Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 135-10-11 (опубликовано 11 декабря 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 23 июня 2011 года. В полном объеме решение изготовлено 07 июля 2011 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Захаров В.М., руководитель управления, члены комиссии - Баранова А.В., начальник правового отдела, Елькин П.Д., специалист-эксперт правового отдела, рассмотрев дело
N135-10-11, возбужденное в отношении открытого акционерного общества "МРСК Сибири" (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а) (далее - ОАО "МРСК Сибири", ответчик) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции")
при участии в заседании Комиссии:
от ОАО "МРСК Сибири": <_>
от ООО "РСУ": <_>
В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление ООО "РСУ" (исх. N1 от 02.03.2011 вх.N3144 от 02.03.2011) на действия ОАО "МРСК Сибири", выразившиеся в нарушении сроков рассмотрения заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объект дорожного сервиса) расположенный по адресу <_>
Приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N249 от 03.05.2011 в отношении ОАО "МРСК Сибири" возбуждено дело N135-10-11 по признакам нарушения статьи 10 Закона "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении сроков рассмотрения заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объект дорожного сервиса) расположенный по адресу: <_>
Определением от 03.05.2011 рассмотрение дела назначено на 15:00 17.06.2011; у лиц, участвующих в деле запрошена информация.
17.06.2011 в рассмотрении дела N135-10-11объявлен перерыв до 10:00 23.06.2011, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено:
ООО "РСУ" зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН 1022402476645, ИНН/КПП 2465053400/246501001.
Согласно договору аренды N<_> от 14.09.2009 ООО "РСУ" арендует земельный участок из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с кадастровым номером <_> находящийся по адресу: <_> под размещение объекта дорожного сервиса. Срок договора аренды участка установлен с 25.08.2009 по 25.08.2014 (пункт 2.1. договора).
17.09.2009 ООО "РСУ" подало в ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" заявку на осуществление технологического присоединения к электрической сети объекта дорожного сервиса расположенного по адресу: <_> Заявка получена ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" 17.09.2009, о чем имеется соответствующая отметка (вх. N1351 ООРК от 17.09.2009). Максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя, указанная в заявке 5,5 кВт.
20.11.2009 ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" отказало ООО "РСУ" (исх. N217-21-1842 от 20.11.2009) в рассмотрении заявки на технологическое присоединение, мотивировалось это тем, что в месте размещения дорожного сервиса на принадлежащем ООО "РСУ" земельном участке, согласно поданной заявке, электрических сетей ОАО "МРСК Сибири" не имеется и их строительство не предусмотрено инвестиционной программой.
29.09.2010 подало в ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" очередную заявку на осуществление технологического присоединения к электрической сети объекта дорожного сервиса, расположенного по адресу: <_> Заявка получена ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" 29.09.2010, о чем имеется соответствующая отметка (вх. N3686 ЦОИ от 29.09.2010). Максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя, указанная в заявке 5,8 кВт.
По состоянию на 02.03.2011 проект договора на технологическое присоединение или иной ответ от ОАО "МРСК Сибири" заявителем не получен.
02.03.2011 ООО "РСУ" обратилось в адрес Красноярского УФАС России с заявлением на действия ОАО "МРСК Сибири", выразившиеся в нарушении сроков рассмотрения заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объект дорожного сервиса) расположенный по адресу: <_>
12.04.2011, после получения запроса антимонопольного органа о представлении информации (исх. N4480 от 31.03.2011), ООО "РСУ" был получен проект договора об осуществлении технологического присоединения N20.24.1507.11.
ОАО "МРСК Сибири" считает свои действия, выразившиеся в отказе от заключения договора на технологическое присоединение по заявке от 17.09.2009 правомерными по следующим основаниям:
- для присоединения объекта заявителя требовалось строительство ЛЭП-380 В от РУ-0,4 кВ ТП N67, данные мероприятия не были включены в инвестиционную программу филиала на 2008-2010 год. На момент подготовки письма от 20.11.2009 N217-21-1842 отсутствовала возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя к электросетевому хозяйству общества. В связи с подачей заявки от 17.09.2009 на технологическое присоединение обществом было принято решение о необходимости включения данных мероприятий в инвестиционную программу на 2011 год.
На заседании комиссии 17.06.2011 представитель ОАО "МРСК Сибири" согласился с нарушением сроков рассмотрения заявки на технологическое присоединение от 29.09.2010 пояснив, что процесс подготовки проекта договора занял продолжительное время в связи с длительным процессом утверждения инвестиционной программы и установлением тарифов на 2011 год.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела N135-10-11 пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ "Об электроэнергетике").
