Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 15 июня 2011 г. N 170-15-10
Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии 07 июня 2011 года. В полном объеме решение изготовлено 15 июня 2011 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., и.о. руководителя управления, члены Комиссии - Баранова А.В., начальник правового отдела, Куштысева Е.В., старший государственный инспектор контрольного отдела рассмотрела дело N 170-15-10, возбужденное по инициативе Красноярского УФАС России в отношении муниципального учреждения "Управление жилищного фонда администрации г. Норильска" (<_>) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции").
На заседании Комиссии 07.06.2011 года представители сторон не присутствовали, о месте и времени рассмотрения данного дела были надлежащим образом уведомлены.
Комиссией были установлены следующие фактические обстоятельства:
В адрес управления поступили материалы, согласно которым между муниципальным учреждением "Управление жилищного фонда администрации г. Норильска" (далее - МУ "Управление жилищного фонда администрации г. Норильска") и ЗАО "Оганер - комплекс" в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) заключен муниципальный контракт энергоснабжения, зарегистрированный в реестре муниципальных контрактов муниципального образования город Норильск за номером <_> (далее - контракт).
По данному факту управлением приказом N 313 от 11.06.2010 было возбуждено дело N 170-15-10 в отношении МУ "Управление жилищного фонда администрации г. Норильска" по признакам нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении к рассмотрению дела N 170-15-10 от 10.06.2010 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ЗАО "Оганер-комплекс" (<_>).
Определением от 02.09.2010 рассмотрение дела N 170-15-10 было приостановлено по следующим причинам.
Красноярским УФАС России было рассмотрено дело N 140-15-10, возбужденное в отношении администрации г. Норильска (<_>) по признакам нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", по факту заключения с ООО "Жилищная компания", не являющимся гарантирующим поставщиком, муниципального контракта на электроснабжение в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ.
В результате рассмотрения дела N 140-15-10 администрация г. Норильска была признана нарушившей часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения муниципального контракта электроснабжения с ООО "Жилищная компания" на основании пункта 2 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 23 ФЗ "О защите конкуренции" Красноярское УФАС России обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Красноярского края о признании указанного муниципального контракта недействительным.
Определением Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-11814/2010 от 13.08.2010 указанное заявление управления было принято к производству.
В связи с тем, что результаты рассмотрения Арбитражным судом Красноярского края дела N А33-11814/2010 имели значение для рассмотрения дела N 170-15-10 по существу, его рассмотрение было приостановлено.
Определением от 17.05.2011 рассмотрение дела N 170-15-10 было возобновлено в связи с тем, что в соответствии с решением Арбитражного суда Красноярского края по делу N А 33-11814/2010 от 15.04.2011 вышеуказанный иск Красноярского УФАС России был удовлетворен.
В ходе рассмотрения Комиссией дела N 170-15-10 было установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1.1. контракта "энергоснабжающая организация" обязуется подавать через присоединенную сеть электрическую энергию, а "абонент" обязуется принимать и своевременно оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный контрактом режим потребления электроэнергии и мощности, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей, исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электроэнергии.
В соответствии с пунктом 1.3. контракта объем услуг на объект МУ "Управление жилищного фонда Администрации города Норильска", расположенный по адресу: <_> определяется Приложением N 1, которое является неотъемлемой частью контракта.
Согласно приложению N 1 контракта его цена на 2010 год составила 105682, 36 (сто пять тысяч шестьсот восемьдесят два рубля тридцать шесть копеек) с учетом НДС.
В соответствии с приложением N 1 к указанному контракту ЗАО "Оганер-комплекс" для ответчика установлен тариф для оплаты электроэнергии в размере 1, 62102 рубля.
Приказом от 15.12.2009 N 251-пр "Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ЗАО "Оганер-комплекс" (г. Норильск), РЭК Красноярского края были установлены для ЗАО "Оганер-комплекс" тарифы на электрическую и тепловую энергию, в составе тарифа на электроснабжение утвержден также тариф на передачу электрической энергии.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Исходя из предмета контракта и указанных положений действующего законодательства Комиссия приходит к выводу о том, что данный контракт заключен на оказание услуг электроснабжения.
Согласно письменным пояснениям, представленным МУ "Управление жилищного фонда администрации г. Норильска" (N 160-2119 от 25.06.2010), правовыми основаниями заключения указанного муниципального контракта явились положения статьи 55 Закона N 94-ФЗ, которой предусмотрена возможность размещения заказа у единственного поставщика, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях"
ЗАО "Оганер-комплекс" оказывает услуги по передаче электрической энергии согласно тарифам, утвержденным РЭК по Красноярскому краю. Энергопринимающие устройства объекта МУ "Управление жилищного фонда администрации г. Норильска" присоединены к коммуникационным сетям электроснабжения ЗАО "Оганер-комплекс", по которым передается электрическая энергия в объеме, необходимом для нужд муниципального учреждения.
Какие-либо сети элетроснабжения иных энергоснабжающих организаций к объекту МУ "Управление жилищного фонда администрации г. Норильска" не подведены, поэтому услуги по передаче электрической энергии ответчику не могут быть оказаны иной энергоснабжающей организацией.
В письме ЗАО "Оганер-комплекс" (N 67/10 от 24.06.2010) указало, что на правах энергоснабжающей организации между ЗАО "Оганер-комплекс" и МУ "Управление жилищного фонда администрации г. Норильска" был заключен муниципальный контракт энергоснабжения, зарегистрированный в реестре муниципальных контрактов муниципального образования город Норильск за номером <_>
Учитывая, что ЗАО "Оганер-комплекс" производит поставку электроэнергии через сети инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам) и то, что ЗАО "Оганер-комплекс" осуществляет поставку электроэнргии в объеме не менее 50 млн кВт/час в год для снабжения граждан и финансируемых из бюджета потребителей разного уровня, следует, что в силу пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) ЗАО "Оганер-комплекс" приобретает статус гарантирующего поставщика до проведения конкурса. В связи с указанным, по мнению ЗАО "Оганер-комплекс", процедура заключения указанного муниципального контракта не была нарушена.
