Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 27 июля 2015 г. N 3-24/26-2015
Я, исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области Демидова Е.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, возбужденного Прокуратурой ЗАТО г. Заречный Пензенской области в отношении должностного лица - начальника отдела рекламы газеты "Наш город" К<_> (<_>г.р., проживающей по адресу: Пензенская обл., г. Заречный, ул. <_> д. <_> кв. <_> паспорт <_> выдан <_>), в присутствии помощника прокурора ЗАТО г. Заречный Пензенской области Г<_> без участия К<_> (заявлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие). установил:
Исполняющим обязанности прокурора ЗАТО г. Заречный Пензенской области К<_>10.07.2015 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - начальника отдела рекламы газеты "Наш город" К<_> в связи с совершением деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Из постановления от 10.07.2015 и материалов дела следует, что должностным лицом - начальником отдела рекламы газеты "Наш город" К<_> допущено нарушение требований части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") при распространении рекламы услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.
Из письменного объяснения К<_>, содержащегося в постановлении Прокуратуры ЗАТО г. Заречный Пензенской области от 10.07.2015, следует, что с выявленным нарушением она согласна.
В соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента вынесения постановления об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса.
К<_> на рассмотрение настоящего административного дела не явилась. В адрес Управления направлено письменное ходатайство, из которого следует, что с выявленным нарушением она согласна и просит рассмотреть настоящее дело без ее участия.
Помощник прокурора ЗАТО г. Заречный Пензенской области Г<_> поддержал позицию, изложенную в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.07.2015, о наличии в действиях должностного лица - начальника отдела рекламы газеты "Наш город" К<_> состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав помощника прокурора ЗАТО г. Заречный Пензенской области Г<_> прихожу к следующим выводам.
Из материалов настоящего административного дела следует, что прокуратурой ЗАТО г. Заречный Пензенской области в период с 15 час. 00 мин. по 16 час. 00 мин. 10.07.2015 проведена проверка исполнения должностными лицами газеты "Наш город Заречный" законодательства о рекламе.
В ходе проверки установлено, что 03.06.2015 в газете "Наш город Заречный" N 23 (333) от 03.06.2015 на стр. 5; 10.06.2015 в газете "Наш город Заречный" N 24 (334) от 10.06.2015 на стр. 5; 17.06.2015 в газете "Наш город Заречный" N 25 (335) от 17.06.2015 на стр. 3; 24.06.2015 в газете "Наш город Заречный" N 26 (336) от 24.06.2015 на стр. 5; 01.07.2015 в газете "Наш город Заречный" N 27 (337) от 01.07.2015 на стр. 24 размещена реклама о предоставлении ООО "Центр финансовой поддержки" займов населению.
Размещенная реклама имеет следующее содержание: "ООО "Центр финансовой поддержки". Замучили финансовые трудности Не знаете где взять денег Займы населению от 0,9%. г. Заречный, ул. Ю.П. Любовина, д.4, оф.7 (зд-е СТО "Автомир", 2 эт.) Тел. <_>)".
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно: предназначаться для неопределенного круга лиц; привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования; способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.
Информация: "ООО "Центр финансовой поддержки". Замучили финансовые трудности Не знаете где взять денег Займы населению от 0,9%. г. Заречный, ул. Ю.П. Любовина, д.4, оф.7 (зд-е СТО "Автомир", 2 эт.) Тел. <_>)", содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц (потенциальным клиентам-заемщикам); преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования (получению займа) и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.
В указанной рекламе содержатся сведения о займе "Займы населению от 0,9%".
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора.
В силу статьи 2 указанного Федерального закона законодательство Российской Федерации о потребительском кредите (займе) основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона "О банках и банковской деятельности", Федерального закона от 2.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Согласно статье 3 указанного Федерального закона профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
В силу статьи 2 ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование); микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 3 указанного Федерального закона микрофинансовые организации осуществляют микрофинансовую деятельность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)". Кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность таких юридических лиц.
В соответствии со статей 5 указанного Федерального закона юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйствующего общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра. Юридическое лицо приобретает право и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для микрофинансовых организаций, со дня приобретения им статуса микрофинансовой организации.
