Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 23 июля 2015 г. N 46
Резолютивная часть решения оглашена 17 июля 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 23 июля 2015 г.
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<_> - руководитель Брянского УФАС России;
Заместитель председателя Комиссии: <_> - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и ЖКХ Брянского УФАС России;
Члены Комиссии:
<_> - начальник отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами;
<_> - государственный инспектор отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами.
в присутствии:
<_> - представителя заявителя некоммерческого партнерства "Ассоциация "Защита. Содействие. Развитие", действующего на основании доверенности от 29.06.2015 г. без регистрационного номера;
<_> - представителя ответчика Брянской городской администрации, действующей на основании доверенности от 06.07.2015 г. N1/06-1287и; представителя заинтересованного лица Управления по строительству и развитию территории города Брянска, действующей на основании доверенности от 06.07.2015 г. N28/4904;
<_> - представителя заинтересованного лица МУП "Архитектурно-планировочное бюро" г. Брянска, действующего на основании доверенности от 17.07.2015 г. N196,
рассмотрев дело N 46 по признакам нарушения Брянской городской администрацией (241002, Брянская обл., г. Брянск, пр-т Ленина, 35) ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила следующее.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области 16.03.2015 г. поступило заявление некоммерческого партнерства "Ассоциация защиты и реализации гражданских прав, содействия земельным реформам и развитию геоинформационных технологий" (НП "Ассоциация "Защита. Содействие. Развитие") N43 о нарушении Брянской городской администрацией антимонопольного законодательства при передаче по постановлению от 12.04.2012 г. N806-п "Об упорядочении формирования и ведения фонда материалов комплексных инженерных изысканий для строительства на территории города Брянска" (далее - постановление N806-п) муниципального имущества - геодезического фонда г. Брянска (геофонд г. Брянска).
По результатам анализа представленных Брянской городской администрацией, Управлением по строительству и развитию территории города Брянска, МУП "Архитектурно-планировочное бюро" города Брянска (далее - МУП "АПБ" города Брянска) по запросам Брянского УФАС России материалов на основании приказа Брянского УФАС России от 15.06.2015 г. N231 возбуждено дело N46 по признакам нарушения Брянской городской администрацией ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции.
Определением о назначении дела N 46 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 15.06.2015 г. N4486 дело назначено к рассмотрению на 07.07.2015 г., привлечены к участию в деле в качестве ответчика - Брянская городская администрация, в качестве заявителя - НП "Ассоциация "Защита. Содействие. Развитие", в качестве заинтересованных лиц - управление по строительству и развитию территории города Брянска и МУП "АПБ" города Брянска.
В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N46, на заседании Комиссии 07.07.2015 г. при ведении аудиозаписи посредством диктофона Panasonic RR-US395, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела N 46, в соответствии с которым истребованы дополнительные доказательства и назначена дата рассмотрения дела на 17.07.2015 г.
Из представленных материалов, в том числе письменных пояснений Брянской городской администрации от 14.07.2015 г. без регистрационного номера, Управления по строительству и развитию территории города Брянска от 14.07.215г. N5190, МУП "АПБ" города Брянска от 14.07.2015 г. N190 следует следующее.
Брянской городской администрацией принято постановление от 12.04.2012 г. N806-п "Об упорядочении формирования и ведения фонда материалов комплексных инженерных изысканий для строительства на территории города Брянска", согласно которому:
1. Управлению по строительству и развитию территории города Брянска осуществить передачу геодезического фонда г. Брянска (топографические материалы М 1:500 на жесткой основе - 2422 шт., на лавсановой основе - 2814 шт. - по состоянию на 19.03.2012) на ответственное хранение в МУП "АПБ" города Брянска.
2. Возложить на МУП "АПБ" города Брянска обязанности по хранению, актуализации и контролю за геодезическим фондом г. Брянска.
3. Осуществить за счет средств МУП "АПБ" города Брянска оцифровку геодезического фонда г. Брянска.
4. МУП "АПБ" города Брянска разработать порядок регистрации исполнительной документации в геодезическом фонде города Брянска.
5. Возложить на Управление по строительству и развитию территории города Брянска обязанности по оперативному управлению геодезическим фондом г. Брянска.
6. В случае ликвидации и реорганизации МУП "АПБ" города Брянска геодезический фонд г. Брянска передается в Управление по строительству и развитию территории города Брянска.