Комиссия отмечает, что в соответствии с частью б пункта 36 Правил N 530 до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации являются энергоснабжающие организации, которые на дату вступления в силу настоящего документа осуществляют поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт·ч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащим таким организациям на праве собственности или на ином законном основании электрическим сетям, либо энергосбытовые организации, которые в порядке правопреемства или на ином законном основании приобретают (приобрели) права и обязанности таких энергоснабжающих организаций по договорам энергоснабжения.
Статьей 55 Закона N 94-ФЗ предусмотрены случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии заключается с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Согласно пункту 16 Правил N 530, статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса (далее - конкурс), который проводится один раз в 3 года (далее - очередной конкурс) или при возникновении предусмотренных настоящими Правилами оснований, обусловливающих возможность смены гарантирующего поставщика до истечения 3-летнего периода с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика лицу, отобранному по результатам предыдущего конкурса (далее - внеочередной конкурс).
В соответствии с перечнем организаций, получивших статус гарантирующего поставщика на территории Красноярского края, с указанием зон их деятельности, согласованным решением правления РЭК от 12.10.2006, на территории Красноярского края осуществляют деятельность девять гарантирующих поставщиков: ОАО "Красноярскэнергосбыт", ООО "Русэнергосбыт", ООО "Ярцевская лесопромышленная компания", ОАО "Северное", Кодинское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Кежемского района, сельскохозяйственный производственный кооператив "Родина", федеральное государственное унитарное предприятие "Авиапредприятие "Черемшанка", государственное унитарное предприятие Учреждение УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю, Туруханское районное муниципальное унитарное предприятие "Туруханскэнерго".
ЗАО "Оганер-комплекс" не является гарантирующим поставщиком.
Комиссия отмечает, что в соответствии пунктом 1 части 2 статьи 55 указанного Федерального закона размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях"
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - ФЗ "О естественных монополиях") к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче электрической энергии.
Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" запрещается с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.
Требования настоящей статьи не распространяются на хозяйствующие субъекты, функционирующие в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в условиях отсутствия или ограничения конкуренции, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию объектов электроэнергетики, технологически не связанных с Единой энергетической системой России или технологически связанных с ней исключительно через электроэнергетические системы иностранных государств.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электроэнергию и тепловую энергию в РФ" энергоснабжающая организация - хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
РЭК Красноярского края представлены сведения (исх. N 2-1382/1 от 09.07.2009) о том, что на рынке торговли и распределения электрической энергии на территории г. Норильска Красноярского края (исх. N 2-1382/1 от 09.07.2009) кроме ЗАО "Оганер-комплекс" осуществляют деятельность следующие хозяйствующие субъекты:
- ООО "Объединение коммунальников N 1" (<_>);
- ООО "Энерготех" (<_>);
- ООО "Нордсервис" (<_>);
- ООО "Жилищная компания" (<_>);
- ООО "Талнахтехсервис" (<_>);
- ООО "Талнахбыт" (<_>);
- ООО "Жилищный трест" (<_>).
Несмотря на то, что энергопринимающие устройства ответчика подключены к коммуникационным сетям электроснабжения ЗАО "Оганер-комплекс", услуги энергоснабжения МУ "Управление жилищного фонда администрации г. Норильска" могли быть оказаны вышеперечисленными энергоснабжающими организациями.
На основании изложенного Комиссия делает вывод о том, что действия МУ "Управление жилищного фонда администрации г. Норильска", выразившиеся в заключении указанного контракта с ЗАО "Оганер-комплекс" без соблюдения требований Закона N 94-ФЗ, являются нарушающими требования действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Согласно ч. 17 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Последствием указанных действий ответчика явилось, в том числе, недопущение хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать соответствующие услуги, на рынок торговли и распределения электрической энергии на территории г. Норильска, так как МУ "Управление жилищного фонда администрации г. Норильска" при несоблюдении конкурсной процедуры, предусмотренной Законом N 94-ФЗ, при заключении указанного контракта с хозяйствующим субъектом, не имеющим статуса гарантирующего поставщика, не обеспечило равные условия доступа указанным хозяйствующим субъектам на рынок по оказанию соответствующих услуг по энергоснабжению.
МУ "Управление жилищного фонда администрации г. Норильска" в адрес управления были представлены документы, в соответствии с которыми 01.01.2011 ответчиком был заключен договор энергоснабжения с ЗАО "Оганер-комплекс", пунктом 10.2 которого предусмотрено, что муниципальный контракт энергоснабжения, зарегистрированный в реестре муниципальных контрактов муниципального образования город Норильск за номером <_> утратил силу с момента подписания договора от 01.01.2011.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 23, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства решила:
1. Признать МУ "Управление жилищного фонда администрации г. Норильска" нарушившим часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения муниципального контракта энергоснабжения, зарегистрированного в реестре муниципальных контрактов муниципального образования город Норильск за номером <_> с ЗАО "Оганер-комплекс", не имеющим статуса гарантирующего поставщика, без соблюдения требований, предусмотренных действующим законодательством.
2. Предписание по делу N 170-15-10 не выдавать в связи с истечением 01.01.2011 года
срока действия муниципального контракта энергоснабжения, зарегистрированного в реестре муниципальных контрактов муниципального образования город Норильск за номером <_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.Л. Лужбин
Члены Комиссии А.В. Баранова
Е.В. Куштысева
319.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 июня 2011 г. N 170-15-10
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016