Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
N 1-10-1883/77-14 (опубликовано 28 июля 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "13" июля 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "__" июля 2015 года
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении
антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии: (.) - заместителя руководителя;
Членов комиссии: (.) - начальника отдела контроля за
соблюдением антимонопольного
законодательства хозяйствующими
субъектами;
(.) - заместителя начальника правового
отдела;
(.) - главного государственного
инспектора отдела контроля за
соблюдением антимонопольного
законодательства хозяйствующими
субъектами,
в присутствии представителей:
Идентификатор
2
ООО "Вечерний силуэт" - (.) (по доверенности (.));
ГУП "Моссвет" - (.) (по доверенности (.)),
рассмотрев дело N 1-10-1883/77-14 по признакам нарушения
ГУП "Моссвет" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
N 135- ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении
Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Правил
технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей
электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а
также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым
организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, установила:
В рамках осуществления Московским УФАС России контроля за
соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства
в действиях ГУП "Моссвет" были установлены признаки нарушения части 1
статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите
конкуренции".
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения
сторон по делу, Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела
N 1-10-1883/77-14 о нарушении антимонопольного законодательства установиласледующее.
Государственное унитарное предприятие города Москвы "Моссвет"
(далее - ГУП "Моссвет") является юридическим лицом, осуществляющим
свою деятельность на основании Устава, утвержденного Департаментом
имущества города Москвы (распоряжение от 02.11.2004 N 2919-р). Внесено в
Единый государственный реестр юридических лиц за основным
государственнымрегистрационнымномером 1027700073081, с присвоением
ИНН/КПП 7703214270/770301001. Юридический адрес - 123104, ул. Бронная
Б., 14. Фактический адрес - 129626, г. Москва, Кучин пер., д. 8.
Согласно письму Региональной Энергетической Комиссии города Москвы
(далее - РЭК Москвы) (вх. 27.02.2014 N 5920) ГУП "Моссвет" является
сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии в
границах города Москвы.
Постановлением РЭК Москвы от 20.12.2013 N 419-ээ "Об установлении
единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по
Идентификатор
3
сетям города Москвы на 2014 год" ГУП "Моссвет" установлен тариф на услуги
по передаче электрической энергии по сетям города Москвы на 2014 год.
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О
защите конкуренции" под товарным рынком понимается сфера обращения
товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или
иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или
взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических)
исходя из экономической, технической или иной возможности либо
целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность
либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных
монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере
деятельности субъектов естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" доминирующим признается положение
хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном
рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ГУП "Моссвет" занимает доминирующее положение на
рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах
присоединенной сети.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004
N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по
передаче электрической энергии и оказания этих услуг, таким образом, Правила
недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и
оказания этих услуг, являются составной частью антимонопольного
законодательства.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской
Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил
недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и
оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по
оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих
услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора
торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил
технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей
электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а
также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым
организациям и иным лицам, к электрическим сетям", на антимонопольный
орган возложен контроль за соблюдением правил недискриминационного
Идентификатор
4
доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-
диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора
торговой системы, в территориальных границах города Москвы.
Согласно статье 26 Федерального закона Российской Федерации от
26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", технологическое присоединение к
объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств
потребителей электрической энергии, объектов по производствуэлектрической
энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым
организациям и инымлицам, осуществляется в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
ООО "Вечерний силуэт" является юридическим лицом,
осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного
единственным участником (Решение от 30.10.2009 N 4). Внесено в Единый
государственный реестр юридических лиц за основным
государственнымрегистрационнымномером 1037739694431, с присвоением
ИНН/КПП 7725065671/770501001.
ООО "Вечерний силуэт" на праве собственности владеет нежилым
помещением площадью 183,3 кв.м., расположенным по адресу: г. Москва, пл.
