Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 26 ноября 2013 г.
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе (далее - Комиссия):<_>
рассмотрев дело N 02-35/2013-048, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
- в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: Общества с ограниченной ответственностью "Эдем Плюс" (<_>), установила:
Ивановским УФАС России в ходе мониторинга рекламы, распространяемой на территории г.Иваново, выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, на здании по адресу: г.Иваново, ул. Красной Армии, д.5 у бара "Народный бар ПРОБКА" размещена реклама следующего содержания: "ПИВА ХО Возьми с собой! ПИВО НАШЕ - ПУЗО ВАШЕ! А еще - закуски!".
Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч.3 ст.21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Указанная реклама содержит также признаки нарушения п.5 и п.6 ч.2 ст.21 Закона о рекламе, в соответствии с указанными нормами реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их; в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
Факт распространения указанной рекламы подтверждается: Актом осмотра места распространения рекламы от 24 июня 2013 года, Актом осмотра места распространения рекламы от 25 ноября 2013 года, фотографиями.
Ивановским УФАС России по данному факту 31 октября 2013 года возбуждено дело N 02-35/2013-048 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к бару "Народный бар ПРОБКА" и к реализуемой в нем алкогольной продукции (пиву);
- призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.
22 июля 2011 года был опубликован и вступил в силу, за исключением отдельных положений, Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее - Закон N 218-ФЗ). Согласно Закону N 218-ФЗ с 1 июля 2012 года под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива. Статьей 3 указанного закона в Закон о рекламе внесены изменения, касающиеся порядка распространения рекламы алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе, которые вступили в силу с 23 июля 2012 года.
Согласно части 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
В письме ФАС России от 28.04.2011 N АК/16266 "О некоторых вопросах применения законодательства о рекламе" в отношении применения п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе разъясняется, что данная норма по смыслу ч.1 ст. 19 указанного закона к числу технических средств стабильного территориального размещения относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные объекты, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
В материалы дела представлено письмо Управления по делам наружной рекламы, информации и оформления города N01-25-645 от 28.08.2013 (вх.N 364ф от 28.08.2013), согласно которому не выдавалось каких-либо разрешений на установку рассматриваемой рекламно-информационной перетяжки у входа в помещение по адресу: г.Иваново, ул. Красной Армии, д.5.
Комиссией установлено, что 16.04.2013 и 28.08.2013 Управлением по делам наружной рекламы, информации и оформления города были выданы предписания ООО "Эдем Плюс" о демонтаже указанной перетяжки. Вместе с тем, сведения об исполнении предписаний в материалах дела отсутствуют.
Комиссия пришла к выводу, что рассматриваемая реклама подпадает под запрет, установленный п.5 ч.2 ст.21 Закона о рекламе на размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. Таким образом, установленная указанной нормой императивная обязанность не была исполнена ООО "Эдем Плюс".
Согласно материалам дела по адресу: г.Иваново, ул. Красной Армии, д. 8/2 напротив стены здания, где размещена рассматриваемая реклама, располагается Государственное бюджетное учреждение Ивановской области "Ивановская государственная филармония" (далее - Филармония). В соответствии с Уставом Филармония осуществляет следующие виды деятельности: организует и проводит филармонические концерты всех жанров, цикловые абонементные лектории, творческие мероприятия всех форм, фестивали и концерты; осуществляет филармоническую и концертную работу с детской аудиторией, направленную на повышение музыкальной культуры; привлекает молодежь к цивилизованным формам музыкального образования и творчества и др.
Сотрудниками Ивановского УФАС России был проведен осмотр места распространения рассматриваемой рекламы, по результатам которого определено, что расстояние между внешней стеной здания по адресу г.Иваново, ул. Красной Армии, д.8/2 и стеной здания по адресу г.Иваново, ул. Красной Армии, д.5, на которой размещается рассматриваемая реклама, в зависимости от выбранной точки измерения (левый или правый край рекламной перетяжки, проходная (служебный вход) в здание Филармонии) и др.) составляет от 32,4 до 56 метров, но в каждом случае менее ста метров.
Следовательно, ООО "Эдем Плюс" нарушило запрет, установленный п.6 ч.2 ст.21 Закона о рекламе, согласно которому реклама алкогольной продукции не должна размещаться, в том числе, в детских, образовательных организациях, театрах, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
Таким образом, ООО "Эдем Плюс" были нарушены нормы Закона о рекламе, регламентирующие размещение рекламы алкогольной продукции.
За нарушение требований ч.3 ст.21 Закона о рекламе, согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель. За нарушение требований п.5 и п.6 ч.2 ст.21 закона ответственность несет рекламораспространитель.
Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО "Эдем Плюс".
Представитель ООО "Эдем Плюс" на рассмотрение дела не явился.
До заседания Комиссии в Ивановское УФАС России поступило письмо (вх. N512ф от 26.11.2013), в котором ООО "Эдем Плюс" факт нарушения законодательства признало и сообщило, что рассматриваемая реклама распространяется Обществом только у бара "Народный бар ПРОБКА" по адресу: г.Иваново, ул. Красной Армии, д.5. В указанном письме ООО "Эдем Плюс" просило рассмотреть дело N 02-35/2013-048, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в отсутствие представителя Общества.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу, содержащую следующий текст: "ПИВА ХО Возьми с собой! ПИВО НАШЕ - ПУЗО ВАШЕ! А еще - закуски!", размещенную на здании по адресу: г.Иваново, ул. Красной Армии, д.5 у бара "Народный бар ПРОБКА", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.5 и п.6 ч.2, ч.3 ст.21 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Эдем Плюс" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение в полном объеме изготовлено 05 декабря 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N 02-35/2013-048
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
05 декабря 2013 года г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <_>
на основании своего решения от 05 декабря 2013 года по делу N 02-35/2013-048 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой ООО "Эдем Плюс"", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" (Далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Эдем Плюс" (<_>) устранить выявленные нарушения требования п.5 и п.6 ч.2, ч.3 ст.21 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" для чего в срок до 23 декабря 2013 года прекратить распространение ненадлежащей рекламы, содержащей следующий текст: "ПИВА ХО Возьми с собой! ПИВО НАШЕ - ПУЗО ВАШЕ! А еще - закуски!" без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, в том числе, на здании по адресу: г.Иваново, ул. Красной Армии, д.5.
2. ООО "Эдем Плюс" представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 13 января 2014 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 26 ноября 2013 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016