Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 9 декабря 2011 г. N 8000-11/8
Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
рассмотрев дело N 8000-11/8 по признакам нарушения ООО "Рестком" пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" по факту распространения в г. Самара наружной рекламы ресторанного комплекса "Навек Родня", с изображением героя художественного фильма "Двенадцать стульев" (ТО "Экран", 1976 г.) Остапа Бендера (в исполнении актера А.А. Миронова), курящего сигарету.
в присутствии представителей:
заявителя - отсутствует (дело возбуждено по собственной инициативе);
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Рестком" (443011, Самарская область, г. Самара, ул. Усадебная, 73, ИНН 6316127195), представитель по доверенности N б/н от 28.11.2011 г. _ (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом, в деле имеется почтовое уведомление о вручении Определения (исх. N 14589/8 от 11.11.2011 г.) N 44309932968597);
заинтересованного лица - ---
эксперта - ---
переводчика - --- установила:
Самарским УФАС России 24.10.2011 г. в г. Самара напротив Загородного парка, было выявлено распространение рекламы ресторанного комплекса "Навек Родня" следующего содержания: "Ресторанный комплекс Навек Родня. Бендер Шоу. 23 сентября 2011 День рождения. Заказ столиков 97-98-999 Третья просека, 250 www.navekrodnya.ru При поддержке смр Собака журнал о людях в Самаре и Тольятти" с изображением двух героев художественного фильма "Двенадцать стульев" (ТО "Экран", 1976 г.) - Кисы Воробьянинова (в исполнении актера А.Д. Папанова) и Остапа Бендера (в исполнении актера А.А. Миронова), курящего сигарету.
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем данной рекламы являлось ООО "Рестком", что подтверждается следующими документами и материалами:
1) Содержанием рекламы, распространявшейся 24.10.2011 г. в г. Самара напротив Загородного парка;
2) Письменными объяснениями ООО "Рестком" (исх. N 13 от 28.11.2011 г. / вх. N 8308-з от 06.12.2011 г.);
3) Лицензией В 0002342 регистрационный номер 3009 от 06.10.2008 г., выданной Лицензионной палатой Самарской области ООО "Рестком" на розничную продажу алкогольной продукции по адрсу: 443011, г. Самара, Октябрьский район, Третья просека, д. 250, цок. этаж, к. 15-23, 1 этаж, к. 29-45, 2 этаж, к. 24-36, ресторан "Навек родня", ресторан "Навек родня" (срок действия лицензии - 5 лет);
4) Агентским договором N 11 от 25.01.2011 г., в соответствии с которым ООО "Рестком" (Принципал) поручает, а ООО "Абсолют-Медиа" (Агент) обязуется организовать от своего имени, но за счет Принципала комплекс работ и услуг по рекламному обслуживанию, в том числе размещение наружной рекламы, с Приложением N 1 от 26.01.2011 г. к данному договору (Адресной программой).
Согласно данным документам в период проведения рекламного этапа с 01 февраля 2011 г. по 31 декабря 2011 г. рекламная информация ООО "Рестком" форматом рекламоносителя 3х6 м размещалась в г. Самара по адресу ул. Ново-Садовая - Загородный парк, сторона А (из города).
Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
В своих письменных объяснениях (исх. N 13 от 28.11.2011 г. / вх. N 8308-з от 06.12.2011 г.) ООО "Рестком" указало следующее: "На протяжении 6 лет я (управляющая ресторанным комплексом "Навек родня" _ - прим.) проживала в Египте (г. Хургада), соответственно, о принятых новых законах РФ я не знала. Цель нашей рекламы заключалась в проведении мероприятия - Дня рождения ресторана "Навек родня", а не пропаганда курения.".
В подтверждение ООО "Рестком" была представлена копия сценария проведения праздничного мероприятия - Дня рождения ресторанного комплекса "Навек родня" 23 сентября 2011 г. (вх. N 8308-з от 06.12.2011 г.).
Согласно данному сценарию мероприятие должно было проходить в ретро-стиле, "Бендер-Шоу", основанном на романе И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев". Планировалось использовать соответствующие реквизиты для создания антуража, сопутствующего времени действия романа: цитаты из романа, оркестр "пролетарского джаза", исполнение "нэпманских" песен, пародии на С. Есенина, М. Горького, В. Маяковского. Конкурсы и призы также основаны на стилистике праздника. Кроме того, в данном мероприятии в качестве ведущих планировалось использовать артистов в роли персонажей романа "Двенадцать стульев".
Вместе с тем, пункт 3 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" однозначно устанавливает, что в рекламе не допускается демонстрация процессов курения.
Таким образом, изображение образа курящего человека не допускается в рекламе, независимо от того, что это является частью художественного образа героя, который использовался в рекламируемом мероприятии.
На рассмотрении дела 06.12.2011 г. управляющая ресторанным комплексом "Навек родня". подтвердила, что нарушение законодательства о рекламе произошло по ее вине.
Следовательно, ООО "Рестком" признало факт нарушения ФЗ "О рекламе", объяснив его виновными действиями должностного лица.
Таким образом указанная реклама нарушает требования пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 5 статьи 5 настоящего закона.
В подтверждение устранения нарушения ООО "Рестком" представило фотографию рекламного образца, распространяющегося в настоящий момент, в котором указано нарушение было устранено.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ресторанного комплекса "Навек Родня", распространявшуюся в г. Самара по адресу ул. Ново-Садовая - Загородный парк, сторона А (из города), в которой демонстрировался процесс курения, что нарушает требования пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО "Рестком" не выдавать в связи с прекращением нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России Артамоновой О.Н. для составления протоколов по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Рестком", а также в отношении управляющей ресторанным комплексом "Навек родня" _
Резолютивная часть решения оглашена 06 декабря 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 09 декабря 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 9 декабря 2011 г. N 8000-11/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016