Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 8 декабря 2010 г. N 342-10-10
Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии 24 ноября 2010 года. В полном объеме решение изготовлено 08 декабря 2010 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии - Баранова А.В., начальник правового отдела, Куштысева Е.В., старший государственный инспектор контрольного отдела рассмотрела дело N 342-10-10, возбужденное по заявлению гражданина <_> (N 11469 от 17.08.2010) в отношении товарищества собственников жилья "Ника" (<_>) (далее - ТСЖ "Ника") и товарищества собственников жилья "Северянка-2" (<_>) (далее - ТСЖ "Северянка-2") по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции").
На заседании Комиссии 24.11.2010 года присутствовали:
Представитель ТСЖ "Ника" по доверенности - <_>
<_>;
Представитель <_> по доверенности - <_>
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление гражданина <_> на действия <_> которая является председателем ТСЖ "Ника" и ТСЖ "Северянка-2".
Согласно указанному заявлению <_> является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <_> В данном помещении расположено ООО "Эскулап", которое оказывает стоматологические услуги.
Управлением многоквартирного дома, расположенного по адресу: <_> в соответствии с заявлением занимаются указанные ТСЖ.
Заявителем с ОАО "Красноярскэнергосбыт" заключен договор на энергоснабжение указанного объекта и был проведен отдельный силовой кабель.
Председателем указанных ТСЖ <_> 16.08.2010 было прекращено электроснабжение объекта заявителя.
По данному факту управлением приказом N 529 от 30.08.2010 года было возбуждено дело N 342-10-10 в отношении ТСЖ "Ника" и ТСЖ "Северянка-2" по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения данного дела Комиссией было установлено следующее:
Согласно документам, представленным заявителем, собственником нежилого помещения N 123, расположенного по адресу: <_> являлась <_>
Между ОАО "Красноярскэнергосбыт" и <_> заключен договор <_> на электроснабжение от 21.05.2007, в соответствии с пунктом 2.1. которого "Гарантирующий поставщик" подает электроэнергию в точки поставки "Абонента", установленные на кабельных наконечниках в РУ-0,4 кВ ТП-916 10/0,4 кВ в количестве, определенном в соответствии с согласованными ежегодно договорными объемами потребления электроэнергии по настоящему договору с помесячной детализацией и категорией надежности электроснабжения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 25.07.2007 собственником указанного нежилого помещения стал <_>
На основании указанного договора осуществлялось электроснабжение нежилого помещения N 123, расположенного по адресу: <_>
Между <_> и ООО "Эскулап" заключен договор аренды нежилого помещения от 03.01.2010, в соответствии с которым указанное нежилое помещение передано арендатору за плату во временное владение и пользование для размещения в нем стоматологического кабинета арендатора.
16.08.2010 <_> являющейся согласно представленным в управление документам председателем ТСЖ "Ника" и ТСЖ "Северянка - 2", было прекращено электроснабжение нежилого помещения N 123, расположенного по адресу: <_>
Указанный факт <_> не отрицала и указала, что причиной указанных действий явилась задолженность <_> по оплате коммунальных услуг перед ТСЖ "Ника".
Также <_> пояснила, что с 2008 года ТСЖ "Северянка - 2" деятельность по управлению многоквартирным домом не осуществляет.
В соответствии с уставом ТСЖ "Северянка-2", утвержденным решением общего собрания членов ТСЖ "Северянка-2" (протокол б\н от 10.11.2004), товарищество является добровольным объединением домовладельцев (собственников) жилых и нежилых помещений и иной недвижимости в кондоминиуме, созданным в указанных в уставе целях.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.10.2010 <_> ТСЖ "Северянка-2" зарегистрировано инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска 14.04.2005.
Между ОАО "Красноярскэнергосбыт" и ТСЖ "Северянка-2" был заключен договор <_> на энергоснабжение <_> от 29.06.2006, в соответствии с пунктом 3.1.1. которого "Энергоснабжающая организация" обязуется отпускать электрическую энергию "Абоненту" (ТСЖ "Северянка-2") и его субабонентам через электрические сети, в количестве, установленным договором, исходя из наличия ресурсов энергосистемы и соответствующего качества в соответствии с ГОСТ 13109-97, согласно перечню объектов: жилой дом - <_>
В материалы дела ТСЖ "Ника" была представлена копия протокола общего собрания товарищества собственников жилья "Северянка-2" от 15.02.2008, в соответствии с пунктом 4 которого дебиторская и кредиторская задолженность жилого дома, расположенного по адресу: <_> перед поставщиками, дебиторская и кредиторская задолженности собственников жилых и нежилых помещений, денежные средства подотчета <_> договоры уступки права требования передаются во вновь созданное ТСЖ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 08.07.2010 <_> ТСЖ "Ника" зарегистрировано межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю 11.03.2008.
