Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 250-15-10 (опубликовано 19 декабря 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 10 сентября 2010 года
В полном объеме решение изготовлено 22 сентября 2010 года
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Харченко О.П., заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Мосина Т.Н., начальник отдела естественных монополий, Бычкова Я.Ю., начальник отдела контроля размещения государственного заказа, Ренкас В.И., старший государственный инспектор аналитического отдела (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 250-15-10, по признакам нарушения Правительством Красноярского края (660017, г. Красноярск, пр. Мира, 110) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Фармация" (далее - МУП "Фармация") об установлении постановлением Совета администрации Красноярского края от 02.08.2002 N 294-п "О государственном регулировании торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и изделия медицинского назначения" (в ред. Постановлений Совета администрации Красноярского края от 21.08.2002 N 317-п, от 20.04.2004 N 95-п, Постановлений Правительства Красноярского края от 21.08.2008 N 52-п, от 19.01.2010 N 8-п, от 16.02.2010 N 66-п) (далее - Постановление) различных торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (далее - ЖНВЛС) в городе Норильске и в городе Дудинка Красноярского края.
В соответствии с информацией, представленной МУП "Фармация", действия Совета администрации Красноярского края, а в настоящее время, в связи с принятием закона Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1930 "О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края" (далее - Закон) Правительства Красноярского края по установлению различных предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства не включенные в перечень ЖНВЛС для МУП "Фармация" и МУП МО г. Дудинка "Фармация" могут привести к нулевой рентабельности МУП "Фармация" и уходу указанного хозяйствующего субъекта с рынка розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения на территории г. Норильска.
На основании вышеизложенного Красноярским УФАС России принято решение о возбуждении в отношении Правительства Красноярского края дела N 250-15-10 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
К участию в рассмотрении дела привлечены: в качестве заявителя - МУП "Фармация", в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах - Министерство экономики и регионального развития Красноярского края.
В ходе рассмотрения дела N 250-15-10 по существу Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Правительству Российской Федерации надлежит устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
На основании части 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках постановления администрации Красноярского края от 24.09.2001 N 670-П "О государственном регулировании цен (тарифов) в крае" Правительством Красноярского края осуществляется регулирование торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.
На основании вышеизложенного Советом администрации Красноярского края принято Постановление.
Постановлением установлены предельные розничные надбавки, применяемые при формировании цен (без НДС) на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (кроме отпуска наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств, отпускаемых в лечебно-профилактические учреждения), не включенных в перечень ЖНВЛС:
а) к фактической отпускной цене (без НДС) производителя лекарственных средств и изделий медицинского назначения:
65 процентов - для районов Крайнего Севера, за исключением Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в том числе города Норильска;
100 процентов - для Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в том числе города Дудинка;
б) к отпускной цене организаций оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения:
62 процента - для районов Крайнего Севера и местностей с ограниченными сроками завоза, за исключением Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в том числе города Норильска;
80 процентов - для Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в том числе города Дудинка;
В соответствии с информацией, представленной в адрес Красноярского УФАС России МУП "Фармация", города Норильск и Дудинка географически находятся на одной широте (69 параллель), на одной территории (Таймырский полуостров), одинаково удалены от краевого центра, находятся в одинаковых климатических, экологических, экономических условиях. Доставка грузов осуществляется через один аэропорт (Алыкель) и один морской порт, расположенный в г. Дудинка, в равной степени отсутствует железнодорожное сообщение. Имея в целом одинаковый общий уровень материальных затрат к покупной стоимости товара (имеется только постатейное различие издержек обращения, вызванное особенностями структуры предприятий, выполняемых функций и т.д.), но разный размер предельной розничной надбавки МУП "Фармация" и МУП МО г. Дудинка "Фармация" имеют разные уровни рентабельности, а в связи с этим и разные возможности для материально - технического развития предприятия, для установления размера заработной платы сотрудникам.
Также из представленных МУП "Фармация" в адрес Красноярского УФАС России материалов следует, что установленные Постановлением предельные торговые надбавки к ценам на лекарственные средства, не включенные в перечень ЖНВЛС для районов Крайнего Севера, в том числе г. Норильска, не позволяют получить МУП "Фармация" необходимого для дальнейшего функционирования на рынке реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения уровня рентабельности финансово - хозяйственной деятельности.
По информации, представленной в адрес Красноярского УФАС России Правительством Красноярского края, Министерством экономики и регионального развития Красноярского края, сведениями, на основании которых был произведен расчет предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты не включенные в перечень ЖНВЛС, утвержденных Постановлением, Министерство экономики и регионального развития Красноярского края не располагает.
Рассмотрев материалы дела N 250-15-10, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с Законом Правительство Красноярского края выносит постановления, регулирующие различного рода общественные отношения, на территории Красноярского края.
Постановление вынесено в рамках полномочий, которые были предоставлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Постановление было вынесено в отсутствии нормативно - правового акта, определяющего порядок государственного регулирования предельных торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, не включенные в перечень ЖНВЛС, который в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" должен был принят Правительством Российской Федерации.
Установление предельных торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, не включенные в перечень ЖНВЛС, в отсутствии соответствующего Порядка не предусмотрено нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Решением Верховного суда Российской Федерации от 06.07.2010 N ГКПИ10 498 (далее - Решение) признана не действующей норма Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", устанавливающая право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вводить государственное регулирование предельных оптовых и предельных розничных торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, не включенные в перечень ЖНВЛС и изделия медицинского назначения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при обращении лекарственных средств, в том числе относится установление предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛС.
Таким образом, на основании Постановления, государственное регулирование торговых надбавок на лекарственные средства, не включенные в перечень ЖНВЛС в период - с 22.07.2010 осуществлялось в отсутствии нормы, позволяющей органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять данное регулирование.
Постановление не позволяет реализовывать хозяйствующим субъектам, в том числе МУП "Фармация", лекарственные препараты по рыночной стоимости, тем самым ограничивает свободу ценообразования, следствием чего может явиться отсутствие прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с реализацией лекарственных средств, не включенных в перечень ЖНВЛС, указанными хозяйствующими субъектами. Указанные действия (бездействия) могут привести к сокращению количества хозяйствующих субъектов, действующих на рынке реализации лекарственных средств, не включенных в перечень ЖНВЛС и изделий медицинского назначения.
Информацией об отмене Постановления, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (дата начала действия 01.09.2010), внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Красноярское УФАС России не располагает.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
1. В связи с совершением Правительством Красноярского края действий (принятие Постановления), бездействий (неосуществление действий по отмене Постановления в связи с вступлением в законную силу Решения - 22.07.2010), результатом которых могло явиться ограничение конкуренции на рынке реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения на территории Красноярского края, признать Правительство Красноярского края нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Обратиться в Арбитражный суд Красноярского края с иском о признании недействующим, противоречащим антимонопольному законодательству постановления Совета администрации Красноярского края от 02.08.2002 N 294-п "О государственном регулировании торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и изделия медицинского назначения" (в ред. Постановлений Совета администрации Красноярского края от 21.08.2002 N 317-п, от 20.04.2004 N 95-п, Постановлений Правительства Красноярского края от 21.08.2008 N 52-п, от 19.01.2010 N 8-п, от 16.02.2010 N 66-п).
Председатель комиссии
|
О.П. Харченко |
Члены комиссии:
|
Т.Н. Мосина
Я.Ю. Бычкова |
|
В.И. Ренкас |
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд, арбитражный суд Красноярского края.
341.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 250-15-10 (опубликовано 19 декабря 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016