Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 566-10-10 (опубликовано 14 декабря 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 29 апреля 2011 года. В полном объеме решение изготовлено 16 мая 2011 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии - Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти; Капсудин Е.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти рассмотрела дело N 566-10-10, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" (660111, г. Красноярск, ул.Пограничников, 42) (далее - ООО "КраМЗ - ТЕЛЕКОМ") по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") в рамках рассмотрения заявления (исх.N187 от 17.11.2010, вх. N16484 от 17.11.2010) открытого акционерного общества "Восточно - Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (ул. 78 Добровольческой бригады, 2 "а", г.Красноярск, 660077) (далее -ОАО "В-Сибпромтранс")
при участии в заседании Комиссии представителей:
Ответчика - <_> по доверенности N34 от 18.04.2011;
Заявителя - <_> по доверенности N15 от 13.01.2011, <_> по доверенности N6 от 12.01.2011;
открытого акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания ТГК -13" (ул. Бограда, 144 "а", г.Красноярск, 660021) (далее - ОАО "ЕТГК-13") - <_> по доверенности N449 от 08.10.2010;
открытого акционерного общества "РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод" (далее- ОАО "РУСАЛ Красноярск" -<_>
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ул. Новая Басманная, 2, г.Москва, 107144) (далее - ОАО "РЖД") - <_> по доверенности от 27.10.2009;
в отсутствии представителей общества с ограниченной ответственностью "КраМЗЭнерго" (ул. Пограничников, 42, стр. 36, г.Красноярск, 660111) (далее-ООО "КраМЗЭнерго"), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (660021, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 114) (далее - Управление Росреестра), уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела N566-10-10.
Комиссия установила:
8 ноября 2011 года в адрес Красноярского УФАС России поступило уведомление (исх. NРУ-01/647 от 02.11.2010, вх. N15872 от 08.11.2010) ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" о закрытии железнодорожного подъездного пути необщего пользования, принадлежащего ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ".
Из уведомления и приложенных к нему документов следует, что ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" принадлежит на праве собственности путь подъездной протяженностью 1000 п.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, 42.
Ранее ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" передавало вышеназванный подъездной путь в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Красноярский металлургический завод" (далее- ООО "КраМЗ"), так как последнее оказывало услуги по транспортировке грузов ООО "КраМЗЭнерго" в соответствии с заключенным договором.
В настоящее время договор оказания услуг по транспортировке грузов между ООО "КраМЗ" и ООО "КраМЗЭнерго" расторгнут по инициативе последнего. В Услуги по транспортировке грузов ООО "КраМЗЭнерго" оказывает открытое акционерное общество "Восточно-Сибирского промышленного транспорта" (далее - ОАО "В-Сибпромтранс"). Для оказания вышеназванных услуг путь необщего пользования, принадлежащий ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ", используется ОАО "В-Сибпромтранс" без согласия собственника.
ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" и ООО "КраМЗ" (как единственный участник ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ") в письменном виде неоднократно сообщали ОАО "В-Сибпромтранс" о недопустимости сложившейся ситуации, направляли копию свидетельства о регистрации права собственности и выписку из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также проект договора аренды подъездного железнодорожного пути.
Боле того, ОАО "В-Сибпромтранс" предупреждалось, что в случае отказа от заключения договора аренды, ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" будет вынуждено закрыть подъездной железнодорожный путь в связи с экономической нецелесообразностью содержания пути и для предотвращения необоснованных убытков общества.
Однако ОАО "В-Сибпромтранс" уклоняется от заключения договора, продолжая, тем не менее, эксплуатировать подъездной железнодорожный путь, принадлежащий ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ", в связи с чем ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" уведомило Управление и ОАО "В-Сибпромтранс" о закрытии подъездного железнодорожного пути, поскольку содержать данный путь, осуществлять его техническое обслуживание, капитальный ремонт без необходимости собственной эксплуатации, но при фактической эксплуатации организациями, уклоняющимися от оплаты пользования, экономически невыгодно и приводит к убыткам, недопустимым в деятельности любого хозяйствующего субъекта.
17 ноября 2010 года в адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Заявителя (исх. N187 от 17.11.2010, вх. N16484 от 17.11.2010), согласно которому ОАО "В-Сибпромтранс", являющийся владельцем путей необщего пользования, примыкающих к ст.Красноярск-Северный Красноярской железной дороги-филиала ОАО "РЖД", осуществляет транспортное обслуживание организаций и предприятий данного промышленного узла. В числе обслуживаемых организаций (контрагентов) такие социально-значимые, как Красноярская ТЭЦ-3 -филиал ОАО "ЕТГК-13", ООО "КраМЗЭнерго", от бесперебойного функционирования которых напрямую зависит жизнедеятельность города.