В соответствии с пунктом 1.1. устава ТСЖ "Ника", утвержденного решением общего собрания членов ТСЖ "Ника" (протокол N 1 от 20.02.2008) с изменениями, внесенными решением общего собрания членов ТСЖ "Ника" (протокол б/н от 06.02.2010), ТСЖ "Ника", образованное на базе <_> создано по решению общего собрания собственников помещений и их представителей (протокол N 1 от 20.02.2008), является объединением собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления, обеспечения эксплуатации комплекса движимого и недвижимого имущества, владения, пользования и распоряжения общим имуществом.
В акте приема-передачи жилого дома <_> с инженерными сетями от 12.03.2008, представленном ТСЖ "Ника" (N 13110 от 20.09.2010), указано, что ТСЖ "Северянка-2" в лице председателя правления <_> передает, а ТСЖ "Ника" в лице председателя <_> принимает 9-ти этажный, 121-квартирный жилой дом, расположенный по адресу: <_> с инженерными сетями без встроено - пристроенных помещений.
Согласно сообщению о закрытии лицевого счета ИНФНС по Советскому району г. Красноярска 18.08.2008 был закрыт лицевой счет ТСЖ "Северянка-2".
В соответствии с информацией, представленной ОАО "Красноярскэнергосбыт" (N 119-11/462 от 23.09.10), на основании обращения ТСЖ "Северянка-2" о расторжении договора <_> на энергоснабжение <_> от 29.06.2006 и обращения ТСЖ "Ника" о заключении данного договора с товариществом, 12.08.2010 с ТСЖ "Ника" был заключен договор <_> на электроснабжение жилого дома, расположенного по адресу: <_>
Согласно пункту 1.1. указанного договора "Гарантирующий поставщик" обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а "Абонент" обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
В соответствии с представленными ОАО "Красноярскэнергосбыт" письменными пояснениями (N 119-11/551 от 11.11.2010) с июня 2006 года до августа 2010 года оплата за оказанные услуги электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <_> производилась ТСЖ "Ника", однако в платежных поручениях в графе "назначение платежа" содержалась ссылка на договор энергоснабжения, заключенный между ОАО "Красноярскэнергосбыт" и ТСЖ "Северянка - 2".
По вопросу прекращения председателем ТСЖ "Ника" <_> электроснабжения нежилого помещения 123, расположенного по адресу: <_> обратилась в адрес ОАО "Красноярскэнергосбыт" письмом от 16.08.2010.
В результате проверки указанного факта представителем ОАО "Красноярскэнергосбыт" с выездом в указанное нежилое помещение был проведен осмотр электроустановки потребителя, по результатам которой был составлен акт <_> от 16.08.2010.
Согласно представленной <_> копией акта <_> от 16.08.2010, составленного ОАО "Красноярскэнергосбыт", в соответствии с которым электроснабжение объекта заявителя на момент осмотра отсутствовало, доступ представителю ОАО "Красноярскэнергосбыт" в электрощитовую (к ВРУ - 0,4 кВ) жилого дома, расположенного по адресу: <_> не был обеспечен.
Таким образом, у представителя ОАО "Красноярскэнергосбыт" отсутствовала возможность восстановления электроснабжения нежилого помещения 123, расположенного по адресу: <_>
Как указано в акте N <_> от 16.08.2010 <_> дала пояснения представителю ОАО "Красноярскэнергосбыт" о том, что ею было прекращено электроснабжение указанного объекта по причине наличия задолженности по оплате коммунальных услуг у <_>
Однако, ОАО "Красноярскэнергосбыт" в письменных пояснениях (N 119-11/438), представленных в адрес управления, подтвердило факт отсутствия задолженности по действующему договору энергоснабжения, заключенному между обществом и <_>
Кроме того, представителем ОАО "Красноярскэнергосбыт" повторно была проведена проверка, по результатам которой был составлен акт <_> от 25.08.2010, в соответствии с которым в нежилом помещении 123, расположенном по адресу: <_> отсутствовало электроснабжение в период с 16.08.2010 по 25.08.2010, что подтверждается отсутствием изменения показаний приборов учета).