Из письменных пояснений Брянской городской администрации от 14.07.2015 г. (без регистрационного номера), Управления по строительству и развитию территории города Брянска от 14.07.2015 г. N5190, МУП "АПБ" города Брянска от 14.07.2015 г. N190 следует следующее.
Под актуализацией геодезического фонда города Брянска понимается внесение изменений в топографические материалы геофонда на основании топографических съемок отдельных объектов капитального строительства, наземных и подземных инженерных коммуникаций, выполненных МУП "АПБ" города Брянска и другими организациями, состоящими членами саморегулируемых организаций и имеющими допуски к соответствующему виду работ. Осуществление контроля за геодезическим фондом города Брянска включает в себя проверку данных, полученных в результате инженерно-геодезических изысканий.
Обязанности по актуализации и контролю за геофондом г. Брянска возложены на МУП "АПБ" города Брянска, сотрудниками которого указанные функции осуществляются.
Исполнительная документация составляется по результатам исполнительной съемки на все виды подземных и надземных инженерных сетей, а также другие элементы. В состав исполнительной документации должны входить исполнительные чертежи, профили, каталоги координат, схемы сварных стыков трубопроводов, также в документации подлежат отражению значения геометрических параметров, предусмотренных действующими нормативными документами и проектом.
Исполнительные съемки регистрируются в отделе приема и выдачи документов МУП "АПБ" города Брянска, в случае поступления обращений от физических лиц и организаций для актуализации геофонда г. Брянска.
Во исполнение пункта 4 постановления N806-п МУП "АПБ" города Брянска разработан проект Положения о муниципальном картографо-геодезическом фонде города Брянска, включающий в себя процедуру контроля, проводимую специалистами предприятия, которая заключается в проверке соответствия ее состава, полноты содержания и оформления требований стандартов, а также в проверке правильности отображения в документации результатов исполнительной съемки, процедуры нанесения исполнительных съемок на оригиналы топографических планов геофонда г. Брянска и процедуры регистрации данной документации в Управлении по строительству и развитию территории города Брянска.
Также отмечено, что топографические материалы М 1:500 с 1973 года по 1988 год поступали в Управление главного архитектора города Брянска, входящего в состав Брянского исполкома городского Совета народных депутатов. Управление по строительству и развитию территории города Брянска является правопреемником Управления главного архитектора города Брянска, что свидетельствует о работе с указанными материалами именно органом власти, а не иным лицом.
Также указано, что Управлением по строительству и развитию территории города Брянска ведется оперативный учет геофонда г. Брянска и координация работы по актуализации исполнительной документации, но не сама актуализация.
Из письменных пояснений Брянской городской администрации от 13.04.2015 г. N1/28-2972 следует, что передача указанных обязанностей продиктована экономической и производственной необходимостью. Работы, связанные с исполнением указанных обязанностей, требуют финансовых затрат, не предусмотренных бюджетом города Брянска.
Согласно представленным письменным пояснениям МУП "АПБ" города Брянска от 07.04.2015 г. N92 топографический материал, хранящийся в генофонде города Брянска, проходит ежедневную актуализацию путем нанесения данных специалистами МУП "АПБ" города Брянска, полученных в результате проведения инженерно-геодезических изысканий по обращениям граждан и юридических лиц на договорной основе в соответствие с уставом предприятия.
Между тем, пункт 2 постановления N806-п в части возложения обязанностей на конкретный хозяйствующий субъект - МУП "АПБ" города Брянска по актуализации и контролю за геодезическим фондом города Брянска, и пункт 4 постановления N806-п, предусматривающего разработку порядка регистрации исполнительной документации в геодезическом фонде города Брянска указанным хозяйствующим субъектом, противоречит требованиям антимонопольного законодательства.
Представитель заявителя <_> поддержал заявленные в заявлении доводы о наличии нарушений требований антимонопольного законодательства при передаче полномочий органа местного самоуправления хозяйствующему субъекту.
Представитель ответчика <_> и представитель заинтересованного лица МУП "АПБ" города Брянска <_> не согласились с доводами заявителя, ссылаясь на отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства, поскольку геодезический фонд передан на хранение в МУП "АПБ" г. Брянска в целях упорядочения работы с фондом, а полномочия органа местного самоуправления в области геодезического фонда города Брянска МУП "АПБ" города Брянска не переданы.
Изучив материалы дела N46, а также представленные в рамках рассмотрения дела документы, письменные пояснения, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст.56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями указанного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (пункт 1).
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) (пункт 2).
Согласно п.4 ст. 56 ГрК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о геодезических и картографических материалах.