Таганская, д. 88, стр. 4 (далее - Объект), что подтверждается свидетельством о
государственной регистрации права от 16.11.2007 N 333917 серия 77АД.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств Объекта
ООО "Вечерний силуэт" к электрическим сетям ОАО "МОЭСК" опосредовано
через сети ГУП "Моссвет", подтверждается разрешением от 06.09.2010 N И-
10-00-916317/104, выданным ОАО "МОЭСК". Согласно указанному
разрешению установленная мощность энергопринимающих устройств объекта
ООО "Вечерний силуэт" составляет 80 кВт. Присоединение осуществляется на
напряжение 0,38 кВ от сети вводного устройства ГУП "Моссвет", 6,3 кВ от ТП
N 181 (ГУП "Моссвет"), 6,3 кВ РТП N 2402 (ГУП "Моссвет"), 6,3 кВ от ЦП
N 179 (Черкизово), 32 (Измайлово), в счет мощности по разрешению N КС-
418-17-3р/19756 от 05.11.2003, выданному СГУП "Мосгорсвет"
(правопреемник ГУП "Моссвет") (вх. от 02.03.2015 N 6673, от 18.11.2014
N 44260).
По смыслу Правил технологического присоединения документами
подтверждающими надлежащее технологическое присоединения являются акт
разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт
разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об
осуществлении технологического присоединения.
Московским управлением Федеральной службы по экологическому,
Идентификатор
5
технологическому и атомному надзору 16.09.2010 ООО "Вечерний силуэт" на
основании разрешения от 06.09.2010 N И-10-00-916317/104 и акта
разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной
ответственности электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В от
09.09.2010 выданы акт осмотра электроустановки N 2.2/680/604-0 и разрешение
на допуск в эксплуатацию электроустановки N 2.2/680/604-р (вх. от 02.03.2015
N 6673, от 18.11.2014 N 44260).
На основании разрешения от 06.09.2010 N И-10-00-916317/104 между
ООО "Вечерний силуэт" и Ответчиком подписан акт разграничения балансовой
принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и
сооружений напряжением до 1000 В от 09.09.2010, согласно которому
электроснабжение Объекта ООО "Вечерний силуэт" осуществляется от ТП
N 181.
Согласно перечню объектов имущества, передаваемых в хозяйственное
ведение ГУП "Моссвет" по состоянию на 31.10.2003, утвержденному
Департаментом топливно-энергетического хозяйства, а также акту о приеме-
передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) от 31.10.2003
N 5-А, ТП N 181 передана ГУП "Моссвет" (от 18.11.2014 N 44260).
Таким образом, можно сделать вывод об опосредованном присоединении
энергопринимающих устройств Объекта ООО "Вечерний силуэт" к
электрическим сетям ОАО "МОЭСК".
Разрешение от 06.09.2010 N И-10-00-916317/104 было выдано на
основании соглашения о перераспределении мощности между ГУП "Моссвет"
и ООО "Вечерний силуэт" от 10.08.2010 и соглашения об опосредованном
присоединении при заключении соглашения о перераспределении части
присоединенной мощности от 10.08.2010, подписанных между ООО "Вечерний
силуэт" и ГУП "Моссвет" (вх. от 02.03.2015 N 6673, от 18.11.2014 N 44260, от
29.04.2015 N 14764).
Перераспределение максимальной мощности между юридическими
лицами является одним из случаев технологического присоединения и
предусмотрено разделом IV Правил технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 34 Правил технологического присоединения
перераспределение мощности осуществляется на основании оформленного в
соответствии с Правилами технологического присоединения Соглашения лица,
присоединенную мощность которого планируется перераспределить, и лица, в
пользу которого планируется перераспределение.
На основании акта разграничения балансовой принадлежности и
эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений
Идентификатор
6
напряжением до 1000 В, подписанного между ГУП "Моссвет" и
ООО "Вечерний силуэт", 14.10.2011 между Ответчиком и Заинтересованным
лицом заключен договор на потребление электрической энергии от сетей
ГУП "Моссвет" N Э-1112-ОГЭ (далее - Договор энергоснабжения) (вх. от
02.03.2015 N 6673, от 18.11.2014 N 44260).
Согласно пункту 1.2 Договора энергоснабжения электроснабжение
осуществляется от электрических сетей ГУП "Моссвет" согласно акту по
разграничению балансовой принадлежности и ответственности за
эксплуатацию электроустановок между поставщиком и Потребителем
(ООО "Вечерний силуэт"), являющимся неотъемлемой частью указанного
договора (вх. от 02.03.2015 N 6673, от 18.11.2014 N 44260).
