Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
N 08Р-22/2013 (опубликовано 15 ноября 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе: <_>
рассмотрев дело N 08р-22/2013 по признакам нарушения п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пп. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в присутствии:
- индивидуального предпринимателя <_> установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Сахалинское УФАС России) в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 22.10.2013 г. установлен факт распространения в газете "Визит" от 07.08.2013 г. N 32 (1067) следующей рекламы: "Все самое лучшее! Поступление коллекции "Школа", Обувь из России, Магазин "Пеликан", ТЦ "Колизей", с признаками нарушения п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
По данному факту Сахалинским УФАС России установлено, что заказчиком указанной рекламы является индивидуальный предприниматель <_>
Определением от 08.11.2013 г. в отношении ИП <_> по признакам нарушения п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе" возбуждено дело N 08р-22/2013, которое назначено к рассмотрению на 14.11.2013 г.
На заседании Комиссии 14.11.2013 г. ИП <_> пояснила, что факт нарушения законодательства о рекламе признает, нарушение допустила в связи с тем, что не знакома с законодательством о рекламе.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, а также заслушав ответчика, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ "О рекламе".
П. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" установлено, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе" понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 5 ФЗ "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
П.29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 08.10.2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" установлено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Согласно толкового словаря С.И. Ожегова слово "самый" при прилагательном образует его превосходную степень.
В соответствии с толковым словарем С.И. Ожегова слово "лучший" означает самого высокого качества, самого хорошего свойства.
Указанное содержание рекламы свидетельствует о превосходстве магазина "Пеликан" над другими магазинами, осуществляющими аналогичную деятельность.
Согласно толкового словаря С.И. Ожегова под превосходством понимается обладание более высокими достоинствами, качествами по сравнению с кем-либо, чем-либо.
В указанной рекламе не указан критерий, согласно которого товары реализуемые данным магазином являются самыми лучшими.
В силу ст. 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Ч. 11 ст. 5 ФЗ "О рекламе" содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Ответственность за нарушения требований, установленных п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе", рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно письма ООО "Издательство "Визит" вх. N 6048 от 05.11.2013 г. заказчиком данной рекламы является индивидуальный предприниматель <_>
В данном случае рекламодателем является ИП <_>
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя <_> следующего содержания: "Все самое лучшее! Поступление коллекции "Школа", Обувь из России, Магазин "Пеликан", ТЦ "Колизей", размещенную в рекламно-информационной, общественно-политической еженедельной газете г. Холмска "Визит" в выпуске от 07.08.2013 г. N 32, поскольку в ней нарушены требования п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
Выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области N 08Р-22/2013 (опубликовано 15 ноября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016