Для подачи в адрес данных контрагентов вагонов (основной груз - уголь) и для выполнения краевой программы по северному завозу грузов используются железнодорожные пути собственности ОАО "В-Сибпромтранс", а также отрезок железнодорожного пути протяженностью 1000 п.м на участке железнодорожного пути ст. Коркино - парк Входная, о праве собственности на который заявляют сразу 2 юридических лица, а именно - ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" и ОАО "РУСАЛ Красноярск".
2 ноября 2010 в адрес ОАО "В-Сибпромтранс" поступило уведомление от ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ", в котором оно сообщает о своем намерении через 15 дней с даты уведомления закрыть вышеуказанный участок железнодорожного пути и прекратить движение груженых и порожних вагонов - в связи с экономической нецелесообразностью и отсутствием финансовой возможности его дальнейшего содержания.
Таким способом, ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ", по мнению ОАО "В-Сибпромтранс", пытается навязать последнему заключение возмездного договора на использование (аренды) данного участка железнодорожного пути.
Понимая всю важность проблемы, необходимость ее оперативного урегулирования, с целью предотвратить угрозу нормальному жизнеобеспечению города, избежать прекращения перевозок грузов (в том числе угля), особенно в зимний период, ОАО "В-Сибпромтранс", со своей стороны, готово взять на себя обязательства по содержанию указанного участка железнодорожного пути до того момента, когда заинтересованные организации разрешат между собой вопрос о праве собственности на железнодорожный путь.
При общем анализе информации, приложенной как к уведомлению ООО "КраМЗ-ЭНЕРГО", так и к обращению ОАО "В-Сибпромтранс" Красноярским УФАС России установлено, что в действиях ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции"
Учитывая наличие в вышеназванных действиях ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" признаков нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" приказом Красноярского УФАС России от 10.12.2010 N896 возбуждено настоящее дело.
Определением от 13 декабря 2010 года о назначении дела N566-10-10 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ", в качестве заявителя ОАО "В-Сибпромтранс", в качестве заинтересованных лиц ОАО "ЕТГК-13", ООО "КраМЗЭнерго", в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах Управление Росреестра, ОАО "РЖД", ОАО "РУСАЛ Красноярск".
Правомерность своих действий, связанных с направлением уведомления (исх. NРУ-01/647 от 02.11.2010, вх. N15872 от 08.11.2010) о закрытии железнодорожного подъездного пути необщего пользования ответчик обосновывает следующим:
- ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" экономически нецелесообразно содержать путь необщего пользования;
- ОАО "В-Сибпромтранс" отказывается заключать договор аренды подъездного железнодорожного пути.
Представитель ОАО "В-Сибпромтранс" не согласился с доводами ОАО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" и пояснил, что закрытие пути создаст реальную угрозу нормальному жизнеобеспечению города. ОАО "В-Сибпромтранс" готово взять на себя обязательства по содержанию указанного участка железнодорожного пути до того момента, когда ОАО "КраМЗ" и ОАО "РУСАЛ Красноярск" разрешат между собой вопрос о праве собственности на железнодорожный путь.
Представитель ОАО "ЕТГК-13" пояснил, что для производства тепловой энергии ОАО "ЕТГК-13" требуется топливо, уголь и мазут. Подача вагонов с топливом со ст. Красноярск -Северный Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" на железнодорожные пути парка Входная (выставочные пути) и уборка обратно порожних вагонов, производиться ОАО "В-Сибпромтранс", доставка топлива на станцию другим способом невозможна из-за технологии производства энергии и большого объема поставки топлива, спорный отрезок железнодорожного пути задействован в перевозочном процессе при доставке вагонов с топливом для ОАО "ЕТГК-13", ввиду чего его закрытие приведет к остановке работы станции и как следствие, к прекращению отпуска тепловой энергии потребителям, что создаст реальную угрозу нормальному жизнеобеспечению города.
При рассмотрении дела N566-10-10 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
ООО "КраМЗ - ТЕЛЕКОМ", зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц под регистрационным N1022402466998, в соответствии с Уставом, утвержденным решением Единственного участника ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" от 02.11.2009 обществом с ограниченной ответственностью "ТрейдКом", является юридическим лицом, действующим на основании Устава и законодательства Российской Федерации.