Исходя из документов, представленных ГУП "Моссвет" и
ООО "Вечерний силуэт", а именно счетов, выставленных ГУП "Моссвет" в
адрес ООО "Вечерний силуэт" за потребленную Объектом электрическую
энергию, потребление электрической энергии в период до 01.10.2014
производилось (вх. от 10.06.2015 N 19987, от 10.06.2015 N 19950).
По смыслу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации,
подача потребителю электрической энергии невозможна без наличия
присоединенной электрической сети.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003
N35-ФЗ "Об электроэнергетике", запрещается ограничение режима
потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении
потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате
электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные
законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Согласно имеющимся в материалах дела платежным документам,
обязательства по оплате электрической энергии исполнялись Заинтересованным
лицом (платежные поручения, акты сверки расчетов за 2011, 2012, 2013, 2014
г.г.) (вх. от 10.06.2015 N 19950, от 10.06.2015 N 19987).
Вместе с тем, согласно письменным пояснениям ООО "Вечерний силуэт"
Ответчик прекратил поставку электрической энергии на Объект 01.10.2014 и
демонтировал сеть вплоть до вводного устройства ООО "Вечерний силуэт". От
составления акта об отключении ГУП "Моссвет" отказалось (вх. от 15.10.2014
N 39071, от 02.03.2015 N 6673).
Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления
электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 04 мая 2012 г. N 442 (далее - Правила ограничения),
устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением
Идентификатор
7
полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической
энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками
оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в
том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое
предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности)
потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии
(мощности).
По смыслу указанных Правил, инициаторами введения полного и (или)
частичного ограничения режима потребления могут быть: гарантирующий
поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), сетевая
организация, организация коммерческой инфраструктуры оптового рынка,
орган государственного энергетического надзора.
Согласно пункту 15 Правил ограничения, введение ограничения режима
потребления в связи наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и
третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 Правил
ограниченияосуществляется в следующем порядке:
а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о
планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается
инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее
инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается
потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым
отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не
предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки)
электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче
электрической энергии) с указанием:
размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и
(или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых
является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии
потребителям;
даты предполагаемого введения частичного ограничения режима
потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня
получения уведомления потребителем;
даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в
случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в
указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;
б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении
задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о
планируемом введении ограничения режима потребления:
Идентификатор
8
введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с
пунктом 9 или пунктом 11 Правил ограничения на указанный в уведомлении
срок;
введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней
со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3
дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного
ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения
невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты
составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения
невозможно по причине, указанной в пункте 11 Правил ограничения).
Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима
потребления не направляется;
в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при
введении ограничения режима потребления и определенных договором
энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии
(мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
Документов, подтверждающих осуществление ГУП "Моссвет" действий,
предусмотренных пунктом 15 Правил ограничения, при введение ограничения
режима потребления электрической энергии Объектом, в Московское УФАС
России не представлено.
Таким образом, действия ГУП "Моссвет" по ограничению режима
потребления электрической энергии Объектом ООО "Вечерний силуэт"
совершены в нарушение требований пункта 15 Правил ограничения.
Как следует из письменных пояснений ГУП "Моссвет" (вх. от 18.11.2014
N 44260) введение ограничение режима потребления электрической энергии
Ответчиком не вводилось.
Ограничение режима потребления электрической энергии со стороны
ГУП "Моссвет" в отношении энергопринимающих устройств объектов
ООО "Вечерний силуэт", при наличии технологического присоединения,
договора энергоснабжения и при отсутствии задолженности по оплате
электрической энергии, противоречит нормам законодательства Российской
Федерации в сфере электроэнергетики.
Ссылка Ответчика на пункт 1.3 Договора энергоснабжения, согласно
которому электроснабжение осуществлялось от сетей ГУП "Моссвет" в
пределах установленной мощности 80,0 кВт и единовременной мощности 80,0
кВт, выделенной временно в счет мощности ГУП "Моссвет" на срок действия
Договора энергоснабжения, не может быть принята Комиссией, поскольку
правила ограничения электрической энергии, установлены специальными
Идентификатор
9
нормативными правовыми актами (вх. от 18.11.2014 N 44260).