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно абзацу 2 пункта 3 и пункту 12.1 Правил независимо от наличия или отсутствия технологической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителями - юридическим лицами или индивидуальными предпринимателями в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности)
Таким образом, отказ сетевой организации в технологическом присоединении объекта ООО "РСУ" является неправомерным.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что заявителям, указанным в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки. В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами. В этом случае сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", Федеральная антимонопольная служба (наряду с Федеральной службой по тарифам) в рамках своих полномочий является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года N179-э ОАО "МРСК Сибири", осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, комиссия по рассмотрению дела N135-10-11 приходит к выводу о том, что ОАО "МРСК Сибири" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ему электрических сетей.
Направление ОАО "МРСК Сибири" в адрес ООО "РСУ" письма (исх. N217-21-1842 от 20.11.2009), фактически являющегося отказом от заключения договора на технологическое присоединение по заявке от 17.09.2009, а также нарушение сроков рассмотрения заявки ООО "РСУ" от 29.09.2010 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, объекта дорожного сервиса расположенного по адресу: <_> ущемили интересы заявителя, поскольку препятствовали заключению последним договора на электроснабжение. Электрическая энергия необходима ООО "РСУ" для осуществления предпринимательской деятельности.
В ходе анализа вышеуказанных норм законодательства, регулирующих порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N135-10-11 приходит к выводу о совершении ОАО "МРСК Сибири" действий, нарушающих часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", выразившихся в направлении письма (исх. N217-21-1842 от 20.11.2009), фактически являющегося отказом от заключения договора на технологическое присоединение по заявке ООО "РСУ" от 17.09.2009, а также в нарушении сроков рассмотрения заявки от 29.09.2010 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, объекта дорожного сервиса расположенного по адресу: <_>
Учитывая вышеизложенное, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статей 49, 50 Закона "О защите конкуренции" решила:
Признать действия ОАО "МРСК Сибири", выразившиеся в направлении письма (исх. N217-21-1842 от 20.11.2009), фактически являющегося отказом от заключения договора на технологическое присоединение объекта ООО "РСУ" (дорожный сервис расположенный по адресу: <_> по заявке от 17.09.2009 нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Признать действия ОАО "МРСК Сибири", выразившиеся в нарушении сроков рассмотрения заявки ООО "РСУ" от 29.09.2010 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, объекта дорожного сервиса расположенного по адресу: <_> нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать ОАО "МРСК Сибири" предписание о недопущение действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, в том числе к нарушению сроков рассмотрения заявки на технологическое присоединение. С этой целью ОАО "МРСК Сибири" надлежит провести разъяснительную работу с лицами, ответственными за заключение договоров, направленную на соблюдение ими Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства N861 от 27.12.2004, в том числе сроков рассмотрения заявок заявителей на осуществление технологического присоединения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии |
В.М. Захаров |
Члены Комиссии |
А.В. Баранова
П.Д. Елькин |
ОАО "МРСК Сибири"
ул. Бограда, 144а,
г. Красноярск, 660021
ПРЕДПИСАНИЕ N135-10-11
07 июля 2011 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Захаров В.М., руководитель управления, члены комиссии - Баранова А.В., начальник правового отдела, Елькин П.Д. - специалист-эксперт правового отдела, рассмотрев дело N135-10-11, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), на основании своего решения от 07 июля 2011 года по делу N135-10-11 о нарушении ОАО "МРСК Сибири" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
ОАО "МРСК Сибири" принять меры направленные на недопущение действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, в том числе к нарушению сроков рассмотрения заявки на технологическое присоединение. С этой целью ОАО "МРСК Сибири" надлежит провести разъяснительную работу с лицами, ответственными за заключение договоров, направленную на соблюдение ими Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства N861 от 27.12.2004, в том числе сроков рассмотрения заявок заявителей на осуществление технологического присоединения.
Об исполнении предписания ОАО "МРСК Сибири" надлежит сообщить в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярского края (660017, г. Красноярск, пр. Мира, 81 "д") в срок до 08 августа 2011 года.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В соответствии с частью 2.2. статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Председатель Комиссии В.М. Захаров
Члены Комиссии А.В. Баранова
П.Д. Елькин
418.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 135-10-11 (опубликовано 11 декабря 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016