Статьей 4 Устава определено, что основной целью деятельности ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ", является извлечение прибыли, а основным видов деятельности, является деятельность в области телефонной связи, а одним из дополнительных видов сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества.
ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" имеет на праве собственности сооружение - подъездной железнодорожный путь, протяженностью 1000 м (от ПК 1 до ПК 10), кадастровый номер 24:00000000:0000:01:0397:000966, инвентарный номер (по бухгалтерскому учету) 000040, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Пограничников, 42, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11 июня 2003 за N24:01:21.2003:447 на основании Акта приема-передачи N1 от 18.02.2002 и Решения единственного участника ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" от 18.02.2002.
Вместе с тем, ОАО "РУСАЛ - Красноярск" имеет на праве собственности сооружение - железнодорожный подъездной путь, протяженностью 1564,07 м., (лит. N126) со стрелочным переводом N1 (53), кадастровый номер (по техническому паспорту) 25:50:000000:0000:08203:14:002, условный номер (по свидетельству о регистрации права) 24:50:000000:203:14:002, инвентарный номер (по бухгалтерскому учету) 220026, находящегося по адресу: Россия, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Пограничников, 40, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 декабря 2003 года за N24:01:129:2003:201 на основании плана приватизации от 25.09.1992. Указанный подъездной путь имеет в своем составе участок N1 (109 путь Перегон Коркино-Входная) от ПК 0 до ПК 15+64,07 со стрелочным переводом N1 (53).
Фактический участок N1 (109 путь перегон Коркино - Входная), принадлежащий ОАО "РУСАЛ - Красноярск", подъездной путь, принадлежащий ООО "КраМЗ - ТЕЛЕКОМ", являются одним и тем же участком подъездного ж/д пути необщего пользования перегона Коркино- Входная от маневрового светофора М1 до: ПК+15+64,07 протяженностью 1010 м. (по документам ОАО "РУСАЛ-Красноярск"); ПК 10 протяженностью 1000-м (по документам ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ"), имеющим двустороннее примыкание к путям необщего пользования, собственником которых является ОАО "В-Сибпромтранс".
В подтверждение содержания и обслуживания сооружения - подъездного железнодорожного пути, протяженностью 1000 м (от ПК 1 до ПК 10) Ответчиком представлено сообщение (исх. N342 от 23.11.2010) общества с ограниченной ответственностью "Атлант-93" из которого следует, что последним с ООО "КраМЗ" заключен договор N403 на текущее содержание железнодорожных путей ООО "КраМЗ" общей протяженностью 13,49 км. В том числе участок перегона ст. Коркино - ст. Входная от светофора М1 ПК0 до ПК 10 протяженностью 1 км, на котором в 2007 году проводился средний ремонт с заменой 50% материалов верхнего строения пути силами ООО "Атлант-93" и заключение (исх. N23 от 24.11.2010) ООО "Атлант-93", выданное ООО "КраМЗ" о том, что при осмотре участка пути ООО "КраМЗ" перегона ст. Коркино - ст. Входная от светофора М1 ПК0 до ПК 10 выявлено проведение ремонта в 2006-2008 годах 50% материалов верхнего строения пути, на общую сумму 3522744, 46 рублей.
ОАО "РУСАЛ Красноярск", как и Ответчик осуществляло содержание и обслуживание вышеназванного железнодорожного пути, что подтверждается договором подряда N3576С124 от 01.07.2010, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "Строительная путевая компания", актом выполненных работ N4 от 27.09.2010, справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 27.09.2010, счет-фактурой N00000014 от 27.09.2010, платежным поручением N10601 от 14.10.2010.
ОАО "В-Сибпромтранс", зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц под регистрационным N0122402649059, в соответствии с Уставом (новая редакция), утвержденным Общим собранием акционеров (протокол N17 от 09.07.2010), является юридическим лицом, действующим на основании Устава и законодательства Российской Федерации, создано путем преобразования Красноярского государственного предприятия "Промжелдортранс" Министерства путей и сообщений Союза Советских Социалистических Республик в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества".
