Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
от 29 июля 2015 г. N 03-17/53-2015
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия Бабкин Константин Евгеньевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N03-17/53-2015, возбужденного в отношении должностного лица ЗАО "Карелия-сети" - <_> по факту нарушения требований Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N24 (далее - Стандарты раскрытия информации, Стандарты), ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в присутствии <_> личность установлена на основании предъявленного паспорта гражданина Российской Федерации, установил:
В соответствии с подпунктом "и" пункта 4.1.3 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (утверждено приказом ФАС России от 26 января 2011 года N30; далее - Положение) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами розничного рынка электроэнергии, осуществляющими свою деятельность на территории региона.
Как упоминалось выше постановлением Правительства РФ от 21 января 2004 года N24 утверждены Стандарты.
В силу статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам "Об установление единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2015 год" от 30 декабря 2014 года N275 утвержден тариф на передачу электрической энергии по сетям Республики Карелия.
Таким образом, ЗАО "Карелия-сети" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - ФЗ "О естественных монополиях") ЗАО "Карелия-сети" относится к субъектам естественных монополий.
Частью 5 статьи 8 ФЗ "О естественных монополиях" предусмотрена обязанность субъектов естественных монополий обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - регулируемая деятельность субъектов естественных монополий).
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
К информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащей свободному доступу, относятся следующие сведения:
сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, включая структуру основных производственных затрат на реализацию регулируемых товаров (работ, услуг);
порядок выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;
Согласно пунктам 1 и 2 Стандартов субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии со Стандартами. Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от целей получения такой информации.
В соответствии с пунктом 3 Стандартов информация субъектами рынков электрической энергии раскрывается, в том числе, путем опубликования в электронных средствах массовой информации.
В ходе проведения Карельским УФАС России осмотра Интернет-сайта ЗАО "Карелия-сети" по адресу: http://www.kareliaseti.ru, (что подтверждается Актом осмотра Интернет-сайта от 01 июня 2015 года) был выявлен ряд нарушений Стандартов.
1. В нарушение пункта 10 Стандартов ЗАО "Карелия-сети" не опубликовало в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня, в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Стандартов, а именно информацию "годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка)";
2. В нарушение пункта 12 Стандартов ЗАО "Карелия-сети" не опубликовало до 1 марта 2015 года на официальном сайте или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации информацию, подлежащую опубликованию в соответствии с абзацами девятым и одиннадцатым подпункта "б" пункта 11 Стандартов, а именно "об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию:
о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования;
о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения".
3. В нарушение пункта 12 Стандартов ЗАО "Карелия-сети" не опубликовало на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет, предоставляется потребителям путем размещения в печатном виде в центрах очного обслуживания и обновляется в течение 10 дней со дня вступления в силу изменений, в соответствии с подпунктом "и" пункта 11 Стандартов, а именно "о паспортах услуг (процессов) согласно единым стандартам качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций. Под паспортом услуги (процесса) понимается документ, содержащий систематизированную в хронологическом порядке информацию об этапах и о сроках оказываемой потребителям услуги (осуществляемого процесса), порядок определения стоимости (если законодательством Российской Федерации предусмотрено взимание платы за исполнение услуги (процесса), а также описание результата с указанием нормативных правовых актов, регламентирующих оказание соответствующей услуги (осуществление процесса)".
Публикуется в соответствии с пунктом 8 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 15 апреля 2014 года N186, согласно приложению N1, начало действия документа -17 августа 2014 года.
Паспорт процесса (услуги) отсутствует.
Внесены изменения от 13 марта 2015 года N219 (начало действия - 25 марта 2015 года) и от 13 апреля 2015 года N350 (начало действия - 24 апреля 2015 года) в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N861 "Об утверждении Правил присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".
Тем самым, паспорт надлежало опубликовать - 17 августа 2014 года, изменения в срок до 03 апреля 2015 года и 07 мая 2015 года, в течение 10 дней со дня вступления в силу.
4. В нарушение пункта 11(6) Стандартов не опубликовано до 1 апреля года, следующим за отчетным,, на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации информацию, подлежащую опубликованию в соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Стандартов, а именно "о качестве обслуживания потребителей услуг сетевой организации - по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти".
Публикуется в соответствии с пунктом 10 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 15 апреля 2014 года N186, согласно которому, сетевая организация не реже одного раза в год обеспечивает проведение опросов потребителей с целью выявления мнения потребителей о качестве обслуживания.
В соответствии с приказом от 01 июня 2013 года N18 генерального директора ЗАО "Карелия-сети" <_> на технического директора <_> возложены обязанности по ведению сайта, размещению своевременной информации на нем.
