Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 17 января 2011 г. N 516-10-10
Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии 27 декабря 2010 года, в полном объеме решение изготовлено 17 января 2011 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии - В.М. Захаров, руководитель управления, члены комиссии - Баранова А.В., начальник правового отдела, Корнеева М.В., специалист-эксперт контрольного отдела, рассмотрев дело N 516-10-10, возбужденное по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сибцветметэнергоналадка" (ул.П.Железняка, 2 "а" г.Красноярск, 660022) (далее ООО "Сибцветметэнергоналадка", общество).
В Красноярское УФАС России поступило заявление Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска (далее Департамент) (ул.Карла Маркса, 93, г.Красноярск, 660049) на действия ООО "Сибцветметэнергоналадка", выразившиеся в необоснованном, по мнению заявителя, требовании финансовых средств за содержание ТП-646, посредством которой обеспечивается электроснабжение объектов уличного освещения, расположенных по ул. Соревнований, Белинского-Партизана Железняка (далее объекты).
По данному факту, на основании приказа Красноярского УФАС России от 13.11.2010 N833 в отношении ООО "Сибцветметэнергоналадка" возбуждено дело N516-10-10 по признакам нарушения ст.10 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении к рассмотрению дела N516-10-10 от 15.11.2010 привлечено в качестве заинтересованного лица МП "Красноярскгорсвет" (ул.60 лет Октября, 101 "а", г.Красноярск, 660079).
На заседании Комиссии присутствовали:
от Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска - <_> (доверенность N60 от 08.12.2009).
от МП "Красноярскгорсвет" - <_> (доверенность N009 от 11.01.2010).
ООО "Сибцветметэнергоналадка", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения настоящего дела своих представителей на заседание Комиссии не направила, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, в связи с чем, на основании ст.45 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" дело рассматривается в отсутствие представителей ООО "Сибцветметэнергоналадка".
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия установила следующие обстоятельства.
ООО "Сибцветметэнергоналадка" в соответствии с уставом осуществляет комплекс работ по техническому перевооружению, ремонту, реконструкции, монтажу и наладке энергетического и технологического оборудования и передаточных устройств.
Муниципальное предприятие "Красноярскгорсвет" согласно п. 2.1 Устава создано в целях оказания услуг по капитальному, текущему ремонту, содержанию сетей наружного освещения г.Красноярска. В соответствии с п.12.4 Постановления администрации г.Красноярска от 28.12.1998 N2196 "О порядке выполнения правил благоустройства, озеленения, содержания территорий и строений города Красноярска" муниципальное предприятие является специализированным по эксплуатации муниципальных сетей и устройств, иллюминации, архитектурной подсветки зданий и сооружений.
На основании договора на электроснабжение N483 от 03.12.2007, заключенного между ОАО "Красноярскэнергосбыт" и МП "Красноярскгорсвет", гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечивать передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, ОАО "Красноярскэнергосбыт" обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги (п.1.1.).
Между ООО "Сибцветметэнергоналадка" и МП "Красноярскгорсвет" заключен договор энергоснабжения Nб/н от 19.03.2009 в соответствии с которым общество обязуется обеспечить МП "Красноярскгорсвет" услуги по беспрепятственному перетоку, через присоединенную сеть электрической энергии от ТП-646, а МП "Красноскгорсвет" обязуется соблюдать режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ее ведении электрических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанного с пропуском энергии (п.1.1.).
На балансе ООО "Сибцветметэнергоналадка" находится ТП-646 в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей от 06.03.2002, согласованным между ООО "Сибцветметэнергоналадка" и МП "Красноярскгорсвет".
Посредством ТП-646 обеспечивается электроснабжение объектов уличного освещения, находящихся на балансе МП "Красноярсгорсвет" и расположенных по ул. Соревнований, Белинского-Партизана Железняка (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей от 06.03.2002; выписка из реестра муниципальной собственности г.Красноярска МП "Красноярскгорсвет").