Кроме того, в своих письменных пояснениях ГУП "Моссвет" ссылается
на то, что ТП 181 выведена из эксплуатации, в связи с ее реконструкцией (акт о
ликвидации основных средств от 31.08.2011) и энергоснабжение Объекта
ООО "Вечерний силуэт" осуществляется от временной КТПН, находящейся на
балансе третьего лица (ООО "Инженерные коммуникации стоун") (вх. от
18.11.2014 N 44260, от 28.04.2015 N 14554).
Вместе с тем, согласно разрешению от 06.09.2010 N И-10-00-916317/104,
акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной
ответственности электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В от
09.09.2010 и Договору энергоснабжения электроснабжение ООО "Вечерний
силуэт" осуществляется ТП N 181.
Таким образом, исходя из надлежащего технологического присоединения
Объекта ООО "Вечерний силуэт", на Ответчика возложена обязанность по
обеспечению ООО "Вечерний силуэт" возможности энергоснабжения Объекта.
Согласно пунктам 3, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам
по передаче электрической энергии и оказания этих услуг,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
27.12.2004 N 861, недискриминационный доступ к услугам по передаче
электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий
предоставления указанных услуг их потребителям независимо от
организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом,
оказывающим эти услуги, собственники и иные законные владельцы объектов
электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к
электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство
потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты
электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Действия ГУП "Моссвет" по ограничению режима потребления объектом
ООО "Вечерний силуэт", расположенным по адресу: г. Москва, Таганская пл.,
д. 88, стр. 4, электрической энергии ущемляют интересы ООО "Вечерний
силуэт" ввиду невозможности использования указанного объекта по
назначению.
На основании изложенного, Комиссией сделан вывод о нарушении
ГУП "Моссвет" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в злоупотреблении
доминирующим положением на рынке передачи электрической энергии, в
границах своих сетей на территории города Москвы, путем незаконного
ограничения режима потребления электрической энергии на объект
Идентификатор
10
ООО "Вечерний силуэт", что повлекло за собой ущемление интересов
ООО "Вечерний силуэт".
Действия ГУП "Моссвет" по препятствованию энергоснабжения
объектов ООО "Вечерний силуэт", расположенных по адресу: г. Москва,
Таганская пл., д. 88, стр. 4, ущемляют интересы ООО "Вечерний силуэт" ввиду
невозможности использования указанного объекта по назначению.
На основании изложенного, Комиссией сделан вывод о нарушении
ГУП "Моссвет" пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по
передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861
путем препятствования перетоку электрической энергии через объекты
электросетевого хозяйства ГУП "Моссвет" на энергопринимающие устройства
объекта ООО "Вечерний силуэт", расположенного по адресу: г. Москва,
Таганская пл., д. 88, стр. 4, что повлекло за собой ущемление интересов
ООО "Вечерний силуэт".
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об
электроэнергетике", услуги по передаче электрической энергии являются
комплексом организационно и технологически связанных действий, в том числе
по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу
электрической энергии через технические устройства электрических сетей в
соответствии с обязательными требованиями.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 26.03.2003
N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" деятельность по оказанию услуг по передаче
электрической энергии, осуществляемая организацией по управлению единой
национальной (общероссийской) электрической сетью, а также указанная
деятельность собственников или иных законных владельцев объектов
электросетевого хозяйства, входящих в состав единой национальной
(общероссийской) электрической сети, осуществляется в условиях
естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о
естественных монополиях, Федеральным законом об электроэнергетике и
иными федеральными законами.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим
сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с
методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом
исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно Перечню продукции производственно-технического
назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые
государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской
Идентификатор
11
Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и
федеральные органы исполнительной власти, утвержденному постановлением
Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239, услуги по
передаче электрической энергии по сетям относятся к регулируемым видам
деятельности.
Согласно пункту 1.1 постановления Правительства Москвы от 12.12.2006
N963-ПП "Об утверждении Положения о Региональной энергетической
комиссии города Москвы" РЭК Москвы является органом исполнительной
власти города Москвы, осуществляющим государственное регулирование
тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих
регулируемую деятельность на территории города Москвы, в том числе,
согласно пункту 6.1.2 Постановления устанавливать цены (тарифы) на услуги
по передаче электрической энергии.
В административных границах Москвы РЭК Москвы устанавливает
размер платы за технологическое присоединение, а также единые в Москве
тарифы на передачу электрической энергии.
Постановлением РЭК Москвы от 21.12.2012 N 391 ГУП "Моссвет"
установлен единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической
энергии по сетям города Москвы в 2013 году.
