Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 481-10-10 (опубликовано 20 декабря 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 9 марта 2011 года. В полном объеме решение изготовлено 22 марта 2011 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии - Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти; Капсудин Е.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти рассмотрела дело N 481-10-10, возбужденное в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ул. Новая Басманная, 2, г.Москва, 107144) (далее - ОАО "РЖД", Перевозчик, Ответчик) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") по собственной инициативе путем выделения из дела N375-10-10 в отдельное производство настоящего дела.
при участии в заседании Комиссии представителей:
ОАО "РЖД" - <_> по доверенности от 18.01.2011, <_> по доверенности от 12.11.2009
ОАО "Мостоконструкция" - <_> по доверенности от 19.08.2009 N15/666
Общества с ограниченной ответственностью "Красноярский котельный завод" (ул.Кишиневская, 16, г.Красноярск, 660013) (далее - ООО "ККЗ) - <_> по доверенности от 12.11.2010.
в отсутствии представителей общества с ограниченной ответственностью "РУСЛИ" (660124, г.Красноярск, ул. Борисевича, 30 "а") (далее - ООО "РУСЛИ"), открытого акционерного общества "Вторцветмет" (660049, г.Красноярск, ул. Конституции, 17) (далее - ОАО "Вторцветмет"), общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Сиб-ЭкоМеталл" (660050, г.Красноярск, ул. Кутузова, 1, стр. 125) (далее - "Сиб-ЭкоМеталл"), общества с ограниченной ответственностью "Втормет" (660050, ул. Спортивная, 120) (далее - ООО "Втормет"), общества с ограниченной ответственностью "Росток-Сибирь" (ул. Кутузова, 1, стр. 85, г.Красноярск, 660050) (далее - ООО "Росток-Сибирь"), общества с ограниченной ответственностью "Гринмар" (660124, г.Красноярск, ул. Тамбовская, 35) (далее- ООО "Гринмар"), общества с ограниченной ответственностью "Сибирская тайга" (660124, г.Красноярск, ул.Тамбовская, 35) (далее - ООО "Сибирская тайга"), общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-М" (660124, г.Красноярск ул. Тамбовская, 35) (далее - ООО "Прогресс-М"), общества с ограниченной ответственностью КЗЛМК "Маяк" (663614, г.Канск, 9-й км. Тасеевского тракта1) (далее- ООО "Маяк"), закрытого акционерного общества "Красный Яр-Шина" (660014, г.Красноярск, ул. Тамбовская, 5) (далее- ЗАО "Красный Яр-Шина"), общества с ограниченной ответственностью "ЕнисейПродукт" (660014, г.Красноярск, ул. Говорова, 44 "а") (далее - ООО "ЕнисейПродукт"), общества с ограниченной ответственностью "Сталь" (660013, г.Красноярск, ул. Айвазовского, 6) (далее - ООО "Сталь"), закрытого акционерного общества "Орлан" (660014, г.Красноярск, ул. Тамбовская, 9) (далее - ЗАО "Орлан"), общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая компания "ДекАрт" (660014, г.Красноярск, ул.Тамбовская, 5, стр. 22) (далее - ООО "ДекАрт"), ООО "ККЗ" (660013, г.Красноярск, ул. Кишиневская, 16), общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Ленком" (660013, г.Красноярск, ул. Энергетиков, 58 "г") (далее- ООО "Ленком"), Федерального государственного учреждения комбинат "Ермак" (660013, г.Красноярск, ул.Кишиневская, 16 "а") (далее - ФГУ "Ермак"), общества с ограниченной ответственностью "Движение" (690091, г.Владивосток, Океанский проспект, 13) (далее - ООО "Движение"), общества с ограниченной ответственностью "Магистраль" (660004, г.Красноярск, ул. Солнечная, 12, стр. 7, офис 206) (далее- ООО "Магистраль"), Федерального государственного учреждения комбинат "Сибирский" (660013, г.Красноярск, ул. Спортивная, 192 "а") (далее - ФГУ "Сибирский"), общества с ограниченной ответственностью Компания "СибТрансСервис" (660032, г.Красноярск, ул. Дубенского, 4, офис 214) (далее - ООО "СибТранСервис"), общества с ограниченной ответственностью "МТК- Сервис" (660018, г.Красноярск, ул.Толстого, 17, 127) (далее- ООО "МТК-Сервис"), уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела N481-10-10 установила:
Приказом Красноярского УФАС России от 08.09.2010 N567, в отношении ОАО "РЖД" возбуждено дело N375-10-10 по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела N375-10-10 Комиссией Красноярского УФАС России было установлено, что в адрес Красноярского УФАС России поступило заявление (исх. N28 от 02.06.2010, вх. N7145 от 03.06.2010) ООО "Росток-Сибирь" с жалобой на действия ОАО "Мостоконструкция", выразившиеся в необоснованном, по мнению ООО "Росток-Сибирь", требовании ОАО "Мостоконструкция" заключить договор на пользование железнодорожным путём неообщего пользования, принадлежащим ОАО "Мостоконструкция" на праве собственности, через который ОАО "РЖД" осуществляется подача - уборка вагонов Заявителю.
