Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 23 мая 2011 г. N Т6-13-11
Резолютивная часть решения оглашена 10 мая 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 23 мая 2011 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии - Денк В.А. - начальник отдела антимонопольного контроля; Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля; Амосова Е.В., государственный инспектор контрольного отдела, рассмотрела дело N Т6-13-11, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Никса" (ул. Тамбовская, 7, г. Красноярск, 660013) по признакам нарушения части 1 статьи 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", установила:
Красноярским УФАС России на основании приказа N 738 от 07.10.2010 "О проведении выездной внеплановой проверки" проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Никса" (юридический и фактический адрес: ул. Тамбовская, 7, г. Красноярск, 660013) на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства при осуществлении торговой деятельности.
В ходе проведения проверки были получены и исследованы действующие договоры поставки продовольственных товаров, заключенные ООО "Никса".
В соответствии с актом проверки от 10.12.2010 в договоре поставки N П-198 от 01.08.2010, заключенном между ООО "Никса" и ООО "Пелотон" (далее - договор поставки), выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В качестве приложения N 1 к указанному договору сторонами подписано коммерческое условие. В соответствии с п. 2.10 коммерческого условия поставщик обязуется предоставить скидку на поставляемый товар не менее 3 % от базового прайс-листа.
Срок договора поставки N П-198 от 01.08.2010 определен до 31 декабря 2011 года.
К договору поставки приложен протокол согласования разногласий к коммерческим условиям к договору поставки, подписанный представителями ООО "Никса" и ООО "Пелотон". В данном протоколе представлена иная редакция пунктов 2.2, 3.11, статья 2 дополнена пунктом 2.12. Положения пункта 2.10 не претерпели изменений.
В силу требований статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Договор поставки N П-198 от 01.08.2010 заключен до в период действия Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона N 381-ФЗ, вступившего в силу 01.02.2010, соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. Включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий этого договора и (или) его изменение не допускаются согласно части 6 статьи 9 Федерального закона N 381-ФЗ.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона N 381-ФЗ запрещено нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
В рассматриваемом договоре поставки и приложениях к нему не определено количество продовольственных товаров, необходимых для получения скидки. Не включение в цену поставки установленной скидки указывают на наличие в действиях ООО "Никса" признаков нарушения подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона N 381-ФЗ.
На основании вышеизложенного Красноярским УФАС России на основании приказа N 116 от 04.03.2011 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела N Т6-13-11 о нарушении антимонопольного законодательства" было возбуждено дело N Т6-13-11 в отношении ООО "Никса".
Определением от 04.03.2011 о назначении дела N Т6-13-11 к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью ООО "Пелотон" (2463034850).
Дело рассмотрено с участием представителя ООО "Никса" по доверенности <_> и представителя ООО "Пелотон" <_>
Рассмотрев представленные материалы, а также пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
ООО "Никса" является коммерческой организацией, хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации розничной торговой сети "Универсам N5".
ООО "Пелотон" осуществляет предпринимательскую деятельность, является хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговую сеть.
Между ООО "Никса" и ООО "Пелотон" был заключен договор поставки N П-198 от 01.08.2010. В качестве приложения N 1 к указанному договору сторонами подписано коммерческое условие. В соответствии с п. 2.10 коммерческого условия поставщик обязуется предоставить скидку на поставляемый товар не менее 3 % от базового прайс-листа.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно статье 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия составляет основы конституционного строя. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15 Конституции РФ).
В соответствии со статьей 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Договорные обязательства регулируются в соответствии со статьями 1 и 2 ГК РФ гражданским законодательством, которое основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора. Граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Указанные основные положения получили реализацию в статьях 421 и 422 ГК РФ. В соответствии с принципом свободы договора, определенным в части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу требований статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Законом, ограничивающим гражданские права и устанавливающим обязательные для сторон договора поставки правила, стал Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", вступивший в силу 1 февраля 2010 года.
Целью Федерального закона N 381-ФЗ в соответствии со статьей 1 является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации как основы конституционного строя путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности. Кроме того целями закона являются обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, а также осуществляющих поставки товаров, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
Цели Федерального закона N 381-ФЗ достигаются путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности, а также путем антимонопольного регулирования в этой области.
В статье 9 Федерального закона N 381-ФЗ установлены обязательные для сторон договора поставки требования к организации и осуществлению торговой деятельности в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров. В соответствии с частями 3, 4 и 6 указанной статьи установлен порядок определения цены договора поставки.
В частности, цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров.
Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не должен учитываться при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.
В свою очередь, статьей 13 Федерального закона N 381-ФЗ установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети. В частности, в подпункте "б" пункта 1 части 1 для данных субъектов установлен запрет создавать дискриминационные условия, в том числе нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Положениями частей 3, 4 и 6 статьи 9 Федерального закона N 381-ФЗ установлен порядок ценообразования договора поставки. В частности, установлено:
каким образом должна определяться цена договора поставки - исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон;
единственно допустимое в договоре поставки вознаграждение - вознаграждение в связи с приобретением определенного количества товара;
лицо, которому выплачивается данное вознаграждение - хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность;
условия выплаты данного вознаграждения - в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров;
предельный размер данного вознаграждения - 10% от цены приобретенных продовольственных товаров;
запрет на расчет цены товара с учетом согласованного размера вознаграждения.
С учетом вышеизложенного, Комиссия отмечает, что согласованная сторонами цена договора поставки N П-198 от 01.08.2010 определена в спецификации к данному договору и является его неотъемлемой частью. Форма договора предложена ООО "Никса". Предусмотренная скидка в 3 % не поставлена в зависимость от приобретения определенного количества товара.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 381-ФЗ государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции".
На заседании Комиссии по рассмотрению дела N Т6-13-11, которое состоялось 10 мая 2011 года, ООО "Никса" и ООО "Пелотон" было представлено дополнительное соглашение от 01.08.2010 к договору поставки N П-198 от 01.08.2010. Указанным дополнительным соглашением пункты 2.5, 2.7, 2.10 Приложения N 1 коммерческие условия к договору поставки N П-198 от 01.08.2010 исключены.
Комиссия отмечает, что в период проведения проверки в отношении ООО "Никса", дополнительное соглашение от 01.08.2010 к договору поставки N П-198 не было представлено управлению, что явилось поводом к возбуждению настоящего дела.
При этом, тот факт, что дополнительное соглашение к договору поставки N П-198 подписано сторонами 01.08.2010, не позволяет квалифицировать действия ООО "Никса" в качестве нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии Е.Л. Лужбин
Члены Комиссии В.А. Денк
Н.О. Высотина
Е.В. Амосова
400.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 мая 2011 г. N Т6-13-11
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016