Постановлением РЭК Москвы от 20.12.2013 N 419-ээ ГУП "Моссвет"
установлен единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической
энергии по сетям города Москвы на 2014 год.
Согласно типовой форме договоров на потребление электрической
энергии от сетей ГУП "Моссвет" (далее - Типовой договор), ГУП "Моссвет"
(далее - Поставщик) передает, а Потребитель потребляет на границе
балансовой принадлежности электрическую энергию для снабжения
электроустановки (-ок) Потребителя. Поставщик подает Потребителю
электрическую энергию в пределах установленной мощности, выделенной
временно в счет мощности Поставщика в режиме работы установок наружного
освещения на срок действия указанного договора.
В материалы дела ГУП "Моссвет" представлены договоры (в том числе
договоры NNЭ-1074-ОГЭ, Э-0371-ОГЭ, Э-0555-ОГЭ) на потребление
электрической энергии от сетей ГУП "Моссвет", заключенные между
ГУП "Моссвет" и Потребителями, содержащие указанные положения (вх. от
08.04.2015 N 11734).
Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях
функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и
Идентификатор
12
признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике""
(далее - Особенности функционирования электроэнергетики) устанавливаются,
что с 1 апреля 2006 года юридическим лицам, индивидуальным
предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой
зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче
электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в
электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже
электрической энергии.
В целях реализации указанных требований с 1 апреля 2006 не
допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином
предусмотренном федеральными законами основании имущество,
непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче
электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в
электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при
осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической
энергии.
Материалами дела подтверждается, что Ответчик на праве
хозяйственного ведения владел имуществом, необходимым для передачи
электрической энергии, и осуществлял данный вид деятельности, что
подтверждается договором оказания услуг по передаче электрической энергии
N 66-332, заключенным между ОАО "Мосэнергосбыт" и ГУП "Моссвет"
04.06.2012 (вх. от 18.11.2014 N 44260, от 10.10.2014 N 38292).
Согласно Типовому договору на потребление электрической энергии от
сетей ГУП "Моссвет" ГУП "Моссвет" осуществляет продажу электрической
энергии Потребителям. Цена по указанному договору определяется как сумма
нерегулируемой цены электрической энергии ОАО "Мосэнергосбыт" и тарифа
на услуги по ее передаче (установленного Постановлением РЭК Москвы) для
ГУП "Моссвет".
По смыслу Правил ограничения нерегулируемая цена устанавливается
при продаже электрической энергии (мощности).
Исходя из материалов дела, цены (тарифы) на электрическую энергию
ГУП "Моссвет" не установлены.
Вместе с тем, при расчетах по договорам на потребление электрической
энергии от сетей ГУП "Моссвет" Ответчик взимал цену (тариф) на
электрическую энергию, установленную ОАО "Мосэнергосбыт" для расчетов с
потребителями электрической энергии (вх. от 29.06.2015 N 22381).
По смыслу Закона об электроэнергетике и Правил технологического
Идентификатор
13
присоединения взимание сетевой организацией иной платы кроме
установленного тарифа на передачу электрической энергии и платы за
технологическое присоединение, не предусмотрено.
Таким образом, взимание ГУП "Моссвет" с потребителей цены (тарифа)
не установленной регулирующим органом является нарушением установленного
нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по
передаче электрической энергии.
Положения статьи 6 Особенностей функционирования электроэнергетики
запрещают совмещение любого естественно-монопольного вида деятельности
(деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-
диспетчерскому управлению) с любым конкурентным видом деятельности в
электроэнергетике (деятельность по производству и (или) купле-продаже
электрической энергии).
Таким образом, запрещается совмещение деятельности по купле-продаже
(конкурентного вида) и передаче, электрической энергии (естественно-
монопольного вида).
Исходя из положения договора на потребление электрической энергии от
сетей ГУП "Моссвет", а также договора оказания услуг по передаче
электрической энергии N 66-332 следует, что ГУП "Моссвет" совмещает
деятельность по купле-продаже электрической энергии и деятельность по
передаче электрической энергии.
Совмещение ГУП "Моссвет" деятельности по передаче электрической
энергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии противоречат
Особенностям функционирования электроэнергетики.