Поскольку рассмотреть обращения по существу без дополнительной информации (сведений) не представлялось возможным, в целях обеспечения объективности и законности его рассмотрения у ООО "Росток- Сибирь", ОАО "Мостоконструкция" и ОАО "РЖД" были запрошены необходимые сведения (исх N7902 от 18.06.2010; исх. N 7900 от 18.06.2010; исх. N7901 от 18.06.2010).
При анализе, информации полученной от ОАО "РЖД" (исх. N13-2986/19юр от 06.07.2010 вх. N9072 от 06.07.2010), ОАО "Мостоконструкция" (исх. N15/548 от 28.06.2010 вх. N8637 от 29.06.2010) и ООО "Росток Сибирь" (исх. N44 от 28.07.2010 вх. N10492 от 29.07.2001) установлено, что ОАО "Мостоконструкция" является собственником железнодорожного пути необщего пользования протяженностью 6096,94-м о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 3 марта 2004 сделана запись N24:01:31.2004:100, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 24ГР N004590 от 03.03.2004.
Согласно техническому паспорту на сооружение от 23.07.2003, изготовленному Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный центр инвентаризации и учёта объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее - ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ"), уполномоченные представители Красноярской железной дороги и ОАО "Мостоконструкция" 17 июня 2003 года подписали акт разграничения балансовой принадлежности подъездных железнодорожных путей и эксплуатационной ответственности. Местом примыкания пути необщего пользования ОАО "Мостоконструкция" является маневровый светофор М-18 путь 55 "а".
В пределах вышеназванного железнодорожного пути необщего пользования, складами и железнодорожными путями необщего пользования владеют: ООО "РУСЛИ", ОАО "Вторцветмет", ООО "Сиб-ЭкоМеталл", ООО "Втормет", ООО "Росток-Сибирь", ООО "Гринмар", ООО "Сибирская тайга", ООО "Прогресс-М", ООО "Маяк", ЗАО "Красный Яр-Шина", ООО "ЕнисейПродукт", ООО "Сталь", ЗАО "Орлан", ООО "ДекАрт", ООО "ККЗ", ООО "Ленком", ФГУ "Ермак", ООО "Движение", ООО "Магистраль", ФГУ "Сибирский", ООО "СибТранСервис", ООО "МТК- Сервис" (вместе -Контрагенты).
Между ОАО "РЖД" и Контрагентами заключены договоры, регулирующие взаимоотношения сторон связанные с подачей и уборкой вагонов на пути необщего пользования Контрагентов и взаимоотношения по пользованию железнодорожными путями Контрагентов (далее- Договоры).
22 марта 2010 года Перевозчиком в адрес ООО "РУСЛИ", ООО "Ленком", ООО "Маяк", ОАО "Мостоконструкция", ООО "Гринмар", ОАО "Вторцветмет", ЗАО "Красный Яр-шина", ООО "ККЗ" были направленные дополнительные соглашения к Договорам.
