Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 26 ноября 2013 г. N 02-35/2013-046
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):<_>
рассмотрев дело N 02-35/2013-046, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
- в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ИП Шестухиной Н.А. (<_>) - <_>
- в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ИП Грудкиной М.Ю. (<_>), установила:
В ходе рассмотрения заявления, поступившего в Ивановское УФАС России, были выявлены факты распространения в газете "Местный спрос" рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, в газете "Местный спрос" N50(533) от 11.12.2012 стр. 15; N3(538) от 15.01.2013 стр. 14; N4(539) от 22.01.2013 стр.14; N5(540) от 29.01.2013 стр.14; N6(541) от 05.02.2013 стр.14 была опубликована реклама магазина "Центр кожи и меха", содержащая следующий текст: "Кредит (Русский стандарт, ОТП Банк, РусФинанс Банк, НАКТА-Кредит), рассрочка, терминал".
Указанная реклама не содержала наименование или имя лица, оказывающего финансовую услугу, что свидетельствует о признаках нарушения ч.1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Факт распространения указанной рекламы подтверждается: газетами "Местный спрос" N50(533) от 11.12.2012; N3(538) от 15.01.2013; N4(539) от 22.01.2013; N5(540) от 29.01.2013; N6(541) от 05.02.2013.
Ивановским УФАС России по данному факту 31 октября 2013 года возбуждено дело N 02-35/2013-046 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к магазину "Центр кожи и меха", товарам, а также финансовой услуге - кредите;
- призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Выдача кредита является финансовой услугой, так как оказывается банком или иной финансовой организацией и связана с привлечением денежных средств.
То, что объектом рекламирования в данном случае является финансовая услуга (кредит) подтверждается предоставленными в Ивановское УФАС России сведениями о заключенных ИП Грудкиной М.Ю. договорах с ЗАО "Банк Русский стандарт", ОАО "ОТП Банк", ООО "Русфинанс Банк", ООО "НАКТА-Кредит-Запад", предметом которых является порядок взаимодействия сторон при реализации предприятием товаров, приобретаемых клиентами с использованием кредита.
Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга, которая направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться ею, то существенной является информация, относящаяся к реквизитам (наименованию) организации, предоставляющей соответствующую услугу.
В соответствии с ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Следовательно, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны следующие наименования лиц, оказывающих финансовую услугу: ЗАО "Банк Русский стандарт", ОАО "ОТП Банк", ООО "Русфинанс Банк", ООО "НАКТА-Кредит-Запад".
В ч.1 ст. 28 Закона о рекламе регламентирован порядок исполнения рекламодателями и рекламораспространителями обязанности по указанию всех реквизитов организаций, оказывающих финансовые услуги. Данная императивная обязанность не была соблюдена. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
За нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ 37-00111 от 08.04.2010 учредителем газеты "Местный спрос" является <_> Пунктом 2.2.10 Договора между Учредителем и Издателем СМИ от 01.01.2011 предусмотрено, что ИП Шестухина Н.А., как издатель газеты "Местный спрос", обязана организовывать и обеспечивать распространение газеты коммерческим способом.
Таким образом, рекламодателем указанной рекламы является ИП Грудкина М.Ю., рекламораспространителем ИП Шестухина Н.А.
Согласно объяснениям ИП Шестухиной Н.А. текст рассматриваемой рекламы с указанием полных наименований кредитных организаций был изначально согласован с рекламодателем ИП Грудкиной М.Ю., однако из-за технического сбоя рассматриваемая реклама была опубликована не полностью.
На рассмотрении дела N02-35/2013-046, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, представитель ИП Шестухиной Н.А. факт нарушения законодательства о рекламе признала, изложенные письменно объяснения поддержала.
На рассмотрении указанного дела ИП Грудкина М.Ю. сообщила, что в настоящее время реклама распространяется только в газете "Местный спрос" в исправленном виде.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу магазина "Центр кожи и меха", содержащую следующий текст: "Кредит (Русский стандарт, ОТП Банк, РусФинанс Банк, НАКТА-Кредит), рассрочка, терминал", опубликованную в газете "Местный спрос" N50(533) от 11.12.2012 на стр. 15; N3(538) от 15.01.2013 стр. 14; N4(539) от 22.01.2013 на стр.14; N5(540) от 29.01.2013 на стр.14; N6(541) от 05.02.2013 на стр.14, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением распространения указанной рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 27 ноября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 26 ноября 2013 г. N 02-35/2013-046
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016