Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 20 ноября 2013 г. N 06-10.1/114-2013
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 06-10.1/114-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ОМСК" (далее - ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ОМСК") в журнале "Теленеделя для всей семьи. Омск" N 44 (374) от 29.10.2013 рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 11 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ОМСК" (ОГРН 10265504052008, ИНН 5504115867, местонахождение: пр. Комарова, д. 11, корпус 1, г. Омск, 644112) - директора по рекламе <_> установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлены факты распространения в журнале "Теленеделя для всей семьи. Омск" N 44 (374) от 29.10.2013 рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
1. Части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе телеканала "Пятница": "Пятница! Будем хохотаца! Последнее живое телевидение".
Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 части 1 статьи 3 Федерального закона N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Закона о государственном языке при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
Таким образом, Федеральные законы "О рекламе" и "О государственном языке Российской Федерации" содержат требования, предъявляемые к использованию русского языка при размещении рекламы.
Под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах использования русского языка как государственного языка Российской Федерации.
В соответствии со структурой языка различаются орфоэпические, лексические, грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические), орфографические, пунктуационные нормы. Все эти нормы важны для обеспечения функционирования русского языка как государственного.
Орфографические нормы - это правила написания слов, которые закреплены в орфографических словарях, учебных пособиях по русскому языку.
В русском языке существует слово "хохотать", являющееся неопределенной формой глагола несовершенного вида. Слово "хохотаца", содержащееся в указанной рекламе, отсутствует в русском литературном языке.
Таким образом, использование указанного слова в рекламе противоречит нормам русского языка, что является недопустимым, и свидетельствует о нарушении требований части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
На странице 75 в рубрике "Финансы и кредит" размещалась реклама услуг по предоставлению займов, ссуд, в которой отсутствовала информация о лицах, оказывающих данные финансовые услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с привлечением и использованием средств юридических и физических лиц (в том числе займы, ссуды), является финансовой услугой независимо от регистрации таких субъектов в качестве финансовой организации и наличия у них соответствующей лицензии.
Информация о лицах, предусмотренная частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", содержалась не во всех рекламных объявлениях рубрики "Финансы и кредит".
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно выходным данным, издателем журнала "Теленеделя для всей семьи. Омск" является ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ОМСК", которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Статьей 38 Федерального закона "О рекламе" дифференцирована ответственность рекламодателя, рекламораспространителя, рекламопроизводителя за нарушение требований законодательства Российской Федерации "О рекламе".
В силу части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Вместе с тем указанная статья не возлагает на субъектов рекламной деятельности (рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель) ответственность за нарушение требований части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", что делает невозможным привлечение ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ОМСК" к ответственности за нарушение вышеупомянутой нормы.
При этом нарушение законодательства о рекламе может быть устранено посредством действий, направленных на его устранение любым субъектом рекламной деятельности.
Таким образом, ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ОМСК" как рекламораспространитель может прекратить распространение ненадлежащей рекламы.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу телеканала "Пятница": "Пятница! Будем хохотаца! Последнее живое телевидение", а также рекламу услуг по предоставлению займов, ссуд в рубрике "Финансы и кредит", распространенную ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ОМСК" в журнале "Теленеделя для всей семьи. Омск" N 44 (374) от 29.10.2013, поскольку при ее распространении были нарушены требования части 11 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ОМСК" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении директора по рекламе ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ОМСК" Терещук Юлии Юрьевны по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Решение изготовлено в полном объеме 20 ноября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу N 06-10.1/114/1-2013
20 ноября 2013 года
город Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 20.11.2013 по делу N 06-10.1/114-2013 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ОМСК" в журнале "Теленеделя для всей семьи. Омск" N 44 (374) от 29.10.2013, нарушающей требования части 11 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ОМСК" (ОГРН 10265504052008, ИНН 5504115867, местонахождение: пр. Комарова, д. 11, корпус 1, г. Омск, 644112) в срок до 29 ноября 2013 года прекратить нарушение требований части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно: при распространении рекламы телеканала "Пятница" не допускать использования слов, не соответствующих нормам современного русского литературного языка.
2. ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ОМСК" представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 03 декабря 2013 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу N 06-10.1/114/2-2013
20 ноября 2013 года
город Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 20.11.2013 по делу N 06-10.1/114-2013 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ОМСК" в журнале "Теленеделя для всей семьи. Омск" N 44 (374) от 29.10.2013, нарушающей требования части 11 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ОМСК" (ОГРН 10265504052008, ИНН 5504115867, местонахождение: пр. Комарова, д. 11, корпус 1, г. Омск, 644112) в срок до 29 ноября 2013 года прекратить нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", а именно: в рекламе услуг по предоставлению займов, ссуд в рубрике "Финансы и кредит" указывать наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги (для юридического лица - наименование, включающее, в том числе его организационно-правовую форму; для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
2. ООО "ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ОМСК" представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 03 декабря 2013 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 20 ноября 2013 г. N 06-10.1/114-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016