Дополнительными соглашениями ОАО "РЖД" было предложено Контрагентам изложить п.п. а) п. 14 Договоров в следующей редакции: "Сбор за подачу и уборку вагонов, который определяется как сумма оплаты: за работу локомотива Перевозчика при подаче и уборке вагонов по ставкам таблицы N10 Тарифного руководства N3 "Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте" с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации; за пользование железнодорожным подъездным путём ежесуточно по ставкам части 2 таблицы 11 Тарифного руководства N3 с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации за развернутую длину железнодорожного подъездного пути, принадлежащего Перевозчику, используемого при подаче и уборке вагонов, равную 0,520 км.".
Учитывая наличие в действиях ОАО "РЖД", связанных с взиманием с контрагентов сбора за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования, примыкающим к станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", без учета количества фактических пользователей, признаков нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" приказом Красноярского УФАС России от 18.10.2010 N760 возбуждено настоящее дело N 481-10-10.
Определением от 18 октября 2010 года о назначении дела N481-10-10 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено ОАО "РЖД" в качестве заинтересованных лиц привлечены: ОАО "Мостоконструкция", ООО "РУСЛИ", ОАО "Вторцветмет", ООО "Сиб-ЭкоМеталл", ООО "Втормет", ООО "Роток-Сибирь", ООО "Гринмар", ООО "Сибирская тайга", ООО "Програсс-М", ООО "Маяк", ЗАО "Красный Яр-Шина", ООО "ЕнисейПродукт", ООО "Сталь", ЗАО "Орлан", ООО "Декарт", ООО "Красноярский котельный завод", ООО "Ленком", ФГУП "Ермак", ООО "Движение", ООО "Магистраль", ФГУП "Сибирский", ООО "СибТрансСервис"), ООО "МТК-Сервис".
Правомерность своих действий, связанных с взиманием сбора за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования, примыкающим к станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", без учета количества фактических пользователей, Ответчик обосновывает, тем, что предложенная оплата Контрагентам соответствует требованиям действующего законодательства, в частности требованиям Тарифного руководства N 3, утвержденным Постановлением Федеральной Энергетической Комиссии от 19.06.2002. N 35/15, (далее- Тарифное руководство N3).
По мнению Контрагентов взимание сбора за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования, примыкающим к станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", без учета количества фактических пользователей является неправомерным и ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, пользующихся вышеназванным путем, что имеет негативные последствия, связанные с удорожанием реализуемой ими продукции (работами, услугами).
При рассмотрении дела N481-10-10 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
ОАО "РЖД" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N39 по г. Москве 23.09.2003 за основным государственным регистрационным номером 103773877295. Согласно уставу ОАО "РЖД", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N585, одной из главных целей деятельности ОАО "РЖД" является обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах осуществляемых ОАО "РЖД".
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права 24 ГС N0003145 от 25.03.2004 Ответчик имеет на основании права собственности сооружение - "Комплекс Красноярской дистанции пути" застроенной площадью 12037.9 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, от 4082 км. ПК0 до 4163 ПК0 Транссибирской железнодорожной магистрали с обходом от оси П3 ст. Бугач до ст. Красноярск- Восточный (от 1 км. ПК 400 до 38 км. ПК 547) и линией от оси ПЗ ст. Енисей до ст.Дивногорск (от 1 км ПК0 до 33 км ПК0), переданное в уставный капитал ОАО "РЖД" на основании сводного передаточного акта "На имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД"" от 30.09.2003, утвержденного совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей и сообщений.
