Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
N А-260-10-11 (опубликовано 20 декабря 2011 г.)
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), рассмотрев дело NА-260/10-11, возбужденное в отношении ГУП "Башавтотранс" РБ <_> по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (вход. N11570 от 20.09.2011) поступило обращение ООО "КВАНТА" <_> в котором сообщается на действия БПОА и ПА - филиала ГУП "Башавтотранс" РБ, нарушающие антимонопольное законодательство.
ООО "КВАНТА" 26.07.2011 обратилось с письмом в адрес генерального директора БПОА и ПА - ГУП филиала ГУП "Башавтотранс" РБ с просьбой согласовать расписание движения автобусов по маршруту между субъектами Российской Федерации "Оренбург-Уфа-Пермь".
Письмом БПОА и ПА - филиала ГУП "Башавтотранс" РБ (исх. N1137 от 01.09.2011) с приложением расписания движения автобусов по автобусному маршруту между субъектами Российской Федерации "Оренбург-Уфа-Пермь" ООО "КВАНТА" сообщено, что в соответствии с установленным порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации считает необходимым включить в расписание паритетного заказчика. Учитывая взаимовыгодные отношения перевозчиков Республики Башкортостан и Оренбургской области, предлагает рассмотреть вопрос о паритетном обслуживании автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации "Оренбург-Уфа-Пермь" автотранспортными предприятиями ГУП "Башавтотранс" РБ.
В ходе анализа представленных документов в действиях ГУП "Башавтотранс" РБ были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Приказом от 29.09.2011 N453 в отношении ГУП "Башавтотранс" РБ возбуждено дело NА-260/10-11 по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ограничении ГУП "Башавтотранс" РБ, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, конкуренции на данном рынке и не обоснованном отказе в согласовании с ООО "КВАНТА" расписания движения автобусов по маршруту между субъектами Российской Федерации "Оренбург-Уфа-Пермь".
Рассмотрение дела было назначено на 17.10.2011. В связи с необходимостью предоставления дополнительных материалов, а также по ходатайствам лиц, участвующих в рассмотрении дела, рассмотрение дела несколько раз откладывалось.
Определением о назначении дела NА-260/10-11 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 03.10.2011 у ГУП "Башавтотранс" РБ было запрошено мотивированное обоснование отказа ООО "КВАНТА" <_> в согласовании расписания автобусов по маршруту между субъектами Российской Федерации "Оренбург-Уфа-Пермь" и заключении договора на оказание посреднических услуг в перевозке пассажиров и багажа по указанному маршруту.
Позиция ГУП "Башавтотранс" РБ, изложенная в письме от 12.10.2011 Nисх. - 7/4076 такова:
ГУП "Башавтотранс" РБ не отказывало ООО "КВАНТА" в согласовании расписания движения автобусов и заключении договора. В письме от 01.09.2011 NОМП-8/3338 ГУП "Башавтотранс" РБ указывает, что считает необходимым включить в расписание паритетного перевозчика, поскольку согласно письму Российского автотранспортного союза от 20.10.2003 (исх. NРАС 2/807-ис) и согласно приложению N6 (образец расписания движения автобусов по регулярному автобусному маршруту между субъектами Российской Федерации) в расписании при наличии нескольких перевозчиков указывается каждый перевозчик в отдельности. Также, со стороны ГУП "Башавтотранс" РБ выдвинуто предложение о рассмотрении вопроса о паритетном обслуживании межобластного маршрута "Оренбург-Уфа-Пермь" ООО "КВАНТА" и транспортными предприятиями ГУП "Башавтотранс" РБ в течение многих лет осуществляет перевозки на указанном маршруте, имеет утвержденное расписание и внесенный Минтрансом России в общероссийский реестр N02113977 от 03.12.2009.
В вышеназванном расписании время отправления автобусов ГУП "Башавтотранс" РБ из г.Оренбург указано в 7.00 часов, из г.Пермь 07.00 часов. В представленном ООО "КВАНТА" на согласование расписании движения автобусов время отправления заявлено из г.Оренбург в 6.50 часов, из г.Пермь в 06.50 часов, то есть за 10 минут до отправления автобусов ГУП "Башавтотранс" РБ при совпадении маршрута движения и отправления из пунктов назначения по дням недели.
