технической и экономической целесообразности формировалось в один проект по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств (увеличение мощности).
Реконструкция линии ВЛ 0,4 кВ Л-2 от КГП 10/0,4 кВ "Бараниха1" протяженностью 2,08 км включена в программу реконструкции на 2013 год, которая будет реализована после проведения закупочных процедур. В ближайшее время будут проведены закупочные процедуры по выполнению проектных и строительно-монтажных работ "под ключ" по д. Бараниха.
В настоящее время до окончания работ по реконструкции линии электропередачи для энергопринимающих устройств Лукьяновой Т.В.установлен вольтодобавочный трансформатор, который позволит увеличить напряжение в сети.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением надлежит иметь в виду, что, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
По смыслу положений статьи 10 ГК РФ и статьи 10 Закона о конкуренции для констатации злоупотребления правом реализация доминирующим хозяйствующим субъектом гражданских прав (его действия либо бездействие) в каждом конкретном случае должна подвергаться оценке по критерию допустимости пределов осуществления таких прав, а также по направленности вредных последствий оцениваемых действий (бездействия), то есть совершение их во вред определенному лицу с целью создания выгод для себя или других лиц.
Представленные в антимонопольный орган сведения и информация свидетельствуют о том, что ОАО "МРСК Северо-Запада" действовало в интересах заявителя с той долей ответственности, разумности и добросовестности, с которой Сетевой организации позволяли объективные обстоятельства, сложившиеся в период действия договора.
В Управление 5.11.2013 вх. N 8848 поступило заявление от Лукьяновой Т.В., из которого следует, что производственное отделение "Ильменские электрические сети" филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго". Не ущемляет ее интересы в рамках исполнения договора от 16.06.2011 N 290/11 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Кроме того, ограничение конкуренции или ущемление интересов иных лиц являются одним из квалифицирующих признаков нарушения ч.1 ст. 10 Закона о конкуренции. Поскольку, как следует из письма Лукьяновой Т.В., ее интересы действиями ОАО "МРСК Северо-Запада" не ущемлены, в действиях последнего отсутствуют признаки нарушения ч.1 ст. 10 Закона о конкуренции.
При таких обстоятельствах рассматриваемые действия Сетевой организации, хотя формально и содержащие признаки нарушения требований Правил, не выходят за допустимые пределы осуществления гражданских прав и не могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением на рынке.
Таким образом, следует признать отсутствие в действиях ОАО "МРСК Северо-Запада" нарушения антимонопольного законодательства (заявление Лукьяновой Т.В. от 5.11.2013 вх. N 8848).
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению Лукьяновой Т.В. отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО "МРСК Северо-Запада".
Заместитель руководителя Управления Г.Н. Пашкова
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области N 5275/02 (опубликовано 12 ноября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016