В рамках реализации уставных задач, через железнодорожный путь необщего пользования, входящий в состав сооружения - "Комплекс Красноярской дистанции пути", примыкающий к станции Базаиха Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", Ответчиком на условиях заключенных договоров и соглашений, осуществляется подача и уборка вагонов, следующим Контрагентам:
- ОАО "Мостоконструкция" на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "Мостоконструкция", местом примыкания которого (пути необщего пользования) является маневровый светофор М-18 пути N55 "а" станции Базаиха Красноярской железной дороги-филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом ОАО "Мостконструкция" на условиях договора от 24.01.2006 N3/899 на эксплуатацию железнодорожного пути;
- ООО "РУСЛИ" на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ООО "РУСЛИ" и примыкающий стрелочным переводом N617 к пути необщего пользования ЗАО "Красный Яр-шина" по станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика на условиях договора от 26.02.2008 N3/1580 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования;
- ООО "Втормет" на железнодорожный путь необщего пользования закрытого акционерного общества "Красноярское монтажное управление "Гидромонтаж", примыкающий стрелочным переводом N219 к вытяжному пути N29 станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика на условиях договора от 24.09.2009 N3/2003 на подачу и уборку вагонов;
- ООО "Гринмар" на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Гринмар", примыкающий к пути N48 стрелочным переводом N397 по станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика на условиях договора от 04.04.2007 N3/1280 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования;
- ООО "Сибирская тайга" на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Гринмар", примыкающий к пути N48 стрелочным переводом N397 по станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика на условиях договора от 08.08.2006 N3/1043 на подачу и уборку вагонов;
- ООО "Прогресс-М" на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Гринмар", примыкающий к пути N48 стрелочным переводом N397 по станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика на условиях договора от 04.04.2009 N3/1043 на подачу и уборку вагонов;
- ООО "Маяк" на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Маяк", примыкающий стрелочным переводом N594 к пути необщего пользования ОАО "Вторцветмет" N1 по станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика на условиях договора от 15.04.2006 N3/966 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования;
- ЗАО "Красный Яр-шина" на железнодорожный путь необщего пользования ЗАО "Красный Яр-шина", примыкающий стрелочным переводом N48 к пути N12 станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика на условиях договора от 08.10.2008 N3/1705 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования;
- ООО "Сталь" на железнодорожный путь необщего пользования ЗАО "Красный Яр-шина", примыкающий стрелочным переводом N48 к пути N12 станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика на условиях соглашения от 28.01.2010 NС-3/453 к договору от 08.10.2008 N3/1705 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования;
- ЗАО "Орлан" на железнодорожный путь необщего пользования ЗАО "Красный Яр-шина", примыкающий стрелочным переводом N48 к пути N12 станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика на условиях соглашения от 2008 года NС-3/348 к договору от 08.10.2008 N3/1705 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования;
- ООО "Енисейпродукт" на железнодорожный путь необщего пользования ЗАО "Красный Яр-шина", примыкающий стрелочным переводом N48 к пути N12 станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика на условиях соглашения от 01.07.2009 NС-3/394 к договору от 08.10.2008 N3/1705 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования;
- ООО "ДекАрт" на железнодорожный путь необщего пользования ЗАО "Красный Яр-шина", примыкающий стрелочным переводом N48 к пути N12 станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика на условиях соглашения от 01.07.2009 NС-3/394 к договору от 08.10.2008 N3/1705 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования;
- ООО "ККЗ" на железнодорожный путь необщего пользования ООО "ККЗ", примыкающий стрелочным переводом N635 к продолжению пути N56 станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика на условиях договора от 20.01.2006 N3/965 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования;