В связи с вышеизложенным ГУП "Башавтотранс" РБ предлагает ООО "КВАНТА" выстраивать отношения на паритетных началах и внести изменения в расписание движения автобусов во избежание ущемления прав и законных интересов хозяйствующих субъектов.
В дополнение к заявлению ООО "КВАНТА" в письме от 14.10.2011 N200 сообщила следующее:
ООО "КВАНТА" осуществляет регулярные маршруты N979 "Соль-Илецк-Оренбург-Пермь". Маршрут внесен в реестр Минтранса России 07.04.2007. Данный маршрут проходит через территорию Республики Башкортостан, а именно через автовокзал г.Уфы в сторону г.Пермь в 21.40 часов, а в обратном направлении из г.Уфы до г.Оренбург в 23.50 часов.
Регулярный маршрут N501 "Оренбург-Уфа" внесен в реестр Минтранса России 24.01.2011 и начал работать по графику отправления из г.Оренбург в 11.00 часов, отправление из г.Уфы в 10.30 часов с 02.0.2011. При согласовании расписания Башкирским производственным объединением автовокзалов и пассажирских автостанций - филиалом ГУП "Башавтотранс" РБ (далее - БПОА и ПА - филиал ГУП "Башавтотранс" РБ) должен был открыть такой же маршрут на паритете, то есть работать по этому же расписанию через день. Однако, когда ООО "КВАНТА" отработало на данном маршруте март, апрель и май, в июне БПОА и ПА - филиал ГУП "Башавтотранс" РБ начало устанавливать до отправления автобусов ООО "КВАНТА" свои автобусы с временем отправления 10.10 часов, то есть за 20 минут до отправления автобуса, принадлежащего ООО "КВАНТА", продаются все билеты на автобусы ГУП "Башавтотранс" РБ и все пассажиры просто загоняются в автобус с временем отправления 10.10. часов.
Представленные реестры путевых листов отражают суммы проданных билетов, где видно, что в мае 2011 года выручка по проданным билетам на автовокзалах БПОА и ПА - филиала ГУП "Башавтотранс" РБ составила <_> руб., в июне - <_>руб. (59%), в июле <_>руб. (48%), в августе <_>руб. (57%).
Аналогичная ситуация и с маршрутом N979 "Соль-Илецк-Оренбург-Пермь". Автобусы ООО "КВАНТА" в направлении г.Оренбург по расписанию отправляется из г.Уфы в 23.50 часов. С июля 2011 года БПОА и ПА - филиал ГУП "Башавтотранс" РБ отправляет в 23.00 часов свой автобус в г.Оренбург.
По мнению ООО "КВАНТА" БПОА и ПА - филиал ГУП "Башавтотранс" РБ умышленно сокращает интервалы движения между автобусами, подставляя свои автобусы, забирает пассажиров, что снизило загрузку автобусов ООО "КВАНТА" почти в два раза, вытесняет ООО "КВАНТА" с рынка оказания услуг по перевозке пассажиров. БПОА и ПА - филиал ГУП "Башавтотранс" РБ злоупотребляет своим доминирующим положением, так как автобусы имеют преимущество перед автобусами ООО "КВАНТА" и действия БПОА и ПА - филиал ГУП "Башавтотранс" РБ являются дискриминационными по отношению к ООО "КВАНТА" и направлены на ограничение конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по расписанию по маршрутам "Оренбург-Уфа" и "Соль-Илецк-Оренбург-Пермь".
Несмотря на подписанный договор на оказание посреднических услуг по реализации билетов между ООО "КВАНТА" и филиалом по реализации билетов, продажа билетов на автобусы ООО "КВАНТА" игнорируется. При анализе количества проданных билетов автовокзалами ГУП "Башавтотранс" РБ наблюдается следующая картина: имеются случаи, когда ведомости нулевые, выставление дополнительных автобусов за 5-10 минут до отправления автобусов ООО "КВАНТА".
В дополнение к заявлению ООО "КВАНТА" в письме от 21.10.2011 N202 сообщила следующее:
В соответствии с п.24 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N112, общее расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории автовокзала, вывешивается в кассовом зале или зале ожидания, а также при входе в основное здание автовокзала. Указанное расписание должно содержать сведения о прибытии и отправлении транспортных средств по каждому маршруту регулярных перевозок, в том числе дни недели и время (в часах и минутах).