В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.
В тексте вышеуказанной рекламы указано лицо ООО "Центр финансовой поддержки". Ссылка на иных лиц в рекламе отсутствует.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит информацию об оказании услуг по предоставлению займа (денег) ООО "Центр финансовой поддержки".
Из материалов административного дела следует, что ООО "Центр финансовой поддержки" профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не осуществляет.
Таким образом, рассматриваемая реклама оказываемых услуг по предоставлению займа лицом, не осуществляющим профессиональную деятельность в данной сфере, нарушает часть 13 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Ответственность за нарушение части 13 статьи 28 ФЗ "О рекламе" в соответствии с частью 7 статьи 38 данного закона возложена на рекламораспространителя.
Учредителем и издателем газеты "Наш город Заречный" является индивидуальный предприниматель Б<_> (Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ 58-0121 от 29.04.2011).
Из постановления прокуратуры ЗАТО г. Заречный Пензенской области следует, что приказом ИП Б<_> от 14.04.2015 N 7 на начальника отдела рекламы газеты "Наш город" возложена обязанность по контролю за соответствием рекламных материалов и объявлений, публикуемых в газете "Наш город Заречный".
Ответственным лицом, осуществившим распространение рекламы, предоставленной ООО "Центр финансовой поддержки", в газете "Наш город Заречный" N 23 (333) от 03.06.2015 на стр.5, N 24 (334) от 10.06.2015 на стр. 5; N 25 (335) от 17.06.2015 на стр. 3; N 26 (336) от 24.06.2015 на стр. 5; N 27 (337) от 01.07.2015 на стр. 24 является начальник отдела рекламы газеты "Наш город" К<_>
Действия должностного лица - начальника отдела рекламы газеты "Наш город" К<_> были квалифицированы прокуратурой ЗАТО г. Заречный Пензенской области, как нарушающие требования части 13 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.
Место совершения административного правонарушения является место нахождения редакции "Наш город Заречный": Пензенская обл., г. Заречный, ул. Ленина, д. 2г.
Время совершения административного правонарушения: 03.06.2015
Факт совершения административного правонарушения должностным лицом - начальником отдела рекламы газеты "Наш город" К<_> подтверждается постановлением прокуратуры ЗАТО г. Заречный Пензенской области об административном правонарушении от 10.07.2015, а также материалами дела об административном правонарушении.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
К<_> в связи с занимаемой должностью должно было быть известно о последствиях совершенного деяния, однако мер, направленных на предотвращение административного правонарушения, предпринято не было.
Таким образом, в действиях должностного лица К<_> содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Совершенное должностным лицом К<_> правонарушение не является малозначительным, поскольку посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания допущенного административного правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица К<_>от административной ответственности.
Наличие в действиях должностного лица К<_> состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, в полной мере доказано и подтверждено материалами дела.
Кроме того, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения независимо от наступления каких-либо вредных последствий.
Статьёй 4.2 КоАП РФ установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, перечень которых не является исчерпывающим.
Исходя из совокупности обстоятельств дела, считаю возможным в качестве смягчающих обстоятельств по делу учесть совершение правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьёй 4.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.
Назначая административное наказание, учитывая обстоятельства, смягчающие административную ответственность, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, 4.1 и частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, постановил:
1. Признать должностное лицо - начальника отдела рекламы газеты "Наш город" К<_> виновной в совершении деяния, выразившегося в нарушении требований части 13 статьи 28 ФЗ "О рекламе", ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 4 000,00 (четырёх тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумму штрафа надлежит уплатить согласно следующим реквизитам:
Получатель ИНН 5836011815 КПП 583401001
УФК по Пензенской области
(Управление федеральной антимонопольной службы по Пензенской области)
КБК 16111626000016000140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе.
ОКТМО 56701000
Банк получателя: УФК по Пензенской области (Управление федеральной антимонопольной службы по Пензенской области)
Отделение Пенза г. Пенза
БИК 045655001
Расчетный счет 40101810300000010001
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 52-03-70).
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 27 июля 2015 г. N 3-24/26-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016