Основной целью деятельности ОАО "В-Сибпромтранс", является извлечение прибыли, а одним из основных видов деятельности, является деятельность промышленного железнодорожного транспорта (транспортно-эксплуатационная деятельность на железнодорожном путях необщего пользования; перевозка грузов на железнодорожном транспорте, в том числе опасных; погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте, в том числе опасных грузов; а также выполнение других работ и оказание услуг, связанных с транспортным обслуживанием) (ст. 3 Устава).
Имеет на балансе подъездные пути Коркинского района, в состав которых входят: станция Коркино, парк Входная, парк Предпортовая.
В рамках реализации Уставных задач на условиях заключенных возмездных договоров ОАО "В-Сибпромтранс", через железнодорожный путь необщего ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" (кадастровый номер 24:00000000:0000:01:0397:000966), осуществляется подача и уборка вагонов Контрагентам, в частности:
- ОАО "ЕТГК-13" производит перевозку своим локомотивом грузов в вагонах и порожних вагонов от станции Красноярск-Северный Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" через станцию Коркино ОАО "В-Сибпромтранс" до приемо-сдаточных путей парка Входная ОАО "В-Сибпромтранс" и обратно от приемо-сдаточных путей парка Входная до станции Красноярск-Северный на условиях договора NД2005/0149 от 25 марта 2005 на транспортное обслуживание;
- ООО "КраМЗЭнерго" производит перевозку своим локомотивом грузов в вагонах и порожних вагонов от станции Красноярск-Северный Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" через станцию Коркино ОАО "В-Сибпромтранс" до парка Входная ОАО "В-Сибпромтранс" с дальнейшим выполнением маневровой работы, связанной с подачей вагонов от парка Входная ОАО "В-Сибпромтранс" до мест погрузки/выгрузки ООО "КраМЗЭнерго" и обратно с выполнением маневровой работы, связанной с уборкой вагонов с мест погрузки/ выгрузки ООО "КраМЗЭнерго" до парка Входная ОАО "В-Сибпромтранс" с дальнейшей перевозкой вагонов до станции Красноярск - Северный Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" на условиях договора NД2010/0057 от 26.02.2010 на транспортное обслуживание.
Предельные тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях Коркинским районом Красноярского Узла ОАО "В-Сибпромтранс" установлены Приказом министерства транспорта Красноярского края от 11.02.2011 N 5/20.
Из схемы Коркинского района, представленной в материалы дела, следует, что подача и уборка вагонов ООО "КраМЗЭнерго" и ОАО "ЕТГК-13" осуществляется через подъездные пути необщего пользования протяженностью 1000 п.м., расположенный по адресу: г.Красноярск, ул.Пограничников, 42 между станциями Коркино и Входная от ПК-1 через стрелку 53 до ПК-10, принадлежащий ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ".
Согласно акту б/н б/д раздела границ железнодорожных путей, подписанному уполномоченными представителями ОАО "В-Сибпромтранс" и ООО "КраМЗ" границей пути необщего пользования Заявителя, является предельный столбик стрелочного перевода N107 парка Входная и предельные столбики стрелочных переводов N108,110,112,114,116 ст. Коркино Заявителя.
В соответствии с актом раздела границ железнодорожных путей б/н от 04.12.2002, подписанному уполномоченными представителями ОАО "В-Сибпромтранс" и открытого акционерного общества "Красноярский алюминиевый завод" (в настоящее время ОАО "РУСАЛ Красноярск") границей пути необщего пользования Заявителя, является предельный столбик стрелочного перевода N32, стык рамного стрелочного перевода N19, ограничивающие пути NN7,9,11,13 ст. Коркино, принадлежащие ОАО "РУСАЛ Красноярск" парка Входная и предельные столбики стрелочных переводов N108,110,112,114,116 ст. Коркино Заявителя.
12 марта 2010 года ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" сообщило (исх. N52) ОАО "В-Сибпромтранс" о том, что Заявитель при транспортировке грузов некоторым организациям до ст. Коркино ОАО "В-Сибпромтранс" пользуется отрезком пути необщего пользования, принадлежащим ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ", ввиду чего предложило заключить договор о пользовании путями необщего пользования, принадлежащими ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" и что в случае отказа от заключения последнего или не получения ответа в течении 7-и дней вынуждено перекроет принадлежащий ему путь.
С аналогичным вышеназванному сообщению Ответчик 12 марта 2010 года обратился (исх. N51) к ООО "КраМЗЭнерго".
