Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 19 декабря 2011 г. N 395-89Р
Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2011 года
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <>
члены Комиссии: <>
рассмотрев дело N 395-89р по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (Ул. Ямского Поля 5-я, 19/21 г. Москва, 125124) (далее - ФГУП "ВГТРК"), требований части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии представителей ФГУП "ВГТРК" - <> филиала ФГУП "ВГТРК" "ГТРК Воронеж" <> <> (далее - представители ФГУП "ВГТРК"), установила:
Воронежским УФАС России установлено распространение 25.10.2011 в эфире телеканала "Россия" (Россия 1) в телепрограмме "Вести Воронеж" (с 20 часов 30 минут до 20 часов 50 минут (мск)) (далее - телепрограмма "Вести Воронеж" от 25.11.2011) информации следующего содержания: "Аптеки со складскими ценами - в Воронеже и в Лисках открылись 5 точек в новом формате. В преддверие зимних холодов вопрос доступности лекарственных препаратов становится особенно актуальным. Тут важно все: чтобы сама аптека была удобно расположена и в ней всегда были нужные медикаменты по доступным ценам. А это становится возможным, когда товар поступает напрямую со склада крупной межрегиональной аптечной сети.
<> покупатель: "Я, конечно, в первую очередь, смотрю и спрашиваю цены, хорошо в них ориентируюсь. Поэтому, когда увидела здесь новую Аптеку от склада, сразу пошла туда. Цены здесь очень понравились, и теперь за лекарствами я буду ходить только сюда. Также очень удобно, буду ходить по дороге к дому. И сейчас вот зашла и взяла все необходимые себе лекарства"
<> старший фармацевт "Аптеки от склада" "Наши аптеки очень быстро стали популярными именно благодаря своей доступности и широкому выбору лекарственных препаратов. Товар поступает к нам напрямую со склада крупной межрегиональной аптечной сети "Фармаимпекс" Это позволяет при богатом ассортименте сократить издержки, и в итоге предложить хорошие цены покупателям"" (далее - рассматриваемая информация).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (Сеть "Аптека от склада", товары, реализуемые в сети "Аптека от склада", межрегиональная аптечная сеть "Фармаимпекс"), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению товара на рынке (далее - рассматриваемая реклама).
27.10.2011 Воронежским УФАС России у ФГУП "ВГТРК" истребована копия записи эфира телеканала ФГУП "ВГТРК" и ГТРК "Воронеж" за 25.10.2011 с 20 часов 20 минут до 21 часа 00 минут (мск) (исх N 03-16/4082 от 27.10.2011).
11.11.2011 в Воронежское УФАС России филиалом ВГТРК ГТРК "Воронеж" предоставлена копия записи эфира телеканала ФГУП "ВГТРК" и ГТРК "Воронеж" за 25.10.2011 с 20 часов 20 минут до 21 часа 00 минут (мск) (вх. N 01-11/182 от 11.11.2011).
28.11.2011 Воронежским УФАС России возбуждено дело N395-89р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ФГУП "ВГТРК". Рассмотрение дела назначено на 09 часов 20 минут 19.12.2011.
19.12.2011 в ходе рассмотрения дела, представители ФГУП "ВГТРК" заявили, что рассматриваемая информация не является рекламой и представляет собой сугубо информационный сюжет.
Ознакомившись с материалами дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия считает рассматриваемую рекламу ненадлежащей по следующим основаниям.
В силу пункта 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" ненадлежащей признается реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 ФЗ "О рекламе", прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
Распространение рассматриваемой рекламы не предварялось сообщением о последующей трансляции рекламы, что является нарушением части 1 статьи 14 ФЗ "О рекламе".
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение части 1 статьи 14 Закона несет рекламораспространитель.
Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В данном случае рекламораспространителем является ФГУП "ВГТРК", так как оно, в том числе, является держателем лицензии на осуществление телевизионного вещания серия ТВ N 18466 от 04 июля 2011 года на телеканале "Россия" (Россия 1).
Закреплённое законодательное определение "реклама", рассматриваемое в рамках настоящего дела, а также подробный анализ рекламного сюжета (последовательность подачи информации, логическая связь информации с видеорядом и т.д.) свидетельствуют о том, что транслируемый сюжет направлен на привлечение внимания потребителей к конкретным объектам рекламирования - Сеть "Аптека от склада", товары, реализуемые в сети "Аптека от склада", межрегиональная аптечная сеть "Фармаимпекс".
Комиссия отклоняет доводы представителей ФГУП "ВГТРК" о том, что информация об открытии сети "Аптека от склада" не является рекламой и представляет собой сугубо информационный сюжет, поскольку данная информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к конкретным объектам (сеть "Аптека от склада", товары, реализуемые в сети "Аптека от склада", межрегиональная аптечная сеть "Фармаимпекс"), формирует и поддерживает интерес к ним, а также продвигает их на рынке, то есть, в соответствии с определением, данным в Законе является рекламой.
На основании части 1 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (Ул. Ямского Поля 5-я, 19/21 г. Москва, 125124) (далее - ФГУП "ВГТРК") следующего содержания:
"Аптеки со складскими ценами - в Воронеже и в Лисках открылись 5 точек в новом формате. В преддверие зимних холодов вопрос доступности лекарственных препаратов становится особенно актуальным. Тут важно все: чтобы сама аптека была удобно расположена и в ней всегда были нужные медикаменты по доступным ценам. А это становится возможным, когда товар поступает напрямую со склада крупной межрегиональной аптечной сети.
<> покупатель: "Я, конечно, в первую очередь, смотрю и спрашиваю цены, хорошо в них ориентируюсь. Поэтому, когда увидела здесь новую Аптеку от склада, сразу пошла туда. Цены здесь очень понравились, и теперь за лекарствами я буду ходить только сюда. Также очень удобно, буду ходить по дороге к дому. И сейчас вот зашла и взяла все необходимые себе лекарства"
<> старший фармацевт "Аптеки от склада" "Наши аптеки очень быстро стали популярными именно благодаря своей доступности и широкому выбору лекарственных препаратов. Товар поступает к нам напрямую со склада крупной межрегиональной аптечной сети "Фармаимпекс" Это позволяет при богатом ассортименте сократить издержки, и в итоге предложить хорошие цены покупателям"", поскольку указанная реклама нарушает требования части 1 статьи 14 ФЗ "О рекламе", а именно: 25.10.2011 ФГУП "ВГТРК" распространенило рассматриваемую рекламу в эфире телеканала "Россия" (Россия 1) в телепрограмме "Вести Воронеж" (с 20 часов 30 минут до 20 часов 50 минут (мск)) без сообщения о последующей трансляции рекламы.
2. Выдать ФГУП "ВГТРК" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Решение в полном объеме изготовлено 20 декабря 2011 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 19 декабря 2011 г. N 395-89Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016