Кроме того, в п.2.22 договора на оказание посреднических услуг по реализации билетов между ООО "КВАНТА" и БПОА и ПА - филиалом ГУП "Башавтотранс" РБ в обязанности БПОА и ПА - филиала ГУП "Башавтотранс" РБ входит информирование пассажиров по всем вопросам их перевозки в междугородном и пригородном сообщениях.
Расписания движения автобусов на автовокзалах и автостанциях БПОА и ПА - филиала ГУП "Башавтотранс" РБ составлены в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N112. Используя свое доминирующее монополистическое положение на всех автовокзалах БПОА и ПА - филиал ГУП "Башавтотранс" РБ (г.Кумертау, г.Салават, г.Уфа) в расписании указан маршрут "Оренбург-Уфа", и время отправления автобусов, принадлежащих БПОА и ПА - филиалу ГУП "Башавтотранс" РБ. Отсутствуют номера маршрутов, то есть маршруты не внесены в реестр Минтранса России, такой подход создает возможность без оформления разрешительных документов оказывать услуги перевозки пассажиров только транспортом БПОА и ПА - филиал ГУП "Башавтотранс" РБ. Информация об отправлении автобусов других перевозчиков на автовокзалах с указанием номеров маршрутов, времени отправления, времени прибытия на конечный пункт не указаны. Поэтому, пассажиру "навязываются" услуги монополиста, об услугах других перевозчиков он не информирован, в связи с чем отсутствует выбор услуг для перевозчика.
Несмотря на то, что ООО "КВАНТА" зарегистрировало и внесло в реестр Минтранса России 24.01.2011 регулярный маршрут N501 "Оренбург-Уфа", с временем отправления из г.Уфы в 10.30 часов, в расписании на автовокзалах БПОА и ПА - филиал ГУП "Башавтотранс" РБ эта информация отсутствует. Информация об отправлении автобусов ООО "КВАНТА" в 12.35 часов тоже имеется не на всех автовокзалах.
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
ГУП "Башавтотранс" РБ согласно Уставу, утвержденному 12.11.2004, является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником (п.1.3.), хозяйствующим субъектом, основным видом деятельности которого является организация и выполнение услуг по обеспечению перевозок пассажиров автобусами в международном, междугородном и пригородном сообщениях. ГУП "Башавтотранс" РБ организует работу терминалов для переработки и хранения грузов, создает систему сервисного обслуживания для транзитного транспорта (в том числе гостиничное обслуживание, автостоянка, ремонт, заправка ГСМ, газом) и др.
В соответствии с пунктами 2.3. и 2.7. Положения о государственном комитете Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 01.10.2010 NУП-585 государственное регулирование в сфере осуществления пассажирских перевозок населения автомобильным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Башкортостан относится к компетенции Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству. Также к компетенции Госкомитета относится координация деятельности предприятий и организаций транспортного комплекса и дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
Госкомитету Республики Башкортостан в сфере транспорта и дорожного хозяйства перешли функции преобразованного Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан.
ГУП "Башавтотранс" РБ, согласно письму Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан от 07.04.2008 N16-04/59, является собственником автовокзалов (пассажирских автостанций) по Республике Башкортостан, и осуществляет деятельность по оказанию услуг транспортных терминалов, относится в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" к субъекту естественной монополии и занимает на основании ч.5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующее положение на данном рынке.
Положение об организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19.10.2004 N207 (далее - Положение о перевозках пассажиров в РБ), действовало на момент совершения ГУП "Башавтотранс" РБ рассматриваемых действий, имеющих признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Положение о перевозках пассажиров в РБ утратило силу со 02.11.2011 в связи с изданием постановления Правительства Республики Башкортостан от 02.11.2011 N390.
Согласно п.1.6.2 Положение о перевозках пассажиров в РБ, автовокзал (пассажирская автостанция) - организация (линейное сооружение), осуществляющая производственную деятельность по сервисному обслуживанию пассажиров; координацию движения автобусов на вновь открываемом маршруте с движением автобусов на существующих маршрутах, а также с работой других видов пассажирского транспорта.
В соответствии с пунктами 1.6.4. и 1.6.5. Положения о перевозках пассажиров в РБ под межмуниципальным маршрутом в пригородном сообщении понимается маршрут, выходящий за пределы черты города или иного поселения на расстояние до 50 км включительно и пролегающий в границах территорий двух и более муниципальных районов республики.