20 апреля 2010 года ООО "КраМЗ" уведомило (исх. N02/ДО/10-67) Заявителя о том, что в связи с передачей перевозки угля ООО "КраМЗЭнерго" Заявителю и не решением вопроса о собственности между ОАО "РУСАЛ Красноярск" и ООО "КраМЗЭнерго" на часть пути необщего пользования перегона "Коркино - Песчанка" от светофора М-1 до 10-го пикета, ООО "КраМЗ" снимает с себя ответственность за техническое содержание и обеспечение безопасности движения на вышеназванном пути.
В ответ на вышеназванное уведомление Заявитель сообщил (исх. N483 от 14.05.2010) ООО "КраМЗ", что у ОАО "В-Сибпромтранс" возникают сложности с обеспечением безопасности движения на участке перегона "Коркино-Песчанка" от светофора М-1 до 10 пикета при выполнении перед грузовладельцами своих обязательств по договорам транспортного обслуживания, в том числе для обеспечения поставки угля на социально значимые объекты ОАО "ЕТГК-13", ООО "КраМЗЭнерго", а также выполнения краевой программы по северному завозу, ввиду чего убедительно просил ускорить решение вопроса, связанного с собственностью участка перегона, для заключения с собственником договора аренды либо договора технического содержания железнодорожного пути.
21 мая 2010 года ОАО "РУСАЛ Красноярск" сообщило (исх. N6/УД-452/10) Заявителю, что готово заключить договор аренды подъездного железнодорожного пути перегона "Коркино-Входная", заводской инвентарный номер 24:50:000000:203:14:002, право собственности, на который зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 декабря 2003 года за N24:01:129.2003:201 на основании плана приватизации от 25 сентября 1992 года и технического паспорта сооружения "подъездной железнодорожный путь инв. 220026".
25 мая 2010 года ООО "КраМЗ" в ответ на обращение Заявителя (исх. N483 от 14.05.2010) сообщило (исх. NРУ-01/322) последнему об отсутствии необходимости ускорения решения вопроса о собственности, поскольку ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" в соответствии с гражданским законодательством является законным собственником железнодорожного пути, о чем 11.06.2003, ранее, чем у ОАО "РУСАЛ Красноярск", внесена запись о государственной регистрации права и о готовности рассмотреть предложения по заключению договора аренды и технического содержания пути.
1 июня 2010 года Ответчик направил в адрес ОАО "В-Сибпромтранс" проект договора аренды имущества N70-Аи от 25.05.2010 и предложил в течении 10 дней с момента получения подписать последний и направить в адрес ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ".
8 ноября 2011 года в адрес Красноярского УФАС России, ОАО "В-Сибпромтранс", Администрации Советского района г.Красноярска, Прокуратуры Советского района г.Красноярска поступило уведомление (исх. NРУ-01/647 от 02.11.2010, вх. N15872 от 08.11.2010) ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" о закрытии железнодорожного подъездного пути необщего пользования, принадлежащего ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ".
Вместе с тем, доказательств несоответствия железнодорожного пути обязательным требованиям и невозможности его эксплуатации ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" не представлено.
Из информации, представленной ООО "КраМЗЭнерго" (исх. NД07/3778 от 28.12.2010, вх. N19126 от 28.12.2010) следует, что последнее исполняет социально значимые функции и входит в систему жизнедеятельности г.Красноярска (обеспечивает теплом и горячей водой жилые районы и промышленные организации). Технологическое оборудование котельной (котлоагрегаты) рассчитаны на работу на твердом топливе (угле), поставка которого осуществляется железнодорожным транспортом, ввиду чего закрытие подъездного пути ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" способно привести к полному отсутствию топлива (угля) на складах и в дальнейшем остановке технологического оборудования котлоагрегатов по производству тепловой энергии, что в свою очередь может поставить под угрозу систему жизнеобеспечения г.Красноярска и в частности Советского района.
Согласно информации (исх. N119/168 от 01.02.2011), представленной ОАО "ЕТГК-13" для производства тепловой энергии ОАО "ЕТГК-13" требуется топливо, уголь и мазут. Подача вагонов с топливом со ст. Красноярск - Северный Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" на железнодорожные пути парка Входная (выставочные пути) и уборку обратно порожних вагонов, производиться ОАО "В-Сибпромтранс", доставка топлива на станцию другим способом невозможна из-за технологии производства энергии и большого объема поставки топлива, спорный отрезок железнодорожного пути задействован в перевозочном процессе при доставке вагонов с топливом для ОАО "ЕТГК-13", ввиду чего его закрытие приведет к остановке работы станции и как следствие, прекращение отпуска тепловой энергии потребителям, что создаст реальную угрозу нормальному жизнеобеспечению города.
