Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 12252-К/05-2015
Заместитель руководителя - начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Спиридонов И.И., рассмотрев материалы дела о совершении обществом с ограниченной ответственностью "ФИНХАУС" (далее - ООО "ФИНХАУС") <_> правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие представителя ООО "ФИНХАУС" (о месте и времени рассмотрения дела общество извещено надлежащим образом), в присутствии помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска Юнусова Р.И. (удостоверение), установил:
Ульяновским УФАС России из Прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска получены постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.05.2015 и иные материалы дела в отношении ООО "ФИНХАУС" о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (исх. N 0704-2015 от 01.06.2015, вх. N 4087 от 08.06.2015).
Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. вынесено определение от 09.06.2015 о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении, которому присвоен N 12252-К/05-2015, в Ульяновском УФАС России на 22.06.2015 в 11 час. 00 мин. (исх. N 3748-05 от 09.06.2015).
Определение от 09.06.2015 направлено ООО "ФИНХАУС" по адресу места регистрации (<_>) заказным письмом с уведомлением N 43206887633460 от 10.06.2015, которое получено 22.06.2015, и по адресу места нахождения комиссионного магазина общества в г. Ульяновске (<_>) - заказным письмом с уведомлением N 43206887633453 от 10.06.2015, которое по состоянию на 22.06.2015 адресатом не получено по неустановленным причинам. Согласно сведениям, размещенным на сайте ФГУП "Почта России", имела место неудачная попытка вручения почтового отправления из-за временного отсутствия адресата. Впоследствии заказное письмо N 43206887633453 от 10.06.2015 возвращено в Ульяновское УФАС России с пометкой отделения почтовой связи "Истек срок хранения".
Определение от 09.06.2015 также направлено в Прокуратуру Ленинского района г. Ульяновска заказным письмом с уведомлением N 43206887633484 от 10.06.2015, которое получено 11.06.2015.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.
Определением от 22.06.2015 (исх. N 4068-05 от 22.06.2015) срок рассмотрения дела N 12252-К/05-2015 продлен на 1 месяц - до 22.07.2015, рассмотрение дела назначено в Ульяновском УФАС России на 21.07.2015 в 11 час. 00 мин. Определение от 22.06.2015 направлено: в Прокуратуру Ленинского района г. Ульяновска - заказным письмом с уведомлением N 43206887637307 от 23.06.2015, которое получено 24.06.2015; по адресу места регистрации ООО "ФИНХАУС" - заказным письмом с уведомлением N 43206887637338 от 23.06.2015, которое получено 02.07.2015.
По состоянию на 21.07.2015 письменные пояснения, иные материалы, запрошенные определениями от 09.06.2015 и 22.06.2015, ООО "ФИНХАУС" в Ульяновское УФАС России не представлены.
Из материалов дела об административном правонарушении N 12252-К/05-2015 усматривается следующее.
В ходе проведенной в период с 27.04.2015 по 28.05.2015 прокурорской проверки деятельности комиссионного магазина "Кредитникъ", расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т Нариманова, д. 21/2, помощником прокурора Ленинского района г. Ульяновска Юнусовым Р.И. установлен факт распространения (в комиссионном магазине "Кредитникъ", в лифтах многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, б-р Фестивальный, д. 17) рекламы ООО "ФИНХАУС", содержащей признаки нарушения ч. 13 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе").
Визитка магазина "Кредитникъ" имеет следующее содержание. В левом верхнем углу на желтом фоне шрифтом черного цвета выполнена надпись "КРЕДИТНИКЪ", ниже и правее в коричневых прямоугольниках черного цвета имеются надписи, выполненные шрифтом желтого цвета: "залог, скупка, продажа" и "ЛОМБАРД комиссионный магазин". Ниже на желтом фоне шрифтом черного цвета напечатано: "золото, сотовые телефоны, аудио/видео, бытовая техника, автомобили, 24 часа". На обратной стороне визитки в левом верхнем углу в полосе-стрелке черного цвета выполнена надпись шрифтом желтого цвета "ПОСЕТИТЕ НАШИ ЛОМБАРДЫ!", ниже и правее на желтом фоне шрифтом черного цвета приводятся адреса и телефоны магазинов, расположенных на территории г. Ульяновска, а также карта-схема расположения магазина "Кредитникъ" на пр-те Нариманова в г. Ульяновске.
Также имеется фотография аналогичной рекламы, размещенной в лифте многоквартирного дома.
В соответствии с п.п. 1-3 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В данном случае, распространяется реклама магазина комиссионной торговли и ломбарда под общим названием "КРЕДИТНИКЪ".
По указанному факту 29.05.2015 заместителем прокурора Ленинского района г. Ульяновска младшим советником юстиции Елагиным В.А. вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "ФИНХАУС" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Копия постановления под роспись вручена представителю ООО "ФИНХАУС" Ф.А.А. (доверенность б/н от 28.05.2015).
В объяснении от 29.05.2015, данном Ф.А.А. помощнику прокурора Ленинского района г. Ульяновска Юнусову Р.И., указано, что фактически ООО "ФИНХАУС" осуществляет комиссионную торговлю изделиями, бывшими в употреблении товарами. Также организация занимается розничной и оптовой торговлей золотом и драгоценными металлами. Кроме того, в материалах имеется объяснение от 29.05.2015 оценщика-приемщика магазина ООО "ФИНХАУС" "Кредитникъ", расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т Нариманова, д. 21/2, П.А.А. о том, что указанный магазин является комиссионным магазином, осуществляет деятельность по скупке драгоценных металлов, золота и проч. Реклама магазина "Кредитникъ", как ломбарда, распространяется по радио, на здании магазина, на доске объявлений, а также в виде визиток.
ООО "ФИНХАУС" не осуществляет профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, не имеет вид деятельности ОКВЭД 65.22 (предоставление кредита), следовательно, не может распространять рекламу о предоставлении услуг ломбарда (предоставление кредитов, займов, ссуд под залог недвижимого имущества).
В соответствии с ч. 13 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.
Вместе с тем из материалов дела следует, что позиционирование себя в качестве ломбарда ООО "ФИНХАУС" осуществляет не только в рекламе, но и иными способами (на здании у входа в магазин, в помещении магазина). Распространяя сведения о том, что магазин "Кредитникъ" оказывает услуги ломбарда, ООО "ФИНХАУС" привлекает к себе большее внимание потребителей, получает преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности, наносит вред другим хозяйствующим субъектам, действующим на рынке комиссионных продаж и на рынке оказания услуг ломбардов.
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Вместе с тем, в соответствии с п. 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" если информация, распространение которой отвечает признакам недобросовестной конкуренции, распространяется не только посредством рекламы, но и другим способом (например, на этикетках товара, в переписке с контрагентами по договорам), лицо подлежит привлечению к административной ответственности на основании статьи 14.33 КоАП РФ.
В силу статьи 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, квалифицируются как недобросовестная конкуренция.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция не допускается.
Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию установлена ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ульяновским УФАС России приказом от 29.06.2015 N 151 возбуждено дело N 12305/06-2015 по признакам нарушения ООО "ФИНХАУС" ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции" по аналогичным фактам.
В этой связи, в действиях ООО "ФИНХАУС" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Вышеуказанные обстоятельства в силу ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются основанием для прекращения производства по данному делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 1 ст. 24.5, ч. 6 ст. 28.7, ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Производство по делу об административном правонарушении N 12252-К/05-2015 в отношении ООО "ФИНХАУС" по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
В соответствии с пунктом 3 части 1, частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления -
начальник отдела И.И. Спиридонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 12252-К/05-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016