Под межмуниципальным маршрутом в междугородном сообщении понимается маршрут, выходящий за пределы черты города или иного поселения на расстояние более 50 км и пролегающий в границах территорий двух и более муниципальных районов республики.
Пунктом 2.4. Положения о перевозках пассажиров в РБ установлено, что отправление (прибытие) автобусов на маршрутах общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан должно осуществляться с автовокзалов на основании договоров, заключенных между перевозчиками и автовокзалами.
Таким образом, хозяйствующий субъект (автоперевозчик), оказывающий услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по междугородним и пригородным маршрутам обязан заключить с автовокзалом договор на оказание посреднических услуг в организации перевозки пассажиров.
Приказом Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан от 27.06.2005 N41 утвержден порядок заключения договоров между перевозчиками и владельцами автовокзалов (пассажирских автостанций) и согласования расписаний (графиков) движения автобусов при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном (межрайонном и междугородном) сообщениях в Республике Башкортостан.
Согласно указанному приказу перевозчик для заключения договора с владельцем автовокзала должен представить следующие документы: письменное заявление о намерении заключить договор с владельцем автовокзала и о согласовании расписания движения автобусов на маршруте, с указанием наименования и организационной формы юридического лица, его местонахождения и банковских реквизитов, номера банковского счета; копию лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом; сведения о количестве и типе транспортных средств; расписание (график) движения автобусов на маршруте.
Решение о заключении договора или об отказе в его заключении должно приниматься в двухнедельный срок. Отказ в заключении договора возможен в случае представления документов не в полном объеме и когда возможности автовокзала не позволяют обеспечить перевозчику безопасные условия перевозки.
Других случаев отказа в заключении договора на оказание посреднических услуг в организации перевозок пассажиров не предусмотрено.
ООО "КВАНТА" 26.07.2011 обратилось с письмом в адрес генерального директора БПОА и ПА - ГУП филиала ГУП "Башавтотранс" РБ с просьбой согласовать расписание движения автобусов по маршруту между субъектами Российской Федерации "Оренбург-Уфа-Пермь".
Письмом БПОА и ПА - филиала ГУП "Башавтотранс" РБ (исх. N1137 от 01.09.2011) с приложением расписания движения автобусов по автобусному маршруту между субъектами Российской Федерации "Оренбург-Уфа-Пермь" ООО "КВАНТА" сообщено, что в соответствии с установленным порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации считает необходимым включить в расписание паритетного заказчика. Учитывая взаимовыгодные отношения перевозчиков Республики Башкортостан и Оренбургской области, предлагает рассмотреть вопрос о паритетном обслуживании автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации "Оренбург-Уфа-Пермь" автотранспортными предприятиями ГУП "Башавтотранс" РБ.
Тем самым, ГУП "Башавтотранс" РБ отказало в согласовании с ООО "КВАНТА" расписания движения автобусов по маршруту между субъектами Российской Федерации "Оренбург-Уфа-Пермь".
Необходимо отметить, что ГУП "Башавтотранс" РБ осуществляет деятельность на товарном рынке - деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию - код 60.21. ОКВЭД - Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N454-ст. Таким образом, ГУП "Башавтотранс" РБ в лице филиалов - автотранспортных предприятий (АТП) является конкурентом для ООО "КВАНТА". Учитывая, что ГУП "Башавтотранс" РБ и ООО "КВАНТА" осуществляют оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по расписанию на междугородных и пригородных маршрутах в Республике Башкортостан и за ее пределами, то в силу Пункта 2.4. Положения о перевозках пассажиров в Республике Башкортостан обязаны заключить договор на оказание посреднических услуг в организации пассажирских перевозок с БПОА и ПА - филиалом ГУП "Башавтотранс" РБ.
В своих выводах Комиссия основывается на том, что ГУП "Башавтотранс" РБ в лице филиала - БПОА и ПА является хозяйствующим субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность на основе заключаемых договоров на оказание услуг, не связанных с перемещением пассажиров и багажа, но имеющих непосредственное отношение к перевозке пассажиров.