- ООО "Ленком" на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Ленком", примыкающий стрелочным переводом N761 к пути необщего пользования N47 ФГУП "Ермак" по станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика на условиях договора от 17.03.2009 N3/1835 на подачу и уборку вагонов;
- ФГУ "Ермак" на железнодорожный путь необщего пользования Перевозчика, примыкающий стрелочным переводом N621 к пути необщего пользования N55"б" станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика на условиях договора от 12.02.2007 N3/1228 на подачу и уборку вагонов;
- ООО "Движение" на железнодорожный путь необщего пользования Перевозчика, примыкающий стрелочным переводом N621 к пути необщего пользования N55"б" станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика на условиях соглашения от 01.04.2007 NС-3/158 к договору от 12.02.2007 N3/1228 на подачу и уборку вагонов;
- ООО "Магистраль" на железнодорожный путь необщего пользования Перевозчика, примыкающий стрелочным переводом N621 к пути необщего пользования N55"б" станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика на условиях соглашения от 12.02.2007 NС-3/169 к договору от 12.02.2007 N3/1228 на подачу и уборку вагонов;
- ООО "МТК - Сервис" на железнодорожный путь необщего пользования Перевозчика, примыкающий стрелочным переводом N621 к пути необщего пользования N55"б" станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика на условиях соглашения от 12.02.2007 NС-3/175 к договору от 12.02.2007 N3/1228 на подачу и уборку вагонов;
- ФГУ "Сибирский" на железнодорожный путь необщего пользования Перевозчика, примыкающий стрелочным переводом N629 к пути необщего пользования ФГУ "Ермак" станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика на условиях договора от 10.04.2007 N3/1335 на подачу и уборку вагонов;
- ООО "СибТрансСервис" на железнодорожный путь необщего пользования Перевозчика, примыкающий стрелочным переводом N629 к пути необщего пользования ФГУ "Ермак" станции Базаиха Красноярской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика на условиях соглашения от 18.02.2010 NС-3/440 к договору от 10.04.2007 N3/1335 на подачу и уборку вагонов.
Подпунктом "а" пункта 14 Договоров предусмотрено, что Контрагенты уплачивает Перевозчику сбор за подачу и уборку вагонов по ставкам, определенным в таблицах Тарифного руководства N3. Согласно п. 21 Договоров последние заключены сроком на 5 лет.
22 марта 2010 года Перевозчиком в адрес ООО "РУСЛИ", ООО "Ленком", ООО "Маяк", ОАО "Мостоконструкция", ООО "Гринмар", ОАО "Вторцветмет", ЗАО "Красный Яр-шина", ООО "ККЗ" были направленные дополнительные соглашения к Договорам.
Дополнительными соглашениями ОАО "РЖД" было предложено Контрагентам изложить п.п. а) п. 14 Договоров в следующей редакции: "Сбор за подачу и уборку вагонов, который определяется как сумма оплаты: за работу локомотива Перевозчика при подаче и уборке вагонов по ставкам таблицы N10 Тарифного руководства N3 "Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте" с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации; за пользование железнодорожным подъездным путём ежесуточно по ставкам части 2 таблицы 11 Тарифного руководства N3 с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации за развернутую длину железнодорожного подъездного пути, принадлежащего Перевозчику, используемого при подаче и уборке вагонов, равную 0,520 км.".
Таким образом, из текста дополнительных соглашений следует, что Перевозчиком было предложено изменить порядок оплаты за подачу и уборку вагонов, который уже не будет исходить из принципа кратности, когда за каждую подачу-уборку локомотива уплачивалась определенная денежная сумма.
Внесение изменений в договор приведет к тому, что сумма оплаты за услуги по подаче-уборке вагонов увеличится на сумму ежесуточной платы за пользование путем, в одинаковой (фиксированной) сумме с каждого Контрагента, независимо от того, в каком объеме (без учета количества поданных и убранных вагонов каждому) происходит фактическое пользование развернутой длиной участка пути и как последствие значительно увеличит расходы Контрагентов при подаче и уборке вагонов, что может негативно отразиться на хозяйственной деятельности последних.
В целях обеспечения принятия законного и обоснованного решения по делу N481-10-10 Красноярским УФАС России в адрес Федеральной службы по тарифам (далее- ФСТ России) был направлен запрос (исх. N18827 от 22.12.10).
Согласно информации (исх. ТС-1241/10 от 17.02.2011), представленной ФСТ России, взимание ОАО "РЖД" в полном размере платы за пользование железнодорожным подъездным путем, принадлежащим владельцу инфраструктуры, с каждого пользователя транспортными услугами, с которыми у железной дороги заключен соответствующий договор является правомерным.