Комиссией установлено, что иной технической и технологической возможности электроснабжения объектов уличного освещения, расположенных по ул. Соревнований, Белинского-Партизана Железняка, кроме как через ТП-646, не существует.
В связи с необходимостью проведения ремонтных работ сетей наружного освещения с 06.08.2010 ООО "Сибцветметэнергоналадка" было произведено отключение кабеля МП "Красноярскгорсвет" от ТП-646 (служебная записка МП "Красноярскгорсвет" от 06.08.2010).
26.08.2010 в связи с окончанием работ на сетях наружного освещения МП "Красноярскгорсвет" обратилось к ООО "Сибцветметэнергоналадка" с просьбой о возобновлении электроснабжения объектов уличного освещения, расположенных по ул.Соревнований, Белинского-Партизана Железняка, на что был получен устный отказ директора общества Шувалова Ю.М. по причине отсутствия оплаты за использование ТП-646 (служебная записка МП "Красноярскгорсвет" 26.08.2010).
01.09.2010 МП "Красноярскгорсвет" обратилось письмом к ООО "Сибцветметэнергоналадка" с просьбой произвести подключение сетей наружного освещения от ТП-646 (исх.N1283 от 01.09.2010).
10.09.2010 ООО "Сибцветметэнергоналадка" направило в адрес МП "Красноярскгорсвет" письмо с требованием об оплате муниципальным предприятием трех миллионов рублей за ремонт ТП-646, которая находится в неудовлетворительном состоянии (исх.N5 от 10.09.2010).
22.10.2010 МП "Красноярскгорсвет" повторно направило в адрес ООО "Сибцветметэнергоналадка" письмо с просьбой возобновить электроснабжение объектов от ТП-646 (исх.N1601 от 22.10.2010).
10.09.2010 в Красноярское УФАС России поступило заявление Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска на действия ООО "Сибцветметэнергоналадка", выразившиеся в необоснованном, по мнению заявителя, требовании финансовых средств за содержание ТП-646, посредством которой обеспечивается электроснабжение объектов уличного освещения, расположенных по ул. Соревнований, Белинского-Партизана Железняка.
22.10.2010 в 10 час. 40 мин. электроснабжение объектов МП "Красноярскгорсвет" от ТП-646 возобновлено (письмо исх.N1601 от 22.10.2010; акт МП "Красноярскгорсвет" от 10.11.2010 о возобновлении электроснабжения объектов от ТП-646).
На заседании Комиссии представитель Департамента пояснил, что после обращения в антимонопольный орган (заявление исх.N02/6028-гх от 10.09.2010) 22.10.2010 ООО "Сибцветметэнергоналадка" подключило объекты к электроэнергии от ТП-646.
Представитель МП "Красноярскгорсвет" пояснил Комиссии, что оплату за содержание ТП-646 предприятие не производило.
Пояснения ООО "Сибцветметэнергоналадка" о том, что после обращения МП "Красноярскгорсвет" с просьбой возобновить электроснабжение сетей наружного освещения по ул.Соревнований, Белинского-Партизана Железняка разрешение было выдано сразу, а именно 22.10.2010 (письменные пояснения вх.N15257 от 27.10.2011-0) опровергается материалами дела (обращения МП "Красноярскгорсвет" исх.N5 от 10.09.2010; исх.N1283 от 01.09.2010).
Комиссия, рассмотрев имеющиеся материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 161 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 ограничение режима потребления электрической энергии может вводиться в следующих случаях:
а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);
б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору);
в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;
г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;
д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
е) возникновение внерегламентных отключений;
ж) наличие обращения потребителя.
В соответствии со ст.546 Гражданского кодекса РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. Других оснований для перерыва в подаче, прекращении или ограничении подачи энергии действующим законодательством не предусмотрено.
Документальных доказательств того, что отсутствие электроснабжения с 26.08.2010 по 22.10.2010 на объектах заявителя было по причинам, указанным в названных выше нормативно-правовых актах, Комиссии не представлено.