27 декабря 2010 года в связи с тем, что правовое урегулирование вопросов собственности спорного участка подъездного железнодорожного пути возможно исключительно в судебном порядке, что требует весьма продолжительного времени, в течение которого необходимо обеспечивать надлежащую эксплуатацию пути, безопасность движения на его протяжении, выполнение предписаний надзорных органов ОАО "РУСАЛ Красноярск" и ООО "КраМЗ - ТЕЛЕКОМ", подписано соглашение об урегулировании спорного вопроса о принадлежности участка железнодорожных путей необщего пользования (далее - Соглашение), согласно которому до вынесения судебного акта по имущественному спору стороны согласились предложить Заявителю заключить с 01.01.2011 с ОАО "РУСАЛ - Красноярск" договор аренды на сооружение, представляющее собой участок N1 (109 путь перегон Коркино-Входная) от Пк 0 до ПК 15+64,07 со стрелочным переводом N1 (53) подъездного железнодорожного пути (лит.N126), кадастровый номер (по техническому паспорту) 25:50:000000:0000:08203:14:002, условный номер (по свидетельству о регистрации права)24:50:000000:203:14:002, инвентарный номер (по бухгалтерскому учету) 220026, находящийся по адресу: Россия, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Пограничников, 40 и имеющим границы с железнодорожными путями ОАО "В-Сибпромтранс": с одной стороны - маневровый светофор М1, расположенный на расстоянии 95-м от стыка рамного рельса стрелочного перевода N103 ст. Коркино, с другой стороны - знак "Граница пути", расположенный на расстоянии 1105 м от стыка рамного рельса стрелочного перевода N103 ст. Коркино.
В рамках исполнения условий вышеназванного соглашения ОАО "РУСАЛ - Красноярск" направило (исх. N6/УД-26/11 от 19.01.2011) в адрес ОАО "В-Сибпромтранс" проект договора аренды сооружения N43А-350.
Сведений, свидетельствующих об обращении Ответчика либо ОАО "РУСАЛ Красноярск" в судебные органы о защите прав собственности, последними не представлено.
31 марта 2011 года ОАО "В-Сибпромтранс" направило в адрес ОАО "РУСАЛ Красноярск" проект договора NД2011/0112 от 09.03.2011 безвозмездного пользования сооружения.
Согласно вышеназванного проекта договора Заявителем было предложено ОАО "РУСАЛ Красноярск" передать ему в безвозмездное пользование сооружение - участок N1 (109 путь перегон Коркино-Входная) представляющий собой часть подъездного железнодорожного пути (лит.N126), кадастровый номер (по техническому паспорту) 25:50:000000:0000:08203:14:002, условный номер (по свидетельству о регистрации права)24:50:000000:203:14:002, инвентарный номер (по бухгалтерскому учету) 220026, находящийся по адресу: Россия, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Пограничников, 40. Пунктом 2 проекта договора предусмотрено, что ОАО "В-Сибпромтранс" обязано: использовать сооружение в течение всего срока договора в соответствии с его целевым назначением; поддерживать сооружение в исправном техническом состоянии и нести все расходы по его содержанию, производить собственными силами техническое обслуживание сооружения; нести расходы и обеспечивать проведение капитальных работ по содержанию элементов железнодорожного пути в технически исправном состоянии; производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание передаваемого сооружения; устранять все требования, предписания и замечания по содержанию пути, выявленные при проверке сооружения государственными надзорными органами; возместить ОАО "РУСАЛ Красноярск" убытки, которые оно понесло в результате гибели или повреждения сооружения, если докажет, что гибель или повреждение сооружения произошли в результате обстоятельств, за которые Заявитель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством или условиями договора; возвратить сооружение ОАО "РУСАЛ Красноярск" по истечении срока действия договора ли прекращения его действия по иным основаниям в том состоянии, в котором он его получил, с учетом его нормального износа.
Исследовав материалы дела N566-10-10, заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФЗ "Устав железнодорожного транспорта") железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ") железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.
Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега (абз. 3 ч. 1 ст. 16 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ").