Вышеизложенное подтверждается приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 N200 и ГОСТом Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта", согласно которому услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяются на услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств (услуги по перевозке) и на услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке (пункт 3.1 ГОСТ Р 51825-2001).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Таким образом, ГУП "Башавтотранс" РБ нарушило пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части злоупотребления доминирующим положением, а именно: не обоснованно отказало в согласовании с ООО "КВАНТА" расписания движения автобусов по маршруту между субъектами Российской Федерации "Оренбург-Уфа-Пермь".
В письме БПОА и ПА - филиала ГУП "Башавтотранс" РБ (исх. N1137 от 01.09.2011) с приложением расписания движения автобусов по автобусному маршруту между субъектами Российской Федерации "Оренбург-Уфа-Пермь" ООО "КВАНТА" сообщается, что в соответствии с установленным порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации считает необходимым включить в расписание паритетного заказчика. Учитывая взаимовыгодные отношения перевозчиков Республики Башкортостан и Оренбургской области, предлагает рассмотреть вопрос о паритетном обслуживании автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации "Оренбург-Уфа-Пермь" автотранспортными предприятиями ГУП "Башавтотранс" РБ.
Вместе с тем, следует отметить, что согласование расписания движения осуществляется БПОА и ПА - филиалом ГУП "Башавтотранс" РБ.
Таким образом, вышеуказанные действия ГУП "Башавтотранс" РБ, выразившиеся в ограничении конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом не обоснованном отказе в согласовании с ООО "КВАНТА" расписания движения автобусов по маршруту между субъектами Российской Федерации "Оренбург-Уфа-Пермь", ущемили (могли ущемить) интересы ООО "КВАНТА", являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно ч.1 ст.8 Конституции Российской Федерации в государстве гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В соответствии с ч.3 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ответчики по делу не представили доказательств, что каким-либо федеральным законом введены ограничения перемещения товаров и услуг.
В п.1 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Кроме того, в той же норме отдельно указано, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. При этом в ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" содержится специальная по отношению к ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации норма, которая указывает, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и(или) ущемление интересов других лиц. Следовательно, любые действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, которые влекут или могут повлечь последствия, указанные в ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", признаются законодателем выходом за пределы субъективных прав, определяющих доминирующее положение хозяйствующего субъекта, т.е. злоупотреблением правом.
На основании ст.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" целями указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свобода экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда от 30.06.2008 N30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление Пленума Высшего арбитражного суда) в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
На основании ст.39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В п.5 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда от 30.06.2008 N30 указано, что антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.48. Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
28.11.2011 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ООО "КВАНТА" представило письмо от 28.11.2011 N228 о направлении документов, подтверждающих достигнутую договоренность между ООО "КВАНТА" и ГУП "Башавтотранс" РБ по открытию маршрута "Оребург-Уфа-Пермь". Маршрут движения согласован в Государственном комитете Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, расписание согласовано в ГУП "Башавтотранс" РБ. Руководитель ГУП "Башавтотранс" РБ при личной встрече гарантировал руководителю ООО "КВАНТА" не создавать препятствий по продаже билетов на автобусы, принадлежащие ООО "КВАНТА", и осуществлять продажу билетов пассажирам по их желанию, не злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке.
Таким образом, факт нарушения ГУП "Башавтотранс" РБ пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части злоупотребления доминирующим положением, а именно не обоснованном отказе в согласовании с ООО "КВАНТА" расписания движения автобусов по маршруту между субъектами Российской Федерации "Оренбург-Уфа-Пермь", имеется, но до вынесения Комиссией Башкортостанского УФАС России решения нарушение антимонопольного законодательства добровольно устранено.
Рассчитать размер причиненного ответчиком ущерба не представляется возможным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, п.1 ч.1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России решила:
1. Признать Государственное унитарное предприятие "Башавтотранс" Республики Башкортостан нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части злоупотребления доминирующим положением, а именно не обоснованном отказе в согласовании с ООО "КВАНТА" расписания движения автобусов по маршруту между субъектами Российской Федерации "Оренбург-Уфа-Пермь".
2. Прекратить рассмотрение дела в отношении Государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" Республики Башкортостан (<_> о нарушении пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
3. В связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства и его последствий Государственному унитарному предприятию "Башавтотранс" Республики Башкортостан предписание не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан N А-260-10-11 (опубликовано 20 декабря 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016