Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
N 8-01/277 (опубликовано 15 ноября 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в присутствии представителей ООО "ТехСтандарт", <_> рассмотрев жалобу ООО "ТехСтандарт" на действия ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" в лице филиала "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности зданий и механизмов, материалы дела 8-01/277, установила:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО "ТехСтандарт" на действия ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" в лице филиала "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности зданий и механизмов (извещение N31300552582), в части требования от участников закупки документов, не предусмотренных закупочной документацией, необоснованного отклонения заявки общества от участия в закупке.
В заседании Комиссии представители заявителя в полном объеме поддержали доводы жалобы, указав, что закупочной комиссией заявка общества отклонена безосновательно, поскольку в закупочной документации отсутствует требование о наличии определенного опыта работы. Обществом в составе заявки предоставлены все документы, установленные закупочной документацией.
Организатор закупки в представленном отзыве доводы жалобы отклонил, пояснив, что основанием отказа обществу в допуске к участию в открытом запросе предложений послужило несоблюдение требований, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе требований, указанных в закупочной документации.
Жалоба рассматривается комиссией по правилам Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденного приказом ФАС России от 18.01.2013 N 17/13.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей заявителя, пришла к следующим выводам.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N223-ФЗ).
Статьей 2 Закона N223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N223-ФЗ, другим федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами: информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона N223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
При закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора о закупке, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом N223-ФЗ (часть 5 статьи 4).
16.09.2013 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31300552582 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности зданий и механизмов ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина" (далее - КнААЗ) по пяти лотам.
Как следует из протокола вскрытия конвертов с заявками от 30.10.2013 N286300/1 N 628 по лоту N 1 на участие в закупке поданы заявки: ЗАО МНТЦ "Диагностика", ООО "Техэксперт", ООО "Подъемник", ООО "РЦ ДИС", ООО "МЕТАМ", ЗАО "ИТК "Диагностика и контроль", ЗАО НПО "ТЕХКРАНЭНЕРГО", ООО "Промэкс", ЗАО "ИТЦ "Диэкс-ДВ", ООО "ПСП "Стростальконструкция", ООО "ТехСтандарт", ООО "РТЦ "Вектор", ООО "Экспертная компания "Регион".
По лоту N 2 на участие в закупке, поданы заявки: ЗАО МНТЦ "Диагностика", ООО "Техэксперт", ООО "Подъемник", ООО "РЦ ДИС", ООО "МЕТАМ", ЗАО "ИТК "Диагностика и контроль", ЗАО НПО "ТЕХКРАНЭНЕРГО", ООО "Промэкс", ЗАО "ИТЦ "Диэкс-ДВ", ООО "ПСП "Стростальконструкция", ООО "ТехСтандарт", ООО "РТЦ "Вектор", ООО "НПО "ИРВИК", ООО "Экспертная компания "Регион" (протокол вскрытия конвертов от 30.10.2013N286300/2 N 628).
По лоту N 3 на участие в закупке поданы заявки: ООО "Техэксперт", ООО "Подъемник", ООО "РЦ ДИС", ООО "МЕТАМ", ЗАО "ИТК "Диагностика и контроль", ЗАО "ИТЦ "Диэкс-ДВ", ООО "ПСП "Стростальконструкция", ООО "ТехСтандарт", ООО "РТЦ "Вектор", ООО "Экспертная компания "Регион". ООО "ЭСКО", ООО "НЭО-ДВ", ЗАО "ИТК "Диагностика и контроль", ЗАО "ДИГАЗ" (протокол вскрытия конвертов от 30.10.2013N286300/3 N 628).
По лоту N 4 на участие в закупке поданы заявки: ООО "ЭСКО", ООО "Техэксперт", ООО "РЦ ДИС", ООО "МЕТАМ", ООО "Подъемник", ООО "НЭО-ДВ", ЗАО "ИЦ ПЭ", ООО "Экспертная компания "Регион", ЗАО "ИТК "Диагностика и контроль", ЗАО НПО "ТЕХКРАНЭНЕРГО", ЗАО МНТЦ "Диагностика", ООО "Техснадарт, ЗАО "ДИГАЗ", ООО "РТЦ "Вектор", ООО "ПСП "Стростальконструкция", "ИТЦ "Диэкс-ДВ" (протокол вскрытия конвертов от 30.10.2013N286300/4 N 628).
По лоту N 5 на участие в закупке поданы заявки: ООО "ЭСКО", ООО "Подъемник", ООО "РЦ ДИС", ООО "МЕТАМ", ООО "Техэксперт", ООО "НЭО-ДВ", ЗАО "ДИГАЗ", ООО "РТЦ "Вектор", "ИТЦ "Диэкс-ДВ", ООО "ПСП "Стростальконструкция", ООО "Техснадарт, ООО "Экспертная компания "Регион" (протокол вскрытия конвертов от 30.10.2013 N 286300/5 N628).
В результате рассмотрения поступивших заявок комиссией заказчика принято решение отклонить заявки участников закупки по лотам NN 1,2,4 (протоколы от 30.10.2013 NN 286300/1 N 628, 286300/2 N 628, 286300/4 N 628), за исключением заявки ЗАО НПО "ТЕХКРАНЭНЕРГО", по лотам NN 3,5 отклонены все заявки как несоответствующие требованиям закупочной документации (протоколы от 30.10.2013N N 286300/3 N 628, 286300/5 N 628).