Требования статьи 6 Особенностей функционирования электроэнергетики
не распространяются в том числе на хозяйствующие субъекты,
осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии и (или)
оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике исключительно
для удовлетворения собственных производственных нужд.
В своих письменных пояснениях от 21.01.2015 N б/н (вх. от 22.01.2015
N 1441) ГУП "Моссвет" со ссылкой на пункт 4Положения об особенностях
функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в
области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных
производственных нужд, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 06.06.2006 N 355, утверждает, что Ответчик не
совмещает деятельность по передаче электрической энергии с деятельностью
по купле-продаже электрической энергии. В обоснование указанного довода
Ответчик ссылается на баланс электрической энергии по сетям ВН, СН1, СН2 и
Идентификатор
14
НН на 2014 год, согласно которому годовой объем передаваемой электрической
энергии собственникам потребителем и потребителям других энергосбытов
составляет 68,2 млн. кВт.ч (36,4 млн. кВт субабоненты ГУП "Моссвет" и 31,7
млн. кВт.ч. субабоненты ОАО "Мосэнергосбыт") при объеме собственного
потребления 400,0 млн. кВт.
В соответствии со статьей 6 Особенностей функционирования
электроэнергетики постановлением Правительства Российской Федерации от
06.06.2006 N 355 утверждены Положения об особенностях функционирования
хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области
электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных
производственных нужд (далее - Положения).
Указанным Положением устанавливаются особенности
функционирования, при соблюдении которых требования статьи 6
Особенностей функционирования электроэнергетики не распространяются на
хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по производству,
передаче и купле-продаже электрической энергии с использованием
принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании
электрических станций и иных объектов электроэнергетики, непосредственно
связанных между собой и (или) с принадлежащими этим субъектам
энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения
собственных производственных нужд.
Пункт 4 Положения устанавливает требования согласно которым объем
электрической энергии, ежемесячно передаваемой по принадлежащим
хозяйствующему субъекту электрическим сетям другим лицам, не превышает
объем ежемесячного потребления хозяйствующим субъектом электрической
энергии для удовлетворения собственных производственных нужд.
Однако, исходя из пункта 9 Положения, деятельность по производству,
передаче и купле-продаже электрической энергии с использованием объектов
электроэнергетики, по отношению к которым хозяйствующий субъект не
соблюдает особенности функционирования, применима при исполнении
требований, предусмотренных пунктами 2 - 8 Положения.
Исходя из пункта 2.1 Устава целями создания ГУП "Моссвет" являются
выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для выполнения
городских социально-экономических заказов, удовлетворение общественных
потребностей и получение прибыли.
Деятельность ГУП "Моссвет" служит обеспечению эффективного
функционирования и развития единой системы действующего наружного
электрического освещения города Москвы и электроснабжения отдельных
Идентификатор
15
потребителей.
Исходя из положений Устава, документов, представленных
ГУП "Моссвет" (перечень объектов имущества, передаваемых в хозяйственное
ведение ГУП "Моссвет" по состоянию на 31.10.2003, утвержденному
Департаментом топливно-энергетического хозяйства, а также акту о приеме-
передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) от 31.10.2003
N 5-А) (вх. от 18.11.2014 N 44260, от 10.10.2014 N 38292), а также пункта 2.8
РД 34.09.101-94. Типовая инструкция по учету электроэнергии при ее
производстве, передаче и распределении, утвержденной Минтопэнерго
Российской Федерации 02.09.1994), Правил учета электрической энергии
утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 19.09.1996, Минстроем
Российской Федерации от 26.09.1996, можно сделать вывод о том, что
деятельность ГУП "Моссвет" не связана с производством электрической
энергии, а направлена на передачу приобретенной электрической энергии для
наружного электрического освещения города Москвы и электроснабжения
отдельных потребителей.
Таким образом, Положения в данном случае не применимы, довод
Ответчика со ссылкой на пункт 4 Положения не может быть принят во
внимание, как противоречащий положению статьи 6 Особенностей
функционирования электроэнергетики, в части исключений по совмещению
деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по купле-
продаже электрической энергии.
Исходя из Особенностей функционирования, Положения, постановлений
РЭК Москвы, а также в соответствии с представленными в адрес Московского
УФАС России договорами на потребление электрической энергии от сетей
ГУП "Моссвет", договором оказания услуг по передаче электрической энергии
ГУП "Моссвет" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии
по своим сетям, а также деятельность по купле-продаже электрической энергии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ГУП "Моссвет"
совмещает деятельность по передаче электрической энергии с деятельностью по
купле-продаже электрической энергии.