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пунктом 5 части 2 указанной статьи ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Однако, учитывая наличие заключенного договора <_> на электроснабжение от 21.05.2007 между ОАО "Красноярскэнергосбыт" и <_> ТСЖ "Ника" не является исполнителем по оказанию услуг электроснабжения нежилого помещения 123, расположенного по адресу: <_>
Таким образом, задолженность по оплате электрической энергии, потребленной объектом, расположенным по адресу: <_> перед ТСЖ "Ника" отсутствовала.
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.2007 N 168) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 6 Федерального Закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.
В связи с тем, что ТСЖ "Ника" не были предприняты меры по восстановлению электроснабжения указанного нежилого помещения, <_> был заключен с ОАО "Красноярскэнергосбыт" договор <_> на электроснабжение от 15.09.2010, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а <_> обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 25.08.2010, ООО "КрасКом", <_> и ООО "Ермак-К" определены границы ответственности за состояние и обслуживание электроустановок ООО "КрасКом" и <_> в соответствии с их балансовой принадлежностью.
Кроме того, действия председателя ТСЖ "Ника" <_> по прекращению электроснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: <_> повлекли ущемление интересов заявителя, так как ему пришлось нести расходы при осуществлении технологического присоединения к электросетевому хозяйству ОАО "КрасКом", а также расходы, связанные с исполнением пункта 4.2. договора аренды нежилого помещения от 03.01.2010, заключенного между заявителем и ООО "Эскулап", в соответствии с которым <_> как арендодатель обязан обеспечить тепло-электроснабжение арендованного помещения.
В соответствии с анализом состояния конкуренции на рынке оказания услуг по обеспечению перетока электрической энергии в географических границах, определенных территорией <_> в 2009 году, в период с января по 25 августа 2010 года доля ТСЖ "Ника" на указанном товарном рынке составила более 50 %.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В связи с тем, что ТСЖ "Северянка - 2" не осуществляло деятельность в 2009 году, в период с января по 25 августа 2010 года, на основании акта приема-передачи жилого дома <_> с инженерными сетями от 12.03.2008, а также иных подтверждающих данный факт документах, управлением было установлено отсутствие в действиях ТСЖ "Северянка - 2" признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, действия ТСЖ "Ника" по прекращению электроснабжения нежилого помещения N 123, расположенного по адресу: <_> являются нарушающими антимонопольное законодательство, так как ТСЖ "Ника" не вправе препятствовать перетоку через его объекты электрической энергии для объекта заявителя и повлекли ущемление интересов<_>
В ходе рассмотрения дела N 342-10-10 представителем ТСЖ "Ника" был представлен акт от 25.08.2010, в соответствии с которым 25.08.2010 в 14 часов 00 минут было возобновлено предоставление услуги по передаче электроэнергии по общедомовым электрическим сетям в нежилое помещение N 123, расположенное по адресу: <_> собственником которого является <_>
Однако, Комиссией указанный акт не может быть принят как надлежащий, так как он составлен председателем правления ТСЖ "Ника" <_> и управляющим домом <_> иные лица при составлении акта не присутствовали.
Кроме того, <_> на заседании Комиссии 24.11.2010 пояснил, что на момент составления указанного акта электроснабжение нежилого помещения заявителя отсутствовало, о чем также свидетельствует акт <_> от 25.08.2010, составленный представителем ОАО "Красноярскэнергосбыт". Также заявитель указал, что в связи с тем, что услуги перетока электроэнергии к вышеуказанному нежилому помещению на момент рассмотрения данного дела оказываются иным хозяйствующим субъектом, в восстановлении прежней схемы электроснабжения объекта <_> не нуждается.
Таким образом, ТСЖ "Ника" иных документальных доказательств возобновления электроснабжения объекта заявителя представлено не было.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства решила:
1. Признать ТСЖ "Ника" нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" в части прекращения электроснабжения нежилого помещения N 123, расположенного по адресу: <_> (препятствование перетока электроэнергии к указанному объекту).
2. Производство по делу N 342-10-10, возбужденному в отношении ТСЖ "Северянка-2" по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", прекратить в связи с отсутствием в действиях ТСЖ "Северянка - 2" нарушения антимонопольного законодательства.
3. ТСЖ "Ника" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с изменением схемы электроснабжения принадлежащего <_> нежилого помещения N 123, расположенного по адресу: <_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.М. Захаров
Члены Комиссии А.В. Баранова
Е.В. Куштысева
359.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 декабря 2010 г. N 342-10-10
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016