Частью 5 ст. 16 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" предусмотрено, что уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в порядке, установленном указанным органом, имеет право проверять техническое состояние железнодорожных путей необщего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также соблюдение требований безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ при погрузке грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузке из вагонов и контейнеров. При обнаружении на железнодорожном пути необщего пользования неисправностей, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов, уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта составляет акт. На основании этого акта соответствующее должностное лицо владельца инфраструктуры запрещает подачу железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь необщего пользования или его участок, указанные в этом акте, до устранения неисправностей. Ответственность за несоблюдение требований, касающихся подачи, задержки, уборки вагонов, охраны грузов, выполнения принятой заявки на перевозку грузов, оплаты пользования вагонами и контейнерами, несет виновная сторона, указанная в этом акте.
Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод, о том, что запрет на эксплуатацию железнодорожного пути может устанавливаться на основании акта уполномоченного представителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Как установлено выше, в материалах дела отсутствует заключение компетентного органа о несоответствии железнодорожного пути обязательным требованиям и невозможности его эксплуатации, ввиду чего, по мнению Комиссии, объективные причины для закрытия железнодорожного подъездного пути необщего пользования у ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" отсутствовали.
Ввиду этого, Комиссия делает вывод, что уведомление (исх. РУ-01/647 от 02.11.2010), содержащее угрозу закрытия подъездного железнодорожного пути, является необоснованным без наличия на то фактических и формальных оснований.
Довод ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" о том, что основанием закрытия железнодорожного пути послужил в частности отказ Заявителя заключать договор аренды подъездного железнодорожного пути, рассмотрен Комиссией и отклоняется ввиду следующего.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК-РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами
Частью 1 статья 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Отношения, связанные с эксплуатацией путей необщего пользования регулируются нормами Федерального закона от 10 января 2003 года N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ") и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 года N26 (далее- Правила).
Согласно статье 60 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" пункту 2.1 Правил отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
Статьей 64 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" определено, что взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Как установлено выше, право собственности на участок пути необщего пользования, через который Заявителем осуществляется подача и уборка вагонов ООО "КраМЗЭнерго" и ОАО "ЕТГК-13", зарегистрировано как за ОАО "РУСАЛ Красноярск", так и за Ответчиком, ввиду чего, у Заявителя отсутствовала возможность определения с кем из вышеназванных лиц он обязан заключить договор. По этой причине он уведомил ООО "КраМЗ" (единственного участника Ответчика) (исх. N483 от 14.05.2010), что после решение вопроса, связанного с собственностью участка перегона готов заключить договор аренды либо договор технического содержания железнодорожного пути.
Между тем, при направлении уведомления (исх. NРу-01/647 от 02.11.2010) Ответчику было известно о наличии иного собственника (ОАО "РУСАЛ Красноярск") пути необщего пользования, что в частности подтверждается достигнутым между сторонами соглашением от 27.12.2010.
Комиссия отмечает, что в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Как установлено ОАО "РУСАЛ Красноярск" и Ответчик несут бремя содержания вышеназванного имущества, что еще раз свидетельствует о сложности определения стороны договора для Заявителя.
В связи с этим, Комиссия не находит оснований того, что ОАО "В-Сибпромтранс" уклонялось от заключения договора с ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ".
Кроме того, в соответствии с абзацем 9 пункта 2.12 Правил при недостижении согласия по условиям договора споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, однако Ответчик при наличии спора с Заявителем не воспользовался правом предусмотренным действующим законодательством, а уведомил (исх. NРУ-01/647 от 02.11.2010) Заявителя о закрытии железнодорожного подъездного пути без наличия на то оснований, что, по мнению Комиссии, может свидетельствовать о попытке навязать ОАО "В-Сибпромтранс" заключение договора.
Комиссия считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ "О регистрации") государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ", планирующее ограничить пользование спорным подъездным путем необщего пользования протяженностью 1000 п.м., расположенного по адресу: г.Красноярск, ул. Пограничников, 42 между станциями Коркино и Входная от ПК-1 через стрелку 53 до ПК-10 на протяжении длительного времени не обращалось в судебные органы о защите права собственности, что, по мнению Комиссии, свидетельствует о безразличном отношении ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" к разрешению спорного вопроса с ОАО "РУСАЛ Красноярск".
Комиссия обращает особое внимание на то, что закрытие железнодорожного подъездного пути в случае реализации угрозы изложенной в уведомлении (исх. NРУ-01/647 от 02.11.2010) в первую очередь могло привести к отсутствию топлива на складах ОАО "ЕТГК-13" и ООО "КраМЗЭнерго", доставка которого последним осуществляется посредством, в том числе железнодорожного пути необщего пользования ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" и, как следствие, остановке работы технологического оборудования последних по производству тепловой энергии, что в свою очередь могло поставить под угрозу систему жизнеобеспечения г.Красноярска и в частности Советского района.