Победителем запроса предложений по лотам NN 1,2,4 признано ЗАО НПО "ТЕХКРАНЭНЕРГО" (протоколы от 30.10.2013 NN 286300/1 N 628, 286300/2 N 628, 286300/4 N 628).
ООО "ТехСтандарт" отказано в допуске к участию в закупке по причине несоответствия заявки требованиям Положения о закупке - согласно приложенной выписке из ЕГРЮЛ, претендент на участие в закупке не имеет опыта выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заявки, не менее 3-х лет. По иным основаниям заявка общества не отклонялась.
В подпункте 3 пункта 2.2 закупочной документации установлены требования к участникам закупки, в соответствии с которыми участник процедуры закупки, в соответствии с Положением о закупке ОАО "Компания "Сухой", должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе соответствие участника закупки требованиям, устанавливаем в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и являющихся предметом заключаемого договора; и иные требования.
Перечень документов, необходимых к предоставлению для участи в процедуре закупки, приведен в форме заявки, являющейся приложением N1 к документации. Дополнительно участник должен представить копии документов, указанных в таблице оценочных критериев в виде отдельного приложения к заявке (документы являются необязательными), лицензию на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности и иные документы, перечисленные в указанном пункте закупочной документации (обязательные документы).
При этом критериями оценки и сопоставления заявок являются: цена договора - 20%, квалификация и качество продукции 60%, сроки поставки товаров 20%. (подпункт 5 пункта 2.3).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.3 документации участник допускается к участию в закупке, если он и его продукция (предлагаемые работы, услуги) соответствует всем требованиям, установленным Положением о закупке ОАО "Компания "Сухой" и закупочной документацией.
20.12.2012 Советом директоров ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" утверждено Положение о закупке ОАО "Компания "Сухой", размещенное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
В числе прочих требований к участникам закупки, предусмотренных подпунктом 5.3.1 пункта 5.3 Положения, установлено требование о наличии опыта выполнения работ, оказания услуг, относящихся к той же группе, подгруппе работ, услуг, на выполнение которых размещается заказ, не менее 3-х лет.
Подпунктами 5.3.2, 5.3.3 пункта 5.3 Положения предусмотрено, что при рассмотрении заявок на участие в конкурентных процедурах размещения заказов участник процедуры размещения заказа обязан соблюдать требования Положения, а также дополнительные требования, изложенные в документации процедуры размещения заказа. Несоблюдение требований Положения, а также дополнительных требований, указанных в документации процедуры размещения заказа, может являться основанием для отказа в допуске к участию в конкурентной процедуре. Избирательное применение требований в отношении отдельных участников в рамках одной процедуры размещения заказа не допускается.
Иные требования устанавливаются закупочной документацией. Требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишних (необоснованных) ограничений, в том числе ограничений допуска к участию в закупке путем установления неизмеримых требований к участникам закупки.
По смыслу части 6 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона N223-ФЗ требования к участникам закупки, условия допуска к участию в закупке должны быть установлены именно в закупочной документации.
Вместе с тем, закупочная документация не содержит каких - либо требований о наличии участника закупки определенного опыта работы, в связи с чем, решение комиссии об отказе ООО "ТехСтандарт" в допуске и участию в запросе предложений по данному основанию не соответствует приведенным нормам Закона N223-ФЗ.
В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона N 223-ФЗ протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов. В нарушение данной нормы протоколы вскрытия, рассмотрения заявок, протокол оценки предложений от 30.10.2013 размещены на сайте только 07.11.2013.
В соответствии с пунктом 21 Порядка по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
В случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения закупки, заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся) принимает решение о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, порядка заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, о внесении изменений в документацию о закупке, извещение о проведении закупки, об аннулировании закупки.
Поскольку в ходе рассмотрения жалобы установлены существенные нарушения процедуры организации и проведения закупки, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденного приказом ФАС России от 18.01.2013 N17/13", статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать жалобу ООО "ТехСтандарт" на действия ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" в лице филиала "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности зданий и механизмов (извещение N31300552582) обоснованной.
2. Признать действия комиссии ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" в лице филиала "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина" нарушающими часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", действия ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" в лице филиала "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина" нарушающими часть 12 статьи 4 данного закона.
3. Выдать ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" в лице филиала "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина", комиссии предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 64
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, руководствуясь Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 N17/13", на основании своего решения от 11.11.2013 N 64 по делу N 8-01/277, предписывает:
ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" в лице филиала "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина", комиссии в срок до 21.11.2013 совершить действия, направленные на устранение нарушений части 6 статьи 3, части 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с целью чего:
- отменить протоколы рассмотрения предложений, оценки предложений от 30.10.2013N N286300/1 N 628, 286300/2 N 628, 286300/3 N 628, 286300/4 N 628, 286300/5 N 628 по лотам NN1-5 открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности зданий и механизмов (извещение N31300552582), в части отказа в допуске к участию закупке ООО "ТехСтандарт", разместив соответствующую информацию в установленный законом срок на официальном сайте,
- повторно рассмотреть заявки ООО "ТехСтандарт" на участие в закупке по лотам 1-5, с учетом замечаний, изложенных в решении комиссии Хабаровского УФАС России от 11.11.2013 N 64,
- провести работу, направленную на исключение случаев нарушения сроков размещения на официальном сайте протоколов, составляемых в ходе проводимых закупок.
Об исполнении настоящего предписания необходимо сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней с даты его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 8-01/277 (опубликовано 15 ноября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016