На основании изложенного Комиссией сделан вывод о нарушении
ГУП "Моссвет" статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об
особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006
Идентификатор
16
года N135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие)
занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом
которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение
конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании изложенного, Комиссией сделан вывод о нарушении
ГУП "Моссвет" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в нарушении порядка
ценообразования при энергоснабжении потребителей.
Статьей 6 Особенностей функционирования электроэнергетики (абзацем
9) установлено, что юридические лица - хозяйствующие субъекты, не
обеспечившие выполнения установленных указанной статьей требований в
указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме
разделения или выделения) по решению уполномоченного Правительством
Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в
установленный им срок в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
В пункте 10 Правил осуществления контроля за соблюдением
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на
совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-
диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по
производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменения
в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г.
N 331, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 27.10.2006 N 628 указано, что антимонопольный орган выносит решение о
принудительной реорганизации юридического лица (в форме разделения или
выделения), в том числе в случае, если хозяйствующий субъект не соблюдает
запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и
оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью
по производству и купле-продаже электрической энергии.
Согласно письменным пояснениям РЭК Москвы (вх. от 10.02.2015
N 4009) тариф на передачу электрической энергии по сетям ГУП "Моссвет" на
2015 г.г. не установлен.
Между ГУП "Моссвет" и ОАО "ОЭК" 01.12.2014 заключен договор
аренды движимого имущества N 1-ОЭК/14. Предметом указанного договора
является предоставление ГУП "Моссвет" (Арендодатель") ОАО "ОЭК"
(Арендатор) в аренду (во временное владение и пользование) электросетевого и
иного движимого имущества, используемого в деятельности в том числе по
Идентификатор
17
передаче, учету и распределению электрической энергии, указанное в
Приложении N 1 к указанному договору, для оказания в том числе услуг по
передаче электрической энергии и технологическому присоединению к
электрической сети.
В соответствии с пунктом 1.2 Договора N 1-ОЭК/14 имущество считается
переданным с момента подписания акта приема-передачи.
01.01.2015 между ОАО "ОЭК" и ГУП "Моссвет" подписан акт приема-
передачи движимого имущества, согласно которому объекты электросетевого
хозяйства ГУП "Моссвет" переданы ОАО "ОЭК" (вх. от 10.07.2015 N 24432).
Таким образом, на дату вынесения указанного решения ГУП "Моссвет"
прекратило нарушение статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ
"Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период
и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об
электроэнергетике"", а также пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона
от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в
злоупотреблении доминирующим положением на рынке передачи
электрической энергии, в границах своих сетей на территории города Москвы.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1
статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите
конкуренции", решила:
1. Установить в действиях ГУП "Моссвет"факт нарушения статьи 6
Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях
функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"".
2. Установить в действиях ГУП "Моссвет"факт нарушения части 1
статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите
конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением
на рынке передачи электрической энергии, в границах своих сетей на
территории города Москвы, путем незаконного ограничения режима
потребления электрической энергии на объекты ООО "Вечерний силуэт", что
повлекло за собой ущемление интересов ООО "Вечерний силуэт".
Идентификатор
18
3. Установить в действиях ГУП "Моссвет" факт нарушения пункта 10
части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите
конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением
на рынке передачи электрической энергии, в границах своих сетей на
территории города Москвы, путем нарушения порядка ценообразования, при
энергоснабжении потребителям.
4. Установить в действиях ГУП "Моссвет" факт нарушения пункта 6
Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической
энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, выразившегося в препятствовании
перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства
ГУП "Моссвет" на энергопринимающие устройства объекта ООО "Вечерний
силуэт", что повлекло за собой ущемление интересов ООО "Вечерний силуэт".
5. Выдать ГУП "Моссвет" предписание о прекращении нарушения
антимонопольного законодательства.
Председатель комиссии (.)
Члены комиссии: (.)
(.)
(.)
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в
арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения
антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях установлена административная ответственность.
(.)
(.)
Идентификатор
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве N 1-10-1883/77-14 (опубликовано 28 июля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016