Абзац 3 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусматривает, что сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства не вправе препятствовать передаче электрической энергии на другие объекты.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" Федеральная антимонопольная служба была определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии. Пункт 66 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее Правила), предусматривает, что рассмотрение дел о нарушении требований настоящих Правил в части предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии и принятие по ним решений (предписаний) осуществляются в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Тарифы на электрическую энергию, поставляемую коммерческим организациям, независимо от их организационно-правовой формы, подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"
Статья 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определяет, что государственное регулирование тарифов может осуществляться путем установления экономически обоснованного уровня тарифов или предельного уровня тарифов. Данная статья является нормой прямого действия. Органами государственного регулирования тарифов являются федеральный орган исполнительной власти (ФЭК России) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - региональные энергетические комиссии (статья 6 Закона). В статье 6 данного Закона прямо указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.
Статья 210 ГК РФ устанавливает, что
собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Из аналитического отчета об определении положения ООО "Сибцветметэнергоналадка" на рынке услуг по обеспечению перетока электрической энергии в установленных географических границах следует, что доля ООО "Сибцветметэнергоналадка" составляет более 50%.
Статья 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Статья 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N135-ФЗ от 26.07.2006 г. запрещает действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на определенном товарном рынке, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Препятствие перетоку электроэнергии на объекты заявителя в период с 26.08.2010 по 22.10.2010 и незаконное требование финансовых средств на содержание ТП-646 (письмо исх.N5 от 10.09.2010) повлекло ущемление интересов МП "Красноярскгорсвет" и муниципального образования администрации города Красноярска, что является нарушением ч.1 ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции" N135-ФЗ от 26.07.2006 г.
Руководствуясь статьями 23,41,49,50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия решила:
1. Признать действия ООО "Сибцветметэнергоналадка", выразившиеся в препятствии перетоку электроэнергии на объекты уличного освещения, расположенные по ул. Соревнований, Белинского-Партизана Железняка, принадлежащие заявителю и незаконном требовании финансовых средств на содержание ТП-646, нарушающими ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Сибцветметэнергоналадка" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- обеспечивать бесперебойный переток электрической энергии на объекты уличного освещения, расположенные по ул. Соревнований, Белинского-Партизана Железняка в условиях отсутствия оснований для прекращения электроснабжения, предусмотренных действующим законодательством;
- направить в адрес МП "Красноярскгорсвет" письмо об отзыве письма (исх.N5 от 10.09.2010).
Председатель комиссии В. М. Захаров
Члены комиссии А.В. Баранова М.В. Корнеева
Примечание. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
ООО "Сибцветметэнергоналадка"
ул. П.Железняка, 2 "а"
г. Красноярск, 660022
ПРЕДПИСАНИЕ N 516-10-10
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
17.01.2011 Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии - В.М. Захаров, руководитель управления, члены комиссии - Баранова А.В., начальник правового отдела, Корнеева М.В., специалист-эксперт контрольного отдела, на основании своего решения от 17 января 2011 года по делу N516-10-10 о нарушении ООО "Сибцветметэнергоналадка" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.4 ст.41, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
ООО "Сибцветметэнергоналадка" прекратить нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в препятствии в период с 26.08.2010 по 22.10.2010 перетоку электроэнергии на объекты уличного освещения, расположенные по ул. Соревнований, Белинского-Партизана Железняка, принадлежащие заявителю и незаконном требовании финансовых средств на содержание ТП-646 (письмо исх.N5 от 10.09.2010), с этой целью:
обеспечивать бесперебойный переток электрической энергии на объекты уличного освещения, расположенные по ул.Соревнований, Белинского-Партизана Железняка г.Красноярска, в условиях отсутствия оснований для прекращения электроснабжения, предусмотренных действующим законодательством.
В срок до 22 февраля 2011 года направить в адрес МП "Красноярскгорсвет" письмо об отзыве письма (исх.N5 от 10.09.2010).
Об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес управления в срок до 25.02.2011 с приложением соответствующих документальных доказательств.
Председатель комиссии В.М. Захаров
Члены комиссии А.В. Баранова
М.В. Корнеева
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
220.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 января 2011 г. N 516-10-10
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016