Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 6 августа 2010 г. N 166-15-10
Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии 02 августа 2010 года. В полном объеме решение изготовлено 06 августа 2010 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии - Баранова А.В., начальник правового отдела, Куштысева Е.В., старший государственный инспектор контрольного отдела рассмотрела дело N 166-15-10, возбужденное по инициативе Красноярского УФАС России в отношении Норильского межрайонного отдела Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Красноярскому краю <_> (далее - Норильский межрайонный отдел Управления ФСКН России по Красноярскому краю) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции").
На заседании Комиссии 02.08.2010 года присутствовал представитель Норильского межрайонного отдела Управления ФСКН России по Красноярскому краю - <_> (доверенность <_> от 23.04.2010).
Комиссией были установлены следующие фактические обстоятельства:
В адрес управления поступили материалы, согласно которым между Норильским межрайонным отделом Управления ФСКН России по Красноярскому краю и ООО "Объединение коммунальников N 1" заключен государственный контракт энергоснабжения <_> от 17.02.2010 (далее - контракт).
По данному факту управлением приказом N 312 от 11.06.2010 было возбуждено дело N 166-15-10 в отношении Норильского межрайонного отдела Управления ФСКН России по Красноярскому краю по признакам нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении к рассмотрению дела N 166-15-10 от 11.06.2010 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ООО "Объединение коммунальников N 1" <_>
В ходе рассмотрения Комиссией дела N 166-15-10 было установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1.1. контракта предметом данного государственного контракта являются услуги по снабжению электрической энергией на условиях, определяемых настоящим государственным контрактом, объекта, расположенного по адресу: <_>
В соответствии с пунктом 2.1. контракта расчеты за потребленную электрическую энергию производятся на основании тарифов соответствующих групп потребителей, утвержденных рабочей группой Региональной энергетической комиссии. Оплата "Абонентом" "Исполнителю" услуг по государственному контракту будет производиться в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год ориентировочно 150 764, 12 рублей (с учетом НДС), в пределах возмещения расходов ориентировочно 55 818, 67 рублей (с учетом НДС).
Согласно приложению N 1 контракта его цена на 2010 год составила 175 070, 16 (сто семьдесят пять тысяч семьдесят рублей шестнадцать копеек) без учета НДС и 206 582, 79 (двести шесть тысяч пятьсот восемьдесят два рубля семьдесят девять копеек) с учетом НДС.
В соответствии с приложением N 1 к указанному контракту ООО "Объединение коммунальников N 1" для ответчика установлен тариф для оплаты электроэнергии в размере 1, 62102 рубля.
Приказом от 15.12.2009 N 246-пр "Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ООО "Коммунальников N 1" (г. Норильск) РЭК Красноярского края были установлены для ООО "Коммунальников N 1" тарифы на электрическую и тепловую энергию, в составе тарифа на электроснабжение утвержден также тариф на передачу электрической энергии.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Исходя из предмета контракта и указанных положений действующего законодательства Комиссия приходит к выводу о том, что данный контракт заключен на оказание услуг электроснабжения.
Статьей 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) предусмотрены случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии заключается с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Согласно пункту 16 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса (далее - конкурс), который проводится один раз в 3 года (далее - очередной конкурс) или при возникновении предусмотренных настоящими Правилами оснований, обусловливающих возможность смены гарантирующего поставщика до истечения 3-летнего периода с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика лицу, отобранному по результатам предыдущего конкурса (далее - внеочередной конкурс).
В соответствии с перечнем организаций, получивших статус гарантирующего поставщика на территории Красноярского края, с указанием зон их деятельности, согласованным решением правления РЭК от 12.10.2006, на территории Красноярского края осуществляют деятельность девять гарантирующих поставщиков: ОАО "Красноярскэнергосбыт", ООО "Русэнергосбыт", ООО "Ярцевская лесопромышленная компания", ОАО "Северное", Кодинское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Кежемского района, сельскохозяйственный производственный кооператив "Родина", федеральное государственное унитарное предприятие "Авиапредприятие "Черемшанка", государственное унитарное предприятие Учреждение УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю, Туруханское районное муниципальное унитарное предприятие "Туруханскэнерго".
ООО "Объединение коммунальников N 1" не является гарантирующим поставщиком.
Согласно письменным пояснениям, представленным Норильским межрайонным отделом Управления ФСКН России по Красноярскому краю (N 8582 от 28.06.2010), Управлением собственности и жилищного фонда Администрации г. Норильска на основании договора <_> от 22.03.2004 и дополнительных соглашений к названному договору от 18.03.2009 ООО "Объединение коммунальников N 1" переданы в аренду объекты инженерной инфраструктуры, энергоснабжения, в том числе ТП-913, расположенная по адресу: <_> и ТП -912, расположенная по адресу: <_>
Названные трансформаторные подстанции предназначены для оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе к зданию, где располагается Норильский межрайонный отдел Управления ФСКН России по Красноярскому краю.
Таким образом, только ООО "Объединение коммунальщиков N 1" имеет техническую возможность передавать электрическую энергию ответчику.
В письме (N 400 от 21.04.2010) ООО "Объединение коммунальников N 1" указало, что отдельно стоящий объект- здание, расположенное по адресу: <_> в помещении которого располагается помещение ответчика, расположен на территории, обслуживаемой ООО "Объединение коммунальников N 1" и снабжается электроэнергией от ТП-913, Ф9.