Таким образом, из указанного следует, что именно <_> как должностное лицо ЗАО "Карелия-сети" несет ответственность за размещение (не размещение) информации, предусмотренной Стандартами.
По факту совершения административного правонарушения письмом от 01 июля 2015 года N03-17/53/2934 в адрес ЗАО "Карелия-сети"" было направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении (получено представителем по доверенности 06 июля 2015 года).
В силу статьи 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати до тридцати тысяч рублей.
В связи с вышеуказанным 15 июля 2015 года на основании статьи 28.2 КоАП РФ в отношении технического директора ЗАО "Карелия-сети" <_> был составлен протокол об административном правонарушении.
При составлении протокола <_> указал на размещении информации на сайте ЗАО "Карелия-сети" в сети Интернет и письмо ЗАО "Карелия-сети" от 08 июля 2015 года N356, согласно которому, сетевая организация считает требования Стандартов раскрытия информации исполненными полностью и в установленные сроки, а также просил предоставить время для предоставления дополнительной информации, содержащей даты размещения файлов на сайте.
Определением от 16 июня 2015 года "О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N03-17/53-2015" рассмотрение данного дела было назначено на 29 июля 2015 года в 11 часов 00 минут.
Названное определение получено ЗАО "Карелия-сети", что подтверждается почтовым уведомлением от 20 июля 2015 года.
Рассмотрение дела состоялась в назначенный срок в присутствии ЗАО "Карелия-сети" <_>
Представленные с письмом от 08 июля 2015 года N356 распечатки сайта сетевой организации не имеют даты или иных исходных данных об источнике, с которого они распечатаны, а значит не являются доказательством о своевременном их размещении на официальном сайте ЗАО "Карелия-сети" в сети Интернет.
23 июля 2015 года ЗАО "Карелия-сети" направило дополнительно письмом от N397 информацию администратора сайта о сроках размещения сведений на сайте компании. Доказательством размещения такой информации в установленный срок являются официальные сведения предоставленные провайдером сети Интернет.
Исходя из содержания пунктов 10, 11(6) и 12 Стандартов следует, что в рассматриваемом случае объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, состоит в не опубликовании информации, подлежащей раскрытию, на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством РФ, в установленные сроки, а именно:
- по пункту 9 Стандартов - 01 июня 2015 года;
- по абзацам девятому и одиннадцатому подпункта "б" пункта 11 Стандартов - 01 марта 2015 года;
- по подпункту "и" пункта 11 Стандартов - 17 августа 2014 года, 03 апреля 2015 года и 07 мая 2015 года;
- по подпункту "л" пункта 11 Стандартов - 01 апреля 2015 года.
Согласно пункту 1 Стандартов раскрытия под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации.
Следовательно, административное правонарушение, предусмотренное статьей 9.15 КоАП РФ, совершено ЗАО "Карелия-сети", а именно: 17 августа 2014 года, 01 марта 2015 года, 01 апреля 2015 года, 03 апреля 2015 года и 07 мая 2015 года.
На дату вынесения Постановления установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ протокол и иные материалы дела, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.
Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.
В рассматриваемом случае доказательств, свидетельствующих о принятии, занимающего должность технического директора ЗАО "Карелия сети" <_> мер по исполнению требований Стандартов раскрытия информации, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в процессе рассмотрения дела не установлено.
Таким образом, рассматриваемое действие является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не сознавать противоправный характер своих действий, но им не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.
Частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, является признание факта нарушения Стандартов.
В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.
Оценив обстоятельства дела, учитывая ущемление интересов неограниченного круга лиц на получение информации о деятельности ЗАО "Карелия-сети", должностное лицо Карельского УФАС России считает возможным наложение минимального штрафа, предусмотренного санкцией статьи 9.15 КоАП РФ.
Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации <_> своих прав и защиты законных интересов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.15, 23.48, 29.9, 29.10, заместитель руководителя Карельского УФАС России Бабкин К.Е., постановил:
Наложить на должностное лицо - технического директора ЗАО "Карелия-сети" <_> штраф в размере 20 000 ( двадцать тысяч) рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Карелия Банка России г. Петрозаводск
БИК 048602001
Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001
УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)
Счет N 40101810600000010006
Код ОКАТО 86401000000
КБК 161 1 16 41000 01 6000 140
Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства РФ об электроэнергетике (дело N03-17/53-2015)
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьей 31.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с Главой 30 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя управления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 29 июля 2015 г. N 03-17/53-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016