Согласно п.1 ст.57 ГрК РФ ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
В соответствии с п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.6 ч.3 ст.8 ГрК РФ ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В части 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.
Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с ч.5 ст.57 ГрК РФ устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363 утверждено "Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности" (далее - Положение N363), согласно п.2 которого информационную систему ведут органы местного самоуправления городского округа или муниципального района.
Также в соответствии с абз. 3 п.2 ст.9 Федерального закона от 26.12.1995 г. N209-ФЗ "О геодезии и картографии" ведомственные картографо-геодезические фонды включают в себя имеющие специальное (отраслевое) назначение материалы и данные - геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные, гравиметрические материалы и данные, в том числе в цифровой форме, полученные в результате осуществления геодезической и картографической деятельности, и находятся в ведении соответствующих органов исполнительной власти.
Таким образом, полномочия по вопросам ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности вправе осуществляют именно органы местного самоуправления и не вправе наделять ими иных хозяйствующих субъектов.
Управление по строительству и развитию территории города Брянска является отраслевым (функциональным) органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по комплексному развитию территории города Брянска, направленные на решение текущих и перспективных задач социально-экономического развития города Брянска с учетом экологических, природных, историко-культурных и иных особенностей, совершенствование среды жизнедеятельности граждан, регулирование градостроительных отношений на территории города Брянска, улучшение архитектурного облика города Брянска и реализацию полномочий в области градостроительной деятельности (п.1.1. Положения об управлении по строительству и развитию территории города Брянска, утвержденного Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 09.09.2009 г. N142).
Согласно абз.12 п.2.2. раздела 2 Положения об управлении по строительству и развитию территории города Брянска, утвержденного Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 09.09.2009 г. N142, к основным функциям Управления по строительству и развитию территории города Брянска относится создание и ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города Брянска.
Таким образом, вышеуказанными нормами именно на Управление по строительству и развитию территории города Брянска возложены обязанности по актуализации и контролю за геофондом города Брянска, однако как следует из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства N46, в рамках рассмотрения дела подтверждено и не отрицается представителями лиц, участвующих в деле, обязанности по актуализации, контролю за геодезическим фондом города Брянска (информационными системами обеспечения градостроительной деятельности), во исполнение постановления N806-п фактически исполняет МУП "АПБ" города Брянска.
Согласно положений устава МУП "АПБ" города Брянска предприятие является коммерческой организацией, извлекающей прибыль, что позволяет в силу п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции отнести предприятие к хозяйствующему субъекту, под которым понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Кроме того, возложение Брянской городской администрацией пунктом 4 постановления N806-п на хозяйствующий субъект МУП "АПБ" города Брянска обязанности по разработке порядка регистрации исполнительной документации в геодезическом фонде города Брянска, ведет к наделению хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления при разработке муниципального парового акта, что противоречит требованиям антимонопольного законодательства.
Так, в соответствии с п.1 ч.1 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится издание муниципальных правовых актов.
В связи с вышеизложенным Брянская городская администрация совершила действие по изданию пункта 2 постановления N806-п в части возложения обязанностей на МУП "АПБ" города Брянска по актуализации и контролю за геодезическим фондом города Брянска, и пункта 4 постановления N806-п, предусматривающего разработку порядка регистрации исполнительной документации в геодезическом фонде города Брянска, то есть совершила действие по возложению функций органа местного самоуправления на хозяйствующий субъект, что противоречит вышеуказанным нормам, и следовательно приводит к нарушению требований ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30.10.2007 г. N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта"
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 49, 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать в действии Брянской городской администрации нарушение ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в принятии пункта 2 постановления N806-п в части возложения обязанностей на МУП "АПБ" города Брянска по актуализации и контролю за геодезическим фондом города Брянска, и пункта 4 постановления N806-п, предусматривающего разработку порядка регистрации исполнительной документации в геодезическом фонде города Брянска, что не допускается в соответствии с антимонопольным законодательством.
2. Выдать Брянской городской администрации предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем отмены пункта 2 постановления N806-п в части возложения обязанностей на МУП "АПБ" города Брянска по актуализации и контролю за геодезическим фондом города Брянска, и пункта 4 постановления N806-п.
2.1. Предписание исполнить в срок до 05.08.2015 г., об исполнении сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти рабочих дней со дня его исполнения.
3. Передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии: <_>
Заместитель
председателя Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 23 июля 2015 г. N 46
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016