В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
При этом согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которому в силу конституционного принципа справедливости, проявляющегося, в частности, в необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия, свобода, признаваемая за лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, равно как и гарантируемая им защита должны быть уравновешены обращенным к этим лицам (прежде всего - к тем из них, кто занимает доминирующее положение в той или иной сфере) требованием ответственного отношения к правам и свободам тех, кого затрагивает их хозяйственная деятельность.
Таким образом, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке при осуществлении своей предпринимательской деятельности, должен ответственно и добросовестно относиться к правам тех хозяйствующих субъектов, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при исполнении им своих обязательств перед третьими лицами.
Частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
По результатам проведенного управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю анализа состояния конкурентной среды было установлено, что доля ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" на рынке оказания услуг пользования подъездным путем необщего пользования протяженностью 1000 п.м., расположенного по адресу: г.Красноярск, ул. Пограничников, 42 между станциями Коркино и Входная от ПК-1 через стрелку 53 до ПК-10 в 2010 году - истекшем периоде 2011 года в географических границах подъездного пути необщего пользования между станциями Коркино и Входная составляет более 50 процентов.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу, что действия ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ", связанные с угрозой закрытия подъездного железнодорожного пути, содержащейся в уведомлении (исх. РУ-01/647 от 02.11.2010), без наличия на то законных оснований, являлись попыткой навязать ОАО "В-Сибпромтранс" заключение возмездного договора, при наличии спора о праве с ОАО "РУСАЛ Красноярск" и, в случае ее реализации (угрозы), могли ущемить интересы ОАО "В-Сибпромтранс", поскольку негативно бы сказались на хозяйственной деятельности как ОАО "В-Сибромтранс", так и ОАО "ЕТГК-13", ООО "КраМЗЭнерго", которым через путь ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" осуществляется подача и уборка вагонов Заявителем, а также могли создать реальную угрозу нормальному жизнеобеспечению жителей Советского района г.Красноярска.
В связи с тем, что на момент принятия решения уведомление (исх. NРУ-01/647 от 02.11.2010), содержащее угрозу закрытия подъездного железнодорожного пути, направленное в адрес Красноярского УФАС России, ОАО "В-Сибпромтранс", Администрации Советского района г.Красноярска, Прокуратуры Советского района г.Красноярска Ответчиком не отозвано, Комиссия на основании п.п. "б" п. 2 части 1 статьи 23 ФЗ "О защите конкуренции", считает необходимым выдать ОАО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Кроме всего, действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, признаваемое злоупотреблением доминирующим положением и недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 10, 23, 39, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
1. Признать ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" надлежит в срок до 10 июня 2011 года отозвать уведомление (исх. NРУ-01/647 от 02.11.2010), содержащее угрозу закрытия подъездного железнодорожного пути, направленное в адрес Красноярского УФАС России, ОАО "В-Сибпромтранс", Администрации Советского района г.Красноярска, Прокуратуры Советского района г.Красноярска.
3. Передать копии материалов дела N566-10-10 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ", а также виновного должностного лица ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" дел об административных правонарушениях по ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии |
Е.Л. Лужбин |
Члены Комиссии |
Ю.В. Фомушкина
Е.В. Капсудин |
|
ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" ул. Пограничников, 42, г.Красноярск, 660111
|
ПРЕДПИСАНИЕ N566-10-10
"16" мая 2011 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии - Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти; Капсудин Е.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") на основании своего решения от 16 мая 2011 года по делу N566-10-10 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" (ул. Пограничников, 42, г.Красноярск, 660111) (далее - ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ") части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" совершить действия, направленные на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" надлежит в срок до 10 июня 2011 года отозвать уведомление (исх. NРУ-01/647 от 02.11.2010), содержащее угрозу закрытия подъездного железнодорожного пути ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ", направленное в адрес Красноярского УФАС России, открытого акционерного общества "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта", Администрации Советского района г.Красноярска, Прокуратуры Советского района г.Красноярска.
О выполнении настоящего Предписания надлежит сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Красноярского края
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии Е.Л. Лужбин
Члены Комиссии Ю.В. Фомушкина
Е.В. Капсудин
280.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 566-10-10 (опубликовано 14 декабря 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016