Данные обстоятельства являются основанием для заключения договорных отношений на поставку электрической энергии, посредством подписания контракта энергоснабжения, в соответствии с которым Норильский межрайонный отдел Управления ФСКН России по Красноярскому краю является "Абонентом", ООО "Объединение коммунальников N 1" является "Энергоснабжающей организацией".
Комиссия отмечает, что в соответствии пунктом 1 части 2 статьи 55 указанного Федерального закона размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях"
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - ФЗ "О естественных монополиях") к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче электрической энергии.
Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" запрещается с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.
Требования настоящей статьи не распространяются на хозяйствующие субъекты, функционирующие в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в условиях отсутствия или ограничения конкуренции, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию объектов электроэнергетики, технологически не связанных с Единой энергетической системой России или технологически связанных с ней исключительно через электроэнергетические системы иностранных государств.
Территория города Норильска относится к технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе, таким образом, ООО "Объединение коммунальников N 1", совмещая деятельность по передаче электрической энергии и купле-продаже электрической энергии не нарушает действующее законодательство.
Однако, как указанно выше Комиссия при оценке указанного довода ответчика исходит из предмета контракта, который прямо указывает на то, что ООО "Объединение коммунальников N 1" оказывает услуги электроснабжения, в связи с чем данный довод ответчика не может быть принят.
Комиссия отмечает, что ответчик имел возможность заключить с ООО "Объединение коммунальников N 1" договор на передачу электрической энергии.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электроэнергию и тепловую энергию в РФ" энергоснабжающая организация - хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
РЭК Красноярского края представлены сведения (исх. N 2-1382/1 от 09.07.2009) о том, что на рынке торговли и распределения электрической энергии на территории г. Норильска Красноярского края (исх. N 2-1382/1 от 09.07.2009) кроме ООО "Объединение коммунальников N 1" осуществляют деятельность следующие хозяйствующие субъекты:
- ЗАО "Оганер-комплекс" <_>
- ООО "Энерготех" <_>
- ООО "Нордсервис" <_>
- ООО "Жилищная компания" <_>
- ООО "Талнахтехсервис" <_>
- ООО "Талнахбыт" <_>
- ООО "Жилищный трест" <_>
Таким образом, несмотря на то, что энергопринимающие устройства ответчика подключены только к коммуникационным сетям электроснабжения ООО "Объединение коммунальников N 1", услуги энергоснабжения Норильскому межрайонному отделу Управления ФСКН России по Красноярскому краю могли быть оказаны вышеперечисленными энергоснабжающими организациями.
На основании изложенного Комиссия делает вывод о том, что действия Норильского межрайонного отдела Управления ФСКН России по Красноярскому краю, выразившиеся в заключении указанного контракта с ООО "Объединение коммунальников N 1" без соблюдения требований Закона N 94-ФЗ, являются нарушающими требования действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Согласно ч. 17 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Последствием указанных действий ответчика явилось, в том числе, недопущение хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать соответствующие услуги, на рынок торговли и распределения электрической энергии на территории г. Норильска, так как Норильский межрайонный отдел Управления ФСКН России по Красноярскому краю при несоблюдении конкурсной процедуры, предусмотренной Законом N 94-ФЗ, при заключении указанного контракта с хозяйствующим субъектом, не имеющим статуса гарантирующего поставщика, не обеспечило равные условия доступа указанным хозяйствующим субъектам на рынок по оказанию соответствующих услуг по энергоснабжению.
Также ответчик представил в адрес управления документы, в соответствии с которыми между Норильским межрайонным отделом Управления ФСКН России по Красноярскому краю и ООО "Объединение коммунальников N 1" было заключено соглашение о расторжении государственного контракта на энергоснабжение <_> от 17.02.2010 от 07.06.2010, в соответствии с которым указанный контракт расторгается с 01.06.2010.
После указанных действий ответчиком с ООО "Объединение коммунальников N 1" был заключен договор на энергоснабжение <_> от 07.06.2010, в соответствии с пунктом 1.1. которого предметом данного договора являются услуги по снабжению электрической энергией на условиях, определяемых настоящим договором, объекта, расположенного по адресу: <_>
Данный договор заключен сторонами на срок с 01.06.2010 по 30.09.2010.
Согласно приложению N 1 указанного договора его цена на указанный период 2010 года составила 58 356, 72 (пятьдесят восемь тысяч триста пятьдесят шесть рублей семьдесят две копейки) без учета НДС и 68 860, 92 (шестьдесят восемь тысяч восемьсот шестьдесят рублей девяносто две копейки) с учетом НДС.
В соответствии с пунктом 14 статьи 55 Закона N 94-ФЗ осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 указания Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступающих а кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" Расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 23, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства решила:
1. Признать Норильский межрайонный отдел Управления ФСКН России по Красноярскому краю нарушившим часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения государственного контракта энергоснабжения <_> от 17.02.2010 с хозяйствующим субъектом, не являющимся гарантирующим поставщиком, без соблюдения требований, предусмотренных действующим законодательством.
2. Производство по делу N 166-15-10, возбужденному в отношении Норильского межрайонного отдела Управления ФСКН России по Красноярскому краю, прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.М. Захаров
Члены Комиссии А.В. Баранова
Е.В. Куштысева
316.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 августа 2010 г. N 166-15-10
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016