Относительно вопроса о возможности взимании сбора за пользование железнодорожным подъездным путем ежесуточно по ставкам части 2 таблицы 11 Тарифного руководства N3 солидарно со всех фактических пользователей (Контрагентов) железнодорожным путём необщего пользования, а не индивидуально с каждого пользователя, ФСТ России пояснила, что в условиях государственного тарифного регулирования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" работ по подаче и уборке вагонов и существующего в рамках Тарифного руководства N3 порядка расчета данной платы, не предусматривающего распределения платы между пользователями транспортными услугами с пользователей подъездным железнодорожным путем невозможно без внесения изменений и дополнений в действующую редакцию Тарифного руководства N3, а также, что в настоящее время ФСТ России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в редакцию п. 2.7.8. Тарифного руководства N3, предусматривающих введение порядка распределения платы за пользование подъездным путем (части подъездного пути) ОАО "РЖД" между пользователями, использующими совместно данный путь, позволяющего учесть многообразие условий и технологий организации подачи и уборки вагонов на железнодорожные подъездные пути.
На вопрос о правомерности ежесуточного взимания платы за пользование железнодорожным подъездным путем, принадлежащим владельцу инфраструктуры, ФСТ России ответила, что учитывая непрерывность работы железных дорог, в том числе, по подаче и уборке вагонов на пути необщего пользования, плата за пользование железнодорожным подъездным путем, принадлежащим владельцу инфраструктуры, установлена в руб./сут и взимается ежесуточно независимо от осуществления работы по подаче и уборке вагонов и ее размеров в конкретные сутки, ввиду чего в период действия договора на подачу и уборку вагонов ежесуточное взимание ОАО "РЖД" платы за пользование железнодорожным подъездным путем, принадлежащим владельцу инфраструктуры, независимо от фактического числа поданных и убранных вагонов за рассматриваемый период, правомерно. При этом, необходимость ежесуточной оплаты содержания пути необщего пользования обусловлена тем, что ОАО "РЖД", вынуждено содержать путь необщего пользования для обеспечения возможности подачи и уборки вагонов, в том числе, и в период отсутствия подачи и уборки вагонов на подъездной путь необщего пользования.
Исследовав материалы дела N481-10-10, Комиссия по рассмотрению дела пришла к следующим выводам.
Отношения, связанные с подачей и уборкой вагонов на пути необщего пользования регулируются Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФЗ "Устав железнодорожного транспорта"), Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N26 (далее- Правила).
В соответствии со статьёй 55 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
Исходя из положений статей 58, 60 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов.
Статьей 64 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" определено, что взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Согласно пунктам 2.1, Правил отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, имеющим на праве собственности железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к железнодорожному пути необщего пользования основного владельца, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования заключаются между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом перевозчика.
Подача и уборка вагонов пользователю или контрагенту, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры или иному владельцу железнодорожного пути необщего пользования, имеет склады и погрузочно-разгрузочные площадки, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов.
По смыслу приведенных норм права, следует, что подача и уборка груженных/порожних вагонов и эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования регулируется возмездным договором, заключение которого для Перевозчика, является обязательным.
В соответствии со статьей 4 Федерального Закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - ФЗ "О естественных монополиях") услуги по осуществлению железнодорожных перевозок отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что тарифы, сборы и платы, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ФЗ "О естественных монополиях" открытое акционерное общество "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 N 435-т "О включении (исключении) организаций в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте" ОАО "РЖД" включено в раздел 1 "Железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования" Реестра субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 77/1/2.
Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 6 ФЗ "О естественных монополиях" и в целях совершенствования государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок утверждено Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством (Постановление N 643 от 5 августа 2009).
В указанный перечень услуг, относящихся к сфере деятельности естественных монополий, подлежащих государственному регулированию, отнесены, в том числе, дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, такие как подача и уборка вагонов. Ставки сборов за подачу и уборку вагонов, а также порядок их применения определены Тарифным руководством N3 и обязательны для применения ОАО "РЖД"- субъекта естественной монополии, при оказании услуг по подаче и уборке вагонов на путях необщего пользования.
30 июня 2009 года приказом Федеральной Службы по Тарифам (далее- ФСТ России) от 10 июня 2009 года N 120-т/5 "О внесении изменений и дополнений в Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте "Тарифное руководство N 3" (далее- Приказ ФСТ России N120-т/5) были внесены изменения в Тарифное руководство N3, в частности в пункт 2.7.6 Тарифного руководства N3.
В силу пункта 2.7.6 Тарифного руководства N 3 в редакции Приказа ФСТ России N120-т/5 если одна часть железнодорожного подъездного пути, используемого при подаче и уборке вагонов, принадлежит железной дороге, а другая часть - грузоотправителю, грузополучателю, иному владельцу железнодорожного подъездного пути, то ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как сумма оплаты за работу локомотива при подаче и уборке вагонов и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем по одному из двух вариантов, указанных в п. 2.7.6.1, 2.7.6.2. Тарифного руководства N3. Пунктом 2.7.6.3 Тарифного руководства N3 установлено, что для целей определения сбора за подачу и уборку вагонов в соответствии с пунктом 2.7.6 Тарифного руководства N3, принимается развернутая длина участка пути, принадлежащего железной дороги, используемого при подаче и уборке вагонов для грузоотправителя, грузополучателя, иного владельца железнодорожного подъездного пути, за услуги которому производится определение сбора.
С учетом изложенного, Комиссия отмечает, что взимание платы за пользование железнодорожным подъездным путем ежесуточно индивидуально с каждого Контрагента, то есть без учета количества фактических пользователей (Контрагентов) железнодорожным путём необщего пользования, хотя и может ущемить интересы Контрагентов, обусловлено вступлением в силу Приказа ФСТ России N120-т/5 и является правомерной исходя из информации представленной ФСТ России (исх. ТС-1241/10 от 17.02.2011).
Кроме того, положения п. 2.7.6, 2.7.6.1 и 2.7.6.2 Тарифного руководства N3, были проверены, на предмет соответствия действующему законодательству, Верховным Судом Российской Федерации (решение от 24.12.2009 NГПИ09-1413).
Вместе с тем, Комиссия обращает особое внимание на то, что в настоящее время ФСТ России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в редакцию п. 2.7.8. Тарифного руководства N3, предусматривающих введение порядка распределения платы за пользование подъездным путем (части подъездного пути) ОАО "РЖД" между пользователями, использующими совместно данный путь, позволяющего учесть многообразие условий и технологий организации подачи и уборки вагонов на железнодорожные подъездные пути.
В силу части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции. Данная конституционная норма реализована в законодательстве о конкуренции.
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О защите конкуренции" настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно пункту 7 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В силу части 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Ввиду того, что подача и уборка вагонов оказывается ОАО "РЖД", как субъектом находящимся в состоянии естественной монополии, положение ОАО "РЖД" на рынке оказания услуг по подаче и уборке вагонов и на рынке эксплуатации путей необщего пользования, в соответствии ч.5 ст. 5 ФЗ "О защите конкуренции", является доминирующим.
Частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Как установлено выше, проверяемые Комиссией действия ОАО "РЖД" были совершены последним в пределах действующего законодательства, обусловлены вступлением в силу Приказа ФСТ России N120-т/5.
При указанных обстоятельствах законные основания полагать, что действия ОАО "РЖД", являются злоупотреблением своим доминирующим положением, у Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание наличие у ОАО "РЖД" правовых оснований взимания платы за пользование железнодорожным подъездным путем ежесуточно индивидуально с каждого Контрагента, то есть без учета количества фактических пользователей (Контрагентов) железнодорожным путём необщего пользования, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Производство по делу N 481-10-10 в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии |
Е.Л. Лужбин |
Члены Комиссии |
Ю.В. Фомушкина
Е.В. Капсудин |
377.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 481-10-10 